Стелла на тишинской площади. Памятник разрушенной дружбе

Арка Дружбы на Военно-Грузинской дороге

Стелла на тишинской площади. Памятник разрушенной дружбе

Арка Дружбы в Казбеги (англ. Friendship Arch in Kazbegi) была построена вместе со смотровой площадкой в далёком 1983 году в честь двухсотлетия Георгиевского тракта и во имя дружбы российского и грузинского народов. Георгиевский трактат – это договор от 1783 года между Российской империей и Восточной Грузией о протекторате первой над второй.

Интересные моменты истории

Арка Дружбы Народов является вдохновением известного скульптора Церетели, она построена на высоте 2384 метров в Казбегском районе, на Крестовом перевале у Военно-Грузинской дороги, рядом с горнолыжным комплексом Гудаури и представляет собой мозаичное панно, которые были очень популярны среди скульпторов той эпохи.

В ответ на это, в Москве на Тишинской площади был установлен ответный монумент, также работы Зураба Церетели, в виде колонны, на которой изображены буквы грузинского и русского алфавитов, сплетающиеся в слова “Братство”, “Единство”, “Труд”, “Мир”. Его официальное название “Дружбы навеки”, но жители его также называют “Шампур” или “Дерево языка”.

Но и это не всё, была ещё третья экспозиция – “Узы дружбы”, которая была установлена в столице Грузии у выезда на Военно-Грузинскую дорогу и представляла собой два кольца, олицетворявших судьбы людей России и Грузии, которые связывал большой металлический узел с позолотой.

Внутри всего этого находился свиток Георгиевского тракта, сделанный из металла. В 1991 году, по инициативе первого президента Грузии, 3виада Гамсахурдиа, памятник был уничтожен путём подрыва.

К сожалению, мне не удалось отыскать фотографию того времени с изображение ещё одного творения известнейшего грузинского скульптора.

Описание арки

Арка Дружбы народов видна издалека, когда едешь из России в сторону Тбилиси и наоборот – её никак нельзя пропустить, т.к. она стоит прямо у Военно-Грузинской дороги.

Ну упускайте возможность остановиться там на 15-20 минут, ведь любование мозаичным панно не единственная притягательная черта данной достопримечательности.

причина, по которой вы должны остановиться в этом месте – это возможность приобрести у местных торговцев национальные вязанные шапочки и папахи. Шутка конечно. Но если вы проедите мимо, то не рассмотрите величие окружающих гор и не сможете постоять на балкончике над пропастью, и увидеть мирное течение реки Арагви где-то там внизу, на расстояние более двух километров от ваших подошв.

На дне ущелья виднеется небольшое озерцо с бирюзовой водой.

С противоположный стороны Арки Дружбы народов балконы буквально нависают над пропастью и если на них попрыгать, то можно получить небольшой приток адреналина.

Но если вам действительно нужен адреналин и экстремальные фото, то это желание можно осуществить прямо на месте. Если стоять к арке лицом, то нужно пройти под её правым углом, чтобы выйти за неё. Там вы увидите тропинку, которая уходит чуть правее. Немного спустившись по ней, вы выйдите вот к этому месту:

И сможете сделать там вот такие фотографии:

Как видно на фото, есть и второй камушек, там совсем уже зависаешь над бездной, но и этого положения будет вполне достаточно большинству.

Туда стоит идти только людям не боящимся высоты в удобной обуви и в хорошую погоду, т.е. зимой, в дождь и грязь туда подходить не стоит, т.к. тропинка к этому месту весьма крутая и если поскользнетесь, то последствия могут быть катастрофическими.

Но если с погодой всё нормально, то пройти эти пару метров не составляет проблем, главное рассчитывайте свои силы и погодные условия адекватно.

Кстати, во время горнолыжного сезона, некоторые смельчаки спускаются вне трасс Гудаури прямо к монументу на своих досках и лыжах, правда возвращаться примерно четыре километра придётся на попутке или такси.

