Младенец 6 месяцев какой. Развитие ребенка в шестой месяц жизни

Содержание

Особенности развития ребенка в 6 месяцев

Младенец 6 месяцев какой. Развитие ребенка в шестой месяц жизни

Шестимесячный возраст – важный, можно сказать, переломный этап в развитии ребенка. Наступает период, когда малыш растет и взрослеет «не по дням, а по часам», радуя родителей новыми умениями и навыками. Общение с крохой переходит на другой уровень, становясь все более интересным и разнообразным.

Первая половина первого года жизни младенца характеризуется пассивностью к миру, сменяющейся рецептивным интересом. Со второй половины малыш начинает изучать и осваивать окружающий мир и свои возможности в нем. Ребенок в 6 месяцев вступает в период активного интереса ко всему, что находится рядом. Изменения в развитии детей наблюдаются практически каждый день.

Нервно-психическое и эмоциональное развитие ребенка

Ребенок в 6 месяцев, развитие которого проходит в нормальных условиях, становится заметно активнее и требует от родителей гораздо большего внимания. Ему уже недостаточно ласковых улыбок, прикосновений и поглаживаний. Наступает пора новых впечатлений, знакомства с окружающим миром и исследования предметов.

ВАЖНО. В этот период для развития социальных навыков и интеллекта ребенка взрослым необходимо организовать интересное «деловое» общение с ним, используя игрушки и окружающие предметы.

К 6 месяцам переживания детей становятся разнообразнее. Если раньше у малыша наблюдалось два основных состояния – «хорошо» и «плохо», то теперь в гамме эмоций появляются «удовлетворен», «недоволен», «насторожен», «испуган», «печален».

Ребенок в полгода быстро учится проявлять переживаемые чувства через лепет. Теперь с помощью мимики и звуков он проявляет свои эмоции и выражает желания, прося посадить, взять на руки, дать игрушку.

В лепете появляются согласные звуки «с», «з», «ф», «в».

С этого возраста дети начинают более тонко чувствовать интонации, с которыми к ним обращаются. Подолгу занимаются одной игрушкой: рассматривают, отодвигают, сжимают, трясут, стучат ею и тянут в ротик.

В полгода у малышей активно формируются и развиваются новые навыки. Как правило, в 6 месяцев ребенок уже умеет:

  • уверенно держать головку, поворачивая ее и контролируя свои движения в любом положении;
  • менять положение тела, довольно ловко переворачиваясь с животика на бок, на спинку и обратно, а также крутиться на месте в разные стороны;
  • долгое время наблюдать за перемещением игрушки;
  • не только держать игрушку в руках, но и перекладывать ее из одной в другую, а также захватывать раскачивающиеся предметы;
  • ползать на животике по ровной поверхности на небольшие расстояния (может доползти до заинтересовавшего предмета);
  • подолгу лежать на животике, опираясь на ладошки выпрямленных рук, некоторые могут подниматься на четвереньки, раскачиваться взад и вперед;
  • пытаться согнуться вперед из положения лежа на спинке;
  • практически без напряжения сидеть, имея опору для спинки (в коляске, в детском стуле, «в подушках»);
  • лепетать, повторяя звуки (первый признак, что малыш учится говорить);
  • проявлять пищевой интерес.

ВНИМАНИЕ. Нельзя оставлять без присмотра шестимесячного ребенка на поверхности, не имеющей бортиков. Он способен довольно быстро добраться до края и упасть.

Физиологическое развитие ребенка в 6 месяцев – вес и рост малыша в полгода

В этот период пропорции младенцев начинают напоминать телосложение взрослого человека. Развитие ребенка 6 месяцев, мальчика и девочки, уникально и зависит от наследственности, питания и условий жизни. Однако существуют нормы, на которые следует ориентироваться.

Нормы роста, веса, окружности головы для мальчика и девочки

По данным отечественных педиатров нормы веса, роста и окружности головы для шестимесячных деток находятся в границах следующих значений:

  1. Вес: мальчики – от 6 кг 600 г до 9 кг; девочки – от 6 кг 300г до 8кг 300г.
  2. Рост: мальчики – от 63 до 69 см; девочки – от 62,5 до 68,8 см.
  3. Окружность головы: мальчики – от 42 до 45,5 см; девочки – от 41,5 до 44,2 см.
  4. Окружность груди: мальчики – от 41,4 до 47,6 см; девочки – от 41,6 до 45,8 см.

СПРАВКА. В возрасте 6 месяцев у большинства детей прорезаются первые молочные зубы – нижние центральные резцы.

Уход за малышом в 6 месяцев

В целом уход остается прежним. Для хорошего самочувствия малышу 6 месяцев необходимо:

  1. Гулять на свежем воздухе.
  2. Спать около 14 часов в сутки (в дневное время — 2 раза по 2 часа, ночью — приблизительно 10 часов). Следует учитывать, что каждый ребенок индивидуален и время сна может варьироваться.
  3. Получать обязательные гигиенические процедуры: умываться утром, купаться вечером, принимать воздушные ванны. Важно своевременно менять малышу подгузники и следить за состоянием промежности, используя детские присыпки, масла и крема.
  4. Общаться со взрослыми. Заниматься надо регулярно:
  • делать массаж;
  • играть в игры;
  • разговаривать, петь песенки и рассказывать стишки;
  • показывать и называть окружающие предметы;
  • знакомить с безопасными предметами, предлагая их для изучения (дать подержать, постучать, попробовать «на вкус» (предварительно тщательно обработав);
  • помогать учиться ползать.

