Навыки самообслуживания у ребенка. Формирование навыков самообслуживания у детей с дцп

Развитие навыков самообслуживания у детей с помощью УПЖ

Навыки самообслуживания у ребенка. Формирование навыков самообслуживания у детей с дцп

Когда я познакомилась с Монтессори-подходом, аббревиатура УПЖ насторожила и была непонятной. «Упражнения практической жизни» — что это и зачем? Но спустя пару дней наблюдений в классе я была в восторге от того, как это работает.

Мария Монтессори первой предложила детям эту, казалось бы, «взрослую» деятельность. Посредством наблюдений, она поняла, что такое доверие совершенно необходимо. Оно нужно, чтобы ребёнок реализовывал потребность полноценно жить в нашем мире.

Дети постоянно наблюдают за нами, им хочется стать полноценными участниками жизни, но зачастую пространство не адаптировано под потребности маленького человека. Отсюда капризы, недовольства и неумение обслужить себя. Как только мы вносим изменения в домашнюю среду, сразу видим результат.

Родители ищут пути развития крупной и мелкой моторики у малышей, им важны детская самостоятельность и самообслуживание ребёнка. Есть простое решение — правильно организовать обычную бытовую жизнь. Вот 10 причин, которые вдохновляют меня и других мам на создание УПЖ дома.

Создаём дом для ребёнка

Применяя УПЖ в быту, мы подстраиваемся под детей и организовываем наше домашнее пространство для них. Мы как бы говорим: «Малыш, этот дом такой же твой, как и наш. Он должен быть удобен тебе так же, как и нам».

Помните, какой стульчик и кроватка полюбились Машеньке из сказки про трёх медведей больше остальных? Да, самые маленькие.

Так и мы, поставив низкие столы и полки, подставку в ванную комнату, прибив крючки на уровне ребёнка, положив маленькие тряпочки, показываем, что подготовили дом для него.

И что он может чувствовать себя полноценным участником ежедневных дел, ощущать свою значимость в этом доме и в этом мире.

Используем простые идеи

Взрослые ломают голову — чем занять ребёнка в течение дня? Как организовать его деятельность, чтобы было интересно и полезно? Полки ломятся от развивающих книг, игрушек, но сын или дочь ходят за родителями хвостиком?

Дело в том, что именно мамины бытовые дела больше всего привлекают маленького человека. Ему нужны занятия, где можно почувствовать себя взрослым, повторить за мамой, почувствовать радость от того, что ему доверяют.

Большинство взрослых удивляются, поняв, что можно просто дать ребёнку распылитель с водой и предложить полить цветы или помыть зеркало. Идеи лежат на поверхности и в этом уникальность Монтессори-метода.

Детей очень увлекают простые дела — например, порезать овощи и сложить их в миску.

Занимаем ребёнка рядом с собой

Как организовать рабочее место для ребёнка, пока родители занимаются бытовыми делами? Снова простой совет — делайте всё вместе.

Загружаете посудомоечную или стиральную машины — пусть малыш подаёт вещи или посуду. Готовите — попросите сына или дочь почистить капусту, чеснок, порезать отварной картофель безопасным ножом. Так кухня становится для детей развивающим пространством. Да, порой после совместного приготовления еды нужно заново убирать, но к этому опять же, можно привлечь малыша.

Получаем удовольствие от совместной деятельности

Мы постоянно куда-то торопимся: быстрее приготовить завтрак, помыть посуду и куда-то бежать, «развивать ребёнка». Но, взглянув на ежедневные процессы с точки зрения УПЖ и их важности, мы сможем чуть замедлиться.

Можно никуда не торопиться, а приготовить завтрак вместе. Съест он его с большим аппетитом, ведь сделал сам. И помоет посуду двухлетка уже самостоятельно. Сделать кухню доступной для детей не сложно. Зато, создав на ней подходящую среду, мы с пользой и комфортом проведём время всей семьёй.

Разрешить себе не торопиться, а просто наслаждаться совместной жизнью и деятельностью с этим удивительным маленьким человеком — разве это не здорово?

Стимулируем развитие детской самостоятельности

Начиная с раннего возраста, дети стремятся к независимости. Они хотят повторять за нами, чувствовать себя полноценными участниками жизни, учиться навыкам самообслуживания. Даём ли мы им возможность проявить себя и помочь в выполнении бытовых задач?