На этом осмотр этого исторического памятника культуры можно закончить и продолжить путь в глубь Грузии, в сторону крепости Ананури. Если вы едите из России на машине и попали сюда в ненастную погоду, то не расстраивайтесь, на обратном пути вы поедете этой же дорогой и у вас будет ещё один шанс остановиться тут для фотосессии.

Мой отзыв туриста

Арка дружбы народов в Грузии мне понравилась. Я не фанат мозаичных панно советской эпохи, но Крестовый перевал на котором она возведена, эти балконы над пропастью высотой 2384 метров, реально впечатляют. Завораживающие фотографии получится сделать как любителям экстрима, так и людям, предпочитающим жить без повышения адреналина в крови.

Полезная информация

  1. Координаты для Навитела: N 42°29'32″, E 44°27'9″
  2. Координаты для ЯндексКарт и ГуглМэпса: 42.492257, 44.452668
  3. Вход бесплатный.
  4. Режим работы: круглосуточно, без выходных и праздников.

Как доехать и добраться до Арки Дружбы народов

Проще всего доехать путешествующим по Грузии туристам на машине, которые едут из России в Грузию и наоборот. Эти люди в любом случае будут проезжать мимо этого места, но для уверенности можно вбить координаты в навигатор.

Из Тбилиси можно добраться на маршрутке, которая ходит до Гудаури или Казбеги. Обе эти маршрутки отправляются с автовокзала, который находится на станции метро “Дидубе”. На дорогу уйдёт приблизительно 2 часа. Старайтесь приходить и занимать место в маршрутном такси заранее, лучше за час-полтора, особенно это касается поздних рейсов.

До Казбеги маршрутка ходит ежечасно, начиная с 8 утра и до 17-18 часов, в зависимости от времени года. На ней вы сможете доехать непосредственно до места назначения и стоить это вам будет ~3-4$.

Расписание маршрутки Тбилиси-Гудаури лучше узнавать на месте, т.к. оно также плавает в зависимости от поры года. Её стоимость будет аналогичной, но она не доходит до монумента примерно 3,5 километра, поэтому придётся либо докинуть водителю пару лари, чтобы довёз, либо ехать на попутке или топать пешком.

Экскурсии

Брать экскурсию по достопримечательностям Военно-грузинской дороги лучше всего из Тбилиси, т.к. этот маршрут идеально вписывается в один день, что значительно экономит ваши финансы и время отдыха.

По ценам они имеют минимальные отличия, которые формируются скорее из “заслуженности” гида, поэтому рекомендую выбирать экскурсию, опираясь на её программу. Не стоит затягивать с предварительным заказом, по-настоящему хороших гидов не много, а хорошо владеющих русским языком ещё меньше и их туры бронируют задолго до посещения Грузии.

Предлагаю ознакомиться с обширной экскурсионной программой хорошего гида по меньшей цене, и с программой заслуженного гида, пусть и слегка дороже.

Стелла на тишинской площади. Памятник разрушенной дружбе

Стелла на тишинской площади. Памятник разрушенной дружбе

СкульпторЗураб ЦеретелиАрхитекторАндрей Вознесенский и Ю. Н. Коновалов

Дру́жба наве́ки – монумент, одна из достопримечательностей Москвы , установленная в 1983 году на Тишинской площади .

История

Не смоете губкой,

Не срезать резинкой

С небес эти буквицы

Русско-грузинские.

Такого ни в Цюрихе,

Ни в Семиречье

Прокрашенный суриком

Памятник Речи.

Монумент «Дружба навеки» – это первая установленная в Москве работа Зураба Церетели , созданная вместе с архитекторами Андреем Вознесенским и Ю. Коноваловым .

Памятник, помимо основного, имеет и неофициальные названия: «Дерево языка», «Шампур» или «Шашлык» (благодаря внешнему сходству) .

Интересно, что некогда композиция была «парной»: вторая часть, названная «Узами дружбы», была установлена у выезда на 208-километровую Военно-Грузинскую дорогу . Памятник представлял собой два кольца – история России и Грузии, связанные огромным металлическим узлом с позолотой.