СПРАВКА. Общение со взрослыми помогает малышу формировать пассивный запас слов, нарабатывать речевые навыки и активно изучать окружающий мир.

Особенности питания в 6 месяцев и начало прикорма

Питание шестимесячных детей существенно меняется. Основной пищей по-прежнему остается материнское молоко. Однако в этом возрасте наступает пора вводить прикорм, что не только обеспечит организм дополнительными питательными веществами, но и познакомит кроху с новыми вкусами.

Перед началом прикорма следует проконсультироваться с педиатром и обсудить с ним, какие продукты и в каком порядке могут появиться в рационе ребенка. Как правило, советуют начинать с каш и овощных пюре. Во избежание аллергических реакций не рекомендуют торопиться с такими продуктами, как:

  • ягоды;
  • яркоокрашенные фрукты;
  • цитрусовые;
  • сладости (конфеты, торты, шоколад, варенье).

Категорически запрещено предлагать шестимесячным детям пищу со взрослого стола:

  • копчености;
  • жареные блюда;
  • жирные продукты;
  • соленья.

Для успешного прикорма важно придерживаться следующих правил:

  • перед основным кормлением предложить малышу пол чайной ложки новой пищи;
  • докормить молоком;
  • при отсутствии отрицательной реакции на следующий день предложить полную чайную ложку проверенной накануне пищи и докормить молоком;
  • постепенно увеличивать объем блюда;
  • в случае успешного введения в меню новой пищи через неделю можно предложить следующий продукт.

ВНИМАНИЕ. К отрицательным реакциям относятся: покраснения, кожные высыпания, расстройство пищеварения, боли в животе. Новую пищу следует исключить из рациона, если замечен хоть один из перечисленных признаков.

На что обратить внимание в развитии ребенка в 6 месяцев?

Наблюдая за крохой, важно отмечать любые перемены в поведении малыша или их отсутствие. Позитивные изменения подскажут любящим родителям, что все идет правильно и беспокоиться не о чем. Моменты, на которые надо обратить внимание, когда ребенок вступит во вторую половину первого года жизни:

  1. Социальное и эмоциональное развитие:
  • знает ли знакомые лица и может ли отличить их от незнакомых;
  • любит ли играться с другими людьми, особенно с родителями;
  • реагирует ли на эмоции других людей;
  • часто ли выглядит счастливым.
  1. Развитие речи и коммуникативных навыков:
  • отвечает ли звуками на звуки;
  • чередует гласные во время лепета («а», «э», «о»);
  • любит ли издавать звуки по очереди с «собеседником»;
  • реагирует ли на свое имя, откликается ли на него;
  • издаёт ли звуки, чтобы выразить радость или недовольство;
  • появляются ли в лепете согласные звуки («м», «б»).
  1. Познавательное развитие (мышление, обучение, решение проблем):
  • рассматривает ли расположенные поблизости предметы;
  • интересуется ли окружающими вещами, пытается ли добраться до предметов вне зоны доступа;
  • тянет ли в рот все, до чего доберется;
  • начинает ли перекладывать игрушки из руки в руку.
  1. Физическое и двигательное развитие:
  • переворачивается ли с живота на спину и обратно;
  • упирается ли ножками и пружинит ли ими, когда стоит;
  • начинает ли сидеть без поддержки;
  • покачивается ли вперёд и назад;
  • пытается ли двигаться вперед.

СПРАВКА. Границы нормы довольно размыты. Если у малыша какие-то навыки развиты не так хорошо, как у соседского ребенка, это еще не значит, что он отстает в развитии. В ближайшее время он всему научится. Если отклонений много, и они ярко выражены, стоит обратиться к педиатру.

Как определить проблемы в развитии ребенка?

Обратиться к педиатрам за консультацией необходимо в случаях, когда ребенок:

  • не стремиться дотянуться до находящихся поблизости игрушек (например до детских погремушек) и предметов;
  • не проявляет привязанности к тем, кто о нём заботится;
  • не реагирует на звуки;
  • ничего не тащит в рот;
  • постоянно находится в вялом состоянии;
  • не произносит гласные звуки, такие как «а», «э», «о»;
  • не переворачивается в обоих направлениях;
  • не повизгивает и не смеётся.

ВАЖНО. Своевременное обращение к специалистам зачастую позволяет снизить риск серьезных проблем в развитии малыша.

Неусыпное наблюдение за ребенком и внимание к его возрастающим потребностям обеспечат правильное развитие малыша. А общение с шестимесячным младенцем подарит любящим родителям массу положительных эмоций.

Развитие ребенка: шестой месяц жизни

Младенец 6 месяцев какой. Развитие ребенка в шестой месяц жизни

Развитие ребенка: какие изменения ждут ребенка к шести месяцам жизни?

Вашему крохе пошел шестой месяц. Совсем скоро придет время отмечать его первую круглую дату – полугодие развития и роста. Целых полгода! А ведь вроде вчера вы носили его под сердцем и с замиранием прислушивались к его таким трогательным и робким толчкам… Но вот он уже готовится отметить свой первый «юбилей».

За пять месяцев жизни ребенок очень вырос и повзрослел. Теперь он уже не тот беспомощный грудничок, который вы принесли с роддома, а маленький человек, который очень многое понимает и умеет. Совсем скоро начнется новая эра в его (и вашей) жизни – эра активного исследователя