Конечно, проще сделать самим — одеть, накормить, убрать. А малыш в это время скучает, ищет, чем бы себя занять. Хотя натягивание носка, намазывание бутерброда или подметание пола — такие полезные упражнения.

Сделав УПЖ частью ежедневной жизни, мы помогаем развитию детской инициативы и самостоятельности.

Развиваем творческие способности

В современном мире ценятся специалисты, которые подходят творчески к выполнению задач. Дети в этом отношении гораздо более свободные и лёгкие, они могут придумать всё что угодно. Упражнения для практической жизни дают поле для творчества: сделать необычное печенье, изобрести новый способ надевания футболки, налить и донести воду так, чтобы не разлить.

Большее не надо ломать голову, как развить творческие способности у детей — просто привлекаем их к повседневным делам.

Прививаем полезные навыки заранее

Мы хотим, чтобы дети внезапно, например, пойдя в школу, научились убирать вещи, собирать портфель, организовывать себя. Но как, если до этого всё делали родители? Если же с раннего возраста мы поощряем самостоятельность, организовываем жизнь и быт малыша через призму УПЖ, то в будущем ему будет легко справляться с повседневными делами.

Способствуем развитию крупной и мелкой моторики

Самый частый запрос родителей, которые приходят знакомиться с детским садом — это развитие крупной и мелкой моторики. И если с мелкой моторикой более-менее понятно — в магазине продаётся много пособий на любой вкус и кошелёк, то с крупной сложнее.

Спортивный уголок для детей в квартиру не всегда помещается. Конечно, можно посещать различные спортивные секции, но в основном они рассчитаны на детей после 3—4 лет. Что же делать с малышами? Например, помочь маме донести покупки из магазина в небольшом мешке или разобрать сумку с продуктами, вместе передвинуть стол.

И так ли нужны покупные пособия для развития мелкой моторики? Может лучше пустить детей на кухню и вместе приготовить салат? Предложить ребёнку порвать зелень в суп или помочь перебрать коробку с пуговицами — годится любая повседневная задача.

А сколько радости получит маленький человек и какое важное знание о себе приобретёт: «Я могу это сделать! Я могу помогать! Меня признают и ценят!»

«Я не могу», «у меня не получится»… Бывает, мы слышим эти слова от близких, друзей, коллег. Про что это? Откуда эти установки? Хотим ли мы, чтобы наш сын или дочь так думали? Организовывая УПЖ дома, мы делаем огромный вклад в будущее своего малыша. Мы принимаем его в свою жизнь, доверяем ему.

Ведь это просто: прибить крючок на низком уровне, чтобы ребёнок смог сам повесить куртку. Положить в зону доступа губку для вытирания стола. Дать ребёнку возможность пропылесосить в комнате. Это создаёт базу, на которой строится самоощущение ребёнка — «Могу или нет?». И в наших силах сделать так, чтобы ответ был утвердительным.

Облегчаем себе жизнь

Казалось бы, проще всё делать самим — одеть, накормить, быстро собрать игрушки. Но в действительности, что мы получаем через год, два, три? Маму, которая по-прежнему всё делает сама и безумно устаёт. Ребёнка, которому нечем себя занять и уже нет желания проявлять свою инициативу.

Посвятив сегодня время тому, чтобы научить сына или дочь одеваться и есть самим, наводить порядок, организовывать своё время, мы облегчим жизнь всей семье в будущем.

Упражнения практической жизни нужны каждому ребёнку. Применяя их, мы не только способствуем его всестороннему развитию, но и помогаем поверить в себя и использовать навыки самообслуживания в будущем.

Автор — Екатерина Терентьева, фото автора из Монтессори-сада бережного развития «Николин Двор» и центра «Детское время»

Консультация для родителей

Навыки самообслуживания у ребенка. Формирование навыков самообслуживания у детей с дцп

Наша кнопка

Скачать материал

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Формирование навыков самообслуживания и социально – бытовой ориентации для детей ДЦП.

Дети с церебральным параличом испытывают особые трудности при овладении навыками самообслуживания ( умение самостоятельно есть, одеваться и раздеваться, общегигиеническими навыками).

Нарушения двигательного и психического развития при ДЦП, трудности, которые испытывают дети в повседневной практической жизни, гиперопека со стороны родителей – все это снижает мотивацию к овладению навыками самообслуживания и социально – бытовой ориентировки.