Внутри располагался металлический свиток с текстом Георгиевского трактата. Такую необычную форму композиции Зурабу Церетели навеяла любовь Александра Сергеевича Грибоедова и Нины Александровны Чавчавадзе .

В 1991 году монумент «Узы дружбы» был взорван по распоряжению первого президента Грузии Звиада Константинович Гамсахурдиа .

Описание

42-метровый монумент «Дружба навеки» представляет собой колонну, состоящую из нанизанных на вертикальный каркас трудноразличимых букв русского и грузинского алфавита , которые образуют слова «Мир», «Труд», «Единство», «Братство» . Венчается колонна венком в виде виноградной грозди, переплетённой колосьями пшеницы , что весьма символично – виноград символизирует Грузию, а хлеб – Россию .

Установлен памятник на широком плоском постаменте с медными свитками, на одном из которых начертаны слова из Георгиевского трактата, а на остальных высечены цитаты из сочинений многих авторов, посвященных дружбе между Россией и Грузией: Ш. Руставели, И. Чавчавадзе, А. Церетели, Н. Николадзе, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, С. А. Есенина, Б. Л. Пастернака, К. С. Симонова и др . Примечательно, что в тексте одного из свитков допущена орфографическая ошибка .

15 картушей были установлены за несколько дней до открытия памятника, но свиток со строками Бориса Леонидовича Пастернака был приварен лишь перед прибытием на площадь правительственных машин, потому что стихи Пастернака один из секретарей ЦК КПСС запретил помещать на медных листах . Но у Церетели был иной взгляд на происходящее:

Даже просто процитировать запрещённого Пастернака в советское время – значило рисковать биографией. А ведь в моей колонне-памятнике так называемой языковой дружбы (на Тишинской площади, недалеко от Белорусского вокзала) – с вязью из букв арамейского, грузинского, славянского алфавитов – поэтические строчки Пастернака отлиты в металле. Тогда – в расцвет застоя! – это имя не упоминалось, и строчки Бориса Леонидовича лично вычеркнул Михаил Суслов . Помните такого? Страшный человек! Он отвечал в ЦК КПСС за идеологию, и спорить с ним было опасно.

Но мне очень хотелось, чтобы народ прочитал прекрасные стихи Пастернака, и я проявил своеволие: заранее заготовил плиту с отлитыми на ней поэтическими строчками и стал ждать. Когда мне сообщили, что комиссия, которая должна была принимать памятник, выехала из Кремля, я отдал команду приварить плиту.

Галерея

    Ошибка создания миниатюры: Файл не найден

    Ошибка создания миниатюры: Файл не найден

Отрывок, характеризующий Дружба навеки (монумент)