Несформированность мотивации к самообслуживанию может стать причиной бездеятельного образа жизни, фактором, тормозящим дальнейшее овладение трудовыми и профессиональными навыками.

При формировании навыков самообслуживания и бытовой ориентации необходимо учитывать наличие у детей с церебральным параличом целого ряда нарушений общей моторики и функциональных движений кисти и пальцев рук, речи, познавательной деятельности, в частности недостаточность пространственных представлений. Задачи, которые решаются в процессе обучения и воспитания детей ДЦП при формировании навыков самообслуживания и социально – бытовой ориентации:

Младший возраст.

• Воспитывать привычку самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом.

• Умение пользоваться носовым платком, расческой.

• При кашле и чихании отворачиваться, прикрывать рот и нос носовым платком.

• Умение аккуратно принимать пищу; пищу брать немного, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой)

• Полоскать рот после еды.

• Раздеваться и одеваться с небольшой помощью взрослых.

Старший возраст.

• Быстро и правильно умываться, насухо вытираться , чистить зубы, полоскать рот после еды, чистить зубы, ноги мыть перед сном

• Пользоваться носовым платком и расческой

• Следить за своим внешним видом

• Быстро раздеваться и одеваться вешать одежду в определенном порядке

• Следить за чистотой одежды и обуви

• Умение аккуратно и правильно пользоваться столовыми приборами

• Обращаться с просьбой, благодарить.

Обучение должно быть максимально индивидуализировано в зависимости от двигательных возможностей ребенка.

Важно, чтобы двигательные умения включались в повседневную жизнь и практическую деятельность, постоянно развивались и постепенно становились автоматизированными навыками.

Все бытовые умения и навыки отрабатываются в пассивно – активной форме (с помощью педагога и родителей), постепенно роль взрослого уменьшается и, наконец, ребенок, по возможности, овладевает самостоятельным выполнением различных действий.

Педагоги и родители должны быть предельно внимательны к ребенку и часто хвалить его даже за самые небольшие достижения. Не следует постоянно указывать ребенку на его ошибки и неправильные движения.

Если взрослый, пытаясь обучить ребенка, нервничает, спешит, тот быстро теряет интерес к деятельности, которая вызывает у него затруднения, и долго будет требовать, чтобы его кормили, одевали, причесывали, умывали.

Одна из важных задач при развитии навыков самообслуживания является обучение самостоятельному приему пищу. Одной из главных причин, затрудняющих формирование этого навыка, является недостаточное развитие у детей зрительно – моторной координации, схемы движения «глаз – рука» и «рука – рот». Эти схемы движения необходимо развивать, начиная с самого раннего возраста.

Чтобы сформировать хороший навык, очень важно правильно «наращивать» цепочку действий. Для начала нужно определить, что может самостоятельно сделать ребенок и что ему еще не под силу, затем разбить процесс на составляющие компоненты или небольшие шаги, обучение которым приведет ребенка к освоению навыка в целом.

Следующий шаг – определить оптимальную последовательность обучения. Она должна быть организована таким образом, чтобы самые доступные для конкретного ребенка навыки изучались сначала, а более трудные – позже, причем обучение одному звену должно облегчать обучение последующему.

Обучать навыкам самостоятельного приема пищи надо, посадить ребенка на стул так, чтобы обе руки были свободными. Если ребенок плохо сохраняет равновесие, его можно зафиксировать ремнем. Начинать обучение следует с приема твердой пищи, затем густую пищу. Следует использовать небьющиеся чашки и тарелки.

Ложку и вилку иметь с пластмассовыми рукоятками, так как такие приборы меньше скользят по поверхности стола. При сильно выраженных гиперкинезах, атаксии тарелку нужно закрепить. Если ребенок не может держать ложку в руке пальчиками, научить держать ее в кулаке. Ложку педагог держит с ребенком вместе и направляет ему в рот.

Затем просто педагог набирает пищу в ложку и просит ее подносить себе в рот. Можно немного направить ложку, держа ребенка за локоть. Обращать внимание детей на то, как правильно держат ложку и подносят ее ко рту его товарищи за столом.

При обучении приему пищи следует использовать такие приемы: показ, игровые упражнения с куклой, чтение потешек и художественного слова, рассматривание книг и иллюстраций, организация сюжетно – ролевых игр и др.

Важно научить ребенка брать кружку или чашку, удерживая ее в одной или двумя руками и пить из нее. При обучении питью можно сначала пользоваться резиновой трубочкой, кружкой с двумя ручками. Сначала ребенок пытается сам пить, но если у него не получается, педагог помогает придерживать чашку рукой а ребенок пьет.

Можно педагогу поднести чашку ко рту ребенка, а он делает глотательное движение. Но есть дети, которые не умеют глотать жидкость. Следует научить их глотать. Дать глоток жидкости и прижать щеки руками и тогда он вынужден проглотить жидкость. Родители при поступлении в дошкольное учреждение обязаны предупредить педагога, что ребенок не умеет глотать.

Встречаются такие дети потому, что очень долго сосут соску и не умеют самостоятельно есть и пить. Ребенка с церебральным параличом надо обязательно приучать есть за общим столом. При обучении ребенка самостоятельному приему пищи важно помнить и о развитии общегигиенических навыков: мытье рук до и после еды (с мылом и без), вытирание рта и рук салфеткой.

При обучении удобнее всего использовать чередование действий ребенка и взрослого. Напоминать ребенку важность чистого и аккуратного приема пищи, умение всегда поддерживать порядок и чистоту на столе, умение вовремя пользоваться салфеткой. Если ребенок не умеет жевать с закрытым ртом и пища падает, надо пользоваться тканевой салфеткой и нагрудником.

Постепенно затем убирать их и учить ребенка есть аккуратно.

Мытье рук строится следующим образом: взрослый открывает кран, ребенок подставляет руки под воду, взрослый берет мыло, вкладывает его ребенку в руки, и помогает намылить их. Ребенок самостоятельно или с помощью взрослого трет руки друг о друга. Далее малыш должен смыть мыло, потерев руки, одновременно подставив их под струю воды.

После того, как взрослый закрывает кран, малыш сам берет полотенце и с помощью взрослого вытирает руки. Полотенце взрослый и ребенок вешают вместе. Постепенно, по мере совершенствования общих навыков мелкой моторики, ребенок начинает самостоятельно совершать все большее число операций, а доля участия взрослого уменьшается.

Позже, когда у ребенка образуются отдельные умения, нужно усложнить требования – учить открывать и закрывать кран, пользоваться мылом, полотенцем. Постепенно нужно научить детей чистить зубы, умываться, вытираться, причесываться. Дети с желанием играют с водой, быстро усваивают навыки умывания.

Свои навыки они закрепляют в игровой деятельности с куклами и игрушками.

Обучая ребенка одеванию, нельзя спешить, и, конечно, не следует напрасно торопить ребенка; одежда должна быть просторной, ее легче снимать и надевать; отрабатывать навыки, связанные с умением самостоятельно одеваться и раздеваться, удобно во время игры.

Формируя навыки самообслуживания, важно обучить ребенка действиям, которые требуется выполнять во время раздевания и одевания. Начинать учить снимать и надевать одежду лучше с майки, трусов, шапки, т. е. с одежды, не требующей застегивания.

Позднее применяются различные приспособления для тренировки тонких движений пальцев, как расстегивание и застегивание пуговиц ( сначала больших, потом мелких), расшнуровывание и шнурование ботинок. Эти же навыки тренируются при раздевании и одевании больших кукол. После закрепления в играх на кукле они переносятся на самого ребенка.

Для развития движений мелкой моторики руки следует изготовить такие пособия и игры, которые будут способствовать развитию руки и пальцев.

Это: пальчиковые игры, массаж и самомассаж пальцев и рук, заводные игрушки, волчок и палочки для прокатывания по ладони, грецкие орехи и мелкие семена для захватывания пальцами и многое другое.

Виды помощи при формировании навыков самообслуживания:

(Помощь или содействие) ребенку может быть разной.

•Устная – слова, которые наталкивают ребенка на требуемое действие.

•Демонстрация – показать само действие, чтобы ребенок по подражанию сделал правильно. Это особенно полезно, когда ребенок не способен реагировать только на устные указания.

•Наглядная – наглядные подсказки, наталкивающие на правильное выполнение задания.

•Физическая – физические действия, помогающие малышу справиться с той частью деятельности, которая для него особенно сложна.