Вечером 1 го сентября, после своего свидания с Кутузовым, граф Растопчин, огорченный и оскорбленный тем, что его не пригласили на военный совет, что Кутузов не обращал никакого внимания на его предложение принять участие в защите столицы, и удивленный новым открывшимся ему в лагере взглядом, при котором вопрос о спокойствии столицы и о патриотическом ее настроении оказывался не только второстепенным, но совершенно ненужным и ничтожным, – огорченный, оскорбленный и удивленный всем этим, граф Растопчин вернулся в Москву. Поужинав, граф, не раздеваясь, прилег на канапе и в первом часу был разбужен курьером, который привез ему письмо от Кутузова. В письме говорилось, что так как войска отступают на Рязанскую дорогу за Москву, то не угодно ли графу выслать полицейских чиновников, для проведения войск через город. Известие это не было новостью для Растопчина. Не только со вчерашнего свиданья с Кутузовым на Поклонной горе, но и с самого Бородинского сражения, когда все приезжавшие в Москву генералы в один голос говорили, что нельзя дать еще сражения, и когда с разрешения графа каждую ночь уже вывозили казенное имущество и жители до половины повыехали, – граф Растопчин знал, что Москва будет оставлена; но тем не менее известие это, сообщенное в форме простой записки с приказанием от Кутузова и полученное ночью, во время первого сна, удивило и раздражило графа.Впоследствии, объясняя свою деятельность за это время, граф Растопчин в своих записках несколько раз писал, что у него тогда было две важные цели: De maintenir la tranquillite a Moscou et d”en faire partir les habitants. [Сохранить спокойствие в Москве и выпроводить из нее жителей.] Если допустить эту двоякую цель, всякое действие Растопчина оказывается безукоризненным. Для чего не вывезена московская святыня, оружие, патроны, порох, запасы хлеба, для чего тысячи жителей обмануты тем, что Москву не сдадут, и разорены? – Для того, чтобы соблюсти спокойствие в столице, отвечает объяснение графа Растопчина. Для чего вывозились кипы ненужных бумаг из присутственных мест и шар Леппиха и другие предметы? – Для того, чтобы оставить город пустым, отвечает объяснение графа Растопчина. Стоит только допустить, что что нибудь угрожало народному спокойствию, и всякое действие становится оправданным.Все ужасы террора основывались только на заботе о народном спокойствии.На чем же основывался страх графа Растопчина о народном спокойствии в Москве в 1812 году? Какая причина была предполагать в городе склонность к возмущению? Жители уезжали, войска, отступая, наполняли Москву. Почему должен был вследствие этого бунтовать народ?Не только в Москве, но во всей России при вступлении неприятеля не произошло ничего похожего на возмущение. 1 го, 2 го сентября более десяти тысяч людей оставалось в Москве, и, кроме толпы, собравшейся на дворе главнокомандующего и привлеченной им самим, – ничего не было. Очевидно, что еще менее надо было ожидать волнения в народе, ежели бы после Бородинского сражения, когда оставление Москвы стало очевидно, или, по крайней мере, вероятно, – ежели бы тогда вместо того, чтобы волновать народ раздачей оружия и афишами, Растопчин принял меры к вывозу всей святыни, пороху, зарядов и денег и прямо объявил бы народу, что город оставляется.Растопчин, пылкий, сангвинический человек, всегда вращавшийся в высших кругах администрации, хотя в с патриотическим чувством, не имел ни малейшего понятия о том народе, которым он думал управлять. С самого начала вступления неприятеля в Смоленск Растопчин в воображении своем составил для себя роль руководителя народного чувства – сердца России. Ему не только казалось (как это кажется каждому администратору), что он управлял внешними действиями жителей Москвы, но ему казалось, что он руководил их настроением посредством своих воззваний и афиш, писанных тем ёрническим языком, который в своей среде презирает народ и которого он не понимает, когда слышит его сверху. Красивая роль руководителя народного чувства так понравилась Растопчину, он так сжился с нею, что необходимость выйти из этой роли, необходимость оставления Москвы без всякого героического эффекта застала его врасплох, и он вдруг потерял из под ног почву, на которой стоял, в решительно не знал, что ему делать. Он хотя и знал, но не верил всею душою до последней минуты в оставление Москвы и ничего не делал с этой целью. Жители выезжали против его желания. Ежели вывозили присутственные места, то только по требованию чиновников, с которыми неохотно соглашался граф. Сам же он был занят только тою ролью, которую он для себя сделал. Как это часто бывает с людьми, одаренными пылким воображением, он знал уже давно, что Москву оставят, но знал только по рассуждению, но всей душой не верил в это, не перенесся воображением в это новое положение.Вся деятельность его, старательная и энергическая (насколько она была полезна и отражалась на народ – это другой вопрос), вся деятельность его была направлена только на то, чтобы возбудить в жителях то чувство, которое он сам испытывал, – патриотическую ненависть к французам и уверенность в себе.

Но когда событие принимало свои настоящие, исторические размеры, когда оказалось недостаточным только словами выражать свою ненависть к французам, когда нельзя было даже сражением выразить эту ненависть, когда уверенность в себе оказалась бесполезною по отношению к одному вопросу Москвы, когда все население, как один человек, бросая свои имущества, потекло вон из Москвы, показывая этим отрицательным действием всю силу своего народного чувства, – тогда роль, выбранная Растопчиным, оказалась вдруг бессмысленной. Он почувствовал себя вдруг одиноким, слабым и смешным, без почвы под ногами.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.