Выбор помощи зависит от уровня владения навыком. Постепенно помощь должна уменьшаться, чтобы ребенок сам выполнял нужное действие без всяких подсказок.

Оборудование

• Все процессы, в которых участвует ребенок, должны быть тщательно продуманы и обязательно должны сопровождаться положительными эмоциями.

•Вода должна быть теплой.

•Раковина – на уровне ребенка.

•Мыло должно быть маленьким.

•Крючок для полотенца – на уровне груди ребенка.

•Для того чтобы отличить кран с холодной водой от крана с горячей они должны быть синим и красным соответственно.

•Чашка должна быть пластмассовой со слегка отогнутыми краями или пластиковая чашка может быть обрезана с одного края.

•Мисочка должна быть с высокими краями, ее лучше поставить на мокрое полотенце, чтобы не скользила

•Одежда ребенка должна быть удобной (штаны, колготки на резинке, без ремешков, обувь на липучке).

Овладение навыками самообслуживания нужно ребенку для относительной независимости от взрослого, для развития самостоятельности.

При развитии навыков социально – бытовой ориентации важно научить ребенка пользоваться предметами домашнего обихода, овладеть различными действиями с ними: открывать и закрывать дверь, пользоваться дверной ручкой, ключом, задвижкой; выдвигать и задвигать ящики; открывать и закрывать кран; пользоваться осветительными приборами; включать и выключать телевизор, радио, регулировать силу звука; снимать телефонную трубку, вести разговор по телефону, правильно набирать номер.

Обязательно нужно стимулировать и поощрять стремление ребенка к самостоятельной деятельности. Если ему хочется все делать самому, педагоги и родители должны оказывать лишь необходимую помощь.

В дальнейшем по мере усвоения навыка потребность и непосредственной помощи взрослого при выполнении определенных движений постепенно снижается. При этом важно учитывать возможности ребенка и четко знать, что можно от него потребовать и в каком объеме.

Все занятия лучше проводить в игровой форме и обязательно поощрять ребенка за правильное выполнение действий, результаты которых он всегда должен видеть.

Ребенок с церебральным параличом, поступающий в школу, должен уметь самостоятельно одеваться, раздеваться, застегивать и расстегивать пуговицы, кнопки, молнии, снимать и надевать обувь, не путая правую и левую ногу, расшнуровывать и зашнуровывать ботинки; самостоятельно есть, пить из чашки, уметь пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой) и салфеткой, носовым платком, зубной щеткой, расческой; уметь мыть руки, умываться, вытираться.

Овладение навыками самообслуживания делает ребенка более независимым в домашней, школьной и общественной среде, снижает степень его инвалидности, что очень важно для социальной адаптации ребенка и дает возможность подготовить его к овладению профессией.

Листать вверх Листать вниз Скачивание материала начнется через 51 сек.

Формирование навыков самообслуживания у детей с дцп

Навыки самообслуживания у ребенка. Формирование навыков самообслуживания у детей с дцп

Особенные дети испытывают сложности в усвоении навыков самообслуживания. В этой статье мы поговорим о том, что включают в себя навыки самообслуживания у детей с дцп.

Здравствуйте дорогие читатели нашего блога! Проблемы двигательного аппарата и психические расстройства при дцп, трудности, которые ребенок испытывает в обществе и в домашних условиях, вынужденная чрезмерная опека взрослых – все эти факторы способствуют снижению мотивации к приобретению навыков самообслуживания.

Особенности обучения

Отсутствие мотивации к самостоятельному обслуживанию может послужить серьезной причиной пассивности, из-за чего существенно страдает трудовая и профессиональная деятельность.

В процессе развития навыков самообслуживания следует брать во внимание наличие у деток целого списка проблем.

Процесс обучения должен быть индивидуальным и зависеть от двигательных способностей малыша.

Эти навыки должны быть вовлечены в повседневность и быт, регулярно развивались и постепенно становились приобретенными.

Весь опыт и знания должны быть отрегулированы в пассивно-активной среде. Со временем гиперопека родителей должна уменьшаться и человек должен стремиться к самостоятельному выполнению разных задач.

Специалисты должны относиться к больному с пониманием и ответственностью. Обязательно необходимо поощрять ребенка за его небольшие достижения и первые шаги к успеху.

Не стоит акцентировать внимание малыша на его ошибках и неправильных действиях. Когда взрослый человек начинает агрессивно разговаривать и нервничать, ребенок тут же теряет энтузиазм к любой деятельности, которая сопровождается сложностями в выполнении.

Особенную роль в формировании навыков самообслуживания играет обучение самостоятельному употреблению пищи.

Одной из важных причин, доставляющих сложности, служит недостаточное развитие у деток зрительно-моторных способностей. Еще с первых дней жизни важно развивать зрительно-моторную координацию.

Чтобы у ученика возникали важные предпосылки самостоятельности, уже на первых порах, в период грудного вскармливания, важно тянуть руки ребенка к груди.

Кушаем самостоятельно

Когда вы поите малыша из чашки, необходимо класть его ручки под свои. При кормлении ребенку важно одевать фартук с большим карманом.

Если у малыша недоразвито равновесие, его следует обучать приемам самостоятельного кормления. Садите его на стул таким образом, чтобы ручки были свободными.

С целью большей устойчивости положения его следует фиксировать специальным поясом.

Если у малыша ярко выражены двигательные способности непроизвольного характера, нужно зафиксировать ему стопы.

Все это применяется в качестве временного оборудования в процессе обучения.

Приступать к обучению следует с приема тяжелых блюд. После этого важно кушать пищу жидкой консистенции.

Изначально малышу преподносят ручку ко рту. После этого учат брать хлеб, сухарик, яблоко. Для удобства запаситесь небьющимися чашками, тарелками.

Для обучения поглощения пищи ребенку сначала дают десертную ложку. Чтобы малышу было удобно, ручку можно согнуть.

Ребенок должен научиться самостоятельно держать в руках чашку и пить. Изначально используется резиновая трубка, специальные кружки, соломинка.

Умываться

Особенные детки должны сидеть за столом вместе со всеми остальными членами семьи. Важно приучить его мыть руки перед едой, а также после нее, вытирать рот салфеткой.

В ходе обучения умыванию, вы должны указывать ребенку на последовательные действия. Изначально следует показать ему элементарные действия.

Когда у ребенка будет все получаться, требования можно усложнять. Научите его вытираться полотенцем, использовать мыло и т.д.

Учимся одеваться

Начинать учить снимать одежду лучше с маек, трусов. В дальнейшем малыша учат таким действиям, как шнуровка, застегивание.

Предлагаем вам развивающие увлекательные игрушки

Подобным навыкам можно обучиться при взаимодействии с куклами. После практики действий на куклах, это будет легко сделать на человеке, то есть на самом себе.

Навыки самообслуживания

В формировании навыков самообслуживания важную роль играют графомоторные навыки. Ребенку с ранних месяцев жизни стоит развивать мелкую моторику, учить рисовать, писать, проводить с ними занятия зрительного анализа.

Так ребенку будет проще использовать предметы каждодневного пользования: расческу, зубную щетку, радио, светильники, телефон.

Необходимо обязательно восхвалять и мотивировать ребенка. Если он стремится все делать самостоятельно, педагоги и родители ни в коем случае не должны препятствовать этому.

В будущем потребность поддержки взрослых будет уменьшаться. Стоит брать во внимание способности конкретного ребенка и осознавать, что именно от него потребовать и в каких количествах.

Все занятия должны быть интересными для ученика. Лучше проводить их в игровой форме и благодарить малыша за правильное выполнение задач.

Ребенок с диагнозом дцп при поступлении в школу, должен самостоятельно одеваться, кушать, держать столовые приборы, пользоваться зубной щеткой и расческой, умывать и вытирать и лицо и т.д.

Очень важны коммуникативные навыки. Ребенок должен уметь поздороваться со сверстниками за руку, знать, где проявить вежливость, сказать спасибо, попрощаться. Чем больше у него будет навыков, тем проще ему будет адаптироваться в обществе.

Самообслуживание делает малыша более самостоятельным и свободным, снижается его степень инвалидности. Благодаря этому в будущем он сможет овладеть определенным видом деятельности.

На этом мы с вами прощаемся, успехов вам в развитие детей!

Читайте наш блог, делитесь с друзьями, подписывайтесь на новые статьи.

Портал образования | Развитие навыков самообслуживания у детей с ОВЗ

Навыки самообслуживания у ребенка. Формирование навыков самообслуживания у детей с дцп

Савватеева Валентина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКДОУ Детский сад №25 “Рябинка” г.Ессентуки
Населённый пункт: Ставропольский край г.Ессентуки
Наименование материала: Консультация для педагогов
Тема: Развитие навыков самообслуживания у детей с ОВЗ
27.03.2019
Раздел: дошкольное образование

Консультация для родителей.

«Развитие навыков самообслуживания у детей с ОВЗ»

Воспитатель: Савватеева В.Н.

Рождение ребенка с нарушениями в развитии является стрессом для семьи. Он

ограничен в свободе и социальной значимости. У него очень высока степень

зависимости от семьи, ограничены навыки взаимодействия в социуме.

Проблема воспитания и развития “особого” ребенка становится непосильной

для семьи, родители оказываются в сложной ситуации. Таким семьям

необходима комплексная психолого-педагогическая помощь.

Дети с ограниченными возможностями здоровья, как правило, в силу своих

психических особенностей не могут посещать специальные образовательные

учреждения: в связи с этим на родителей возлагается большая ответственность

по организации и проведению коррекционной работы с ребенком в домашних

условиях.

Особенности психического развития у детей с ОВЗ обуславливают трудности в

формировании навыков самообслуживания.

При контакте с ребенком с ОВЗ часто возникают большие трудности, особенно

в тех случаях, когда взрослые (родители) прямо принуждают его к выполнению

тех или иных действий. Поэтому прямой принудительный подход должен быть

исключен из системы воспитания этих детей.

Многие дети с ОВЗ с большим трудом усваивают гигиенические навыки.

Родители совершают ошибку, если сами выполняют процедуры умывания,

одевания ребенка. Следует помочь ребенку, взяв его в свои руки и мягко,

ненавязчиво обучая движениям. Взрослым надо позаботиться о создании таких

условий, при которых у детей с ОВЗ легче закрепляются воспитываемые

навыки. У ребенка может вызвать страх высокий порожек у двери, ведущий в

ванную, скользкий пол. Например, ребенок боится войти в ванную комнату, так

как там пол имеет небольшой наклон и на нем, как ему кажется, легко

поскользнуться. Тут определенную роль сыграла тревога родителей за ребенка,

которая ему передалась. Ребенка несколько раз искупали в более горячей воде,

чем следовало. С тех пор мальчика трудно не только купать, но и ввести в

ванную комнату. Все процедуры умывания и купания приходится проводить на

кухне. У ребенка закрепилась боязнь не только ванной комнаты и горячей воды,

но и человека, который допустил оплошность. Многие страхи детей основаны

на их сверхчувствительности и на отрицательном опыте взаимодействия с

родными или с кем-то из окружающих. Подобное может случиться и со

здоровыми детьми, но у них эти состояния менее стойки и легче

преодолеваются.

У многих детей с ОВЗ вызывает страх шум воды, гул труб, шум стиральной

машины, пылесоса, кофемолки, дрели. Родители должны установить причину

страхов ребенка и по возможности устранить пугающие предметы,

препятствующие обучению детей тем или иным гигиеническим навыкам. Кроме

того, родители должны сделать так, чтобы ребенка заинтересовали водные

процедуры. Например, можно поставить необычные, красивые предметы для

умывания, “получить” посылку от Мойдодыра или от кого-либо из близких с

необходимыми для туалета принадлежностями.

С ребенком надо ежедневно проговаривать все моменты его жизни. Говорить с

ним теплым, ровным тоном, “воркуя”, голосом, интонациями регулируя

поведение ребенка (говорить быстрее, когда нужно поторопить, медленнее, как

бы распевая, при медленных, неловких действиях ребенка, когда важно не

обострять ситуацию). Радуясь его пробуждению нужно произнести: “Проснулся,

мой милый, выспался, ручки и ножки отдохнули, головка отдохнула, глазки

открылись. Пойдем-ка скорее умываться…. Посмотри, что нам прислал

Мойдодыр! Ой, какое красивое и пушистое полотенце, какое мягкое! Посмотри,

что на нем нарисовано! Давай скорее умоемся. Сейчас красивым мылом

намылим руки, сделаем белые перчатки из мыльной пены. Затем смоем пену

водой – вот руки и чистые. Теперь умоем лицо, чтобы оно тоже было чистое”.

Так “воркуя”, приговаривая, родители должны помочь ребенку преодолеть его

негативизм, нежелание участвовать в повседневных бытовых процедурах,

показать, что они интересны, приятны. Кроме того, все красивые,

привлекательные умывальные принадлежности должны быть расположены так,

чтобы ребенок мог их брать сам. Как бы не спешили родители, они не должны

показывать этого, и тон во время всех процедур должен быть неизменно

спокойным и ласковым. Пережитые во время умывания или купания

неприятности остаются надолго в памяти ребенка, и это препятствует

дальнейшему развитию навыков. При ласковом побуждении и поощрении, в

благоприятных условиях ребенок охотнее будет выполнять необходимые

действия, у него скорее проявится стремление к самостоятельности.

Привлечь ребенка к купанию поможет игра с водой. Можно вместе с ним

пускать кораблики, выдувать мыльные пузыри, можно дать ему красивые

фигурные мочалочки, моющиеся книжки, подкрасить воду, используя различные

экстракты, искупать сначала в этой красивой воде резиновую игрушку –

зверюшку или куклу. Разговаривая с ребенком, не следует упоминать о боязни

даже в такой, например, форме, как: “Мишка не боится купаться”, лучше

возбудить ощущение смелости, силы, храбрости, приговаривая: “Вот какой

смелый мишка, как хорошо плавает. Давай вместе с ним и ты поплаваешь”.

Часто дети преодолевают страх воды, если они пытаются достать затонувший

кораблик, лодку.

Дети далеко не каждому взрослому позволяют участвовать в гигиенических

процедурах. Ребенок доверяет искупать себя только маме.

Родители должны помнить, что процесс воспитания навыков опрятности

длителен. И у здорового ребенка он может быть разрушен при изменении

привычной обстановки, под влиянием эмоциональных переживаний, болезни,

простуды. Тем более закономерны такие срывы у детей с ОВЗ.

Обучение навыкам самостоятельного раздевания и одевания – еще одна из

важных задач, которые решают родители. Ребенок сначала учится снимать

одежду, которую можно просто стянуть с себя вниз, освобождается от ботинок,

шнурки которых уже развязаны, затем можно переходить к обучению более

приемам раздевания с помощью более сложных движений. Так, взрослый

помогает ребенку вытаскивать руки из рукавов, остальное ребенок снимает сам.

Надо постараться, чтобы ребенок осознал момент достижения цели,

почувствовал успех, тогда у него появится стремление к самостоятельности.

Дав ребенку чистый ботинок в руки, можно научить его шнуровать, застегивать,

затем он сможет это преодолеть на себе. Легче научить застегивать сначала

крупные пуговицы, а потом более мелкие. Когда ребенок освоит необходимые

навыки одевания и раздевания, родители должны свести свое участие в этих

процедурах до минимума, давая ребенку только речевую инструкцию, побуждая

и поощрая его.

Большие трудности испытывают родители в привитии детям навыков приема

пищи. Многие из них даже в 6-7 лет не умеют есть самостоятельно, не

используют столовые приборы, едят руками, плохо пережевывают пищу или не

умеют жевать вообще и т. д. Прежде всего нужно соблюдать режим питания,

давать ребенку пищу в одни и те же часы, за одним и тем же столом,

использовать любимую ребенком посуду. Прием пищи должен быть приятным

занятием.

Обычно ребенка трудно бывает приучить к новому блюду, делать это надо без

принуждения. Можно поставить новое блюдо подальше от ребенка и самому с

аппетитом есть, не предлагая ребенку. Склонность детей к необычному, новому

сыграет свою роль.

Следующим моментом режима дня является помощь на дому. В семье возникает

много поводов приобщить ребенка к труду: мама чистит овощи – ребенок моет

их, бабушка убирает квартиру – ребенок несет веник, совок, протирает влажной

тряпкой пыль, поливает цветы, убирает игрушки. Так постепенно, в

естественной ситуации ребенок привыкает выполнять некоторые обязанности,

осознает себя помощником в семье.

Задачи, которые стоят перед родителями, трудны, но видеть продвижение

ребенка – это большая радость. Даже во время полосы неудач может

неожиданно появиться что-то новое – и родители должны чувствовать, что их

усилия не пропали даром.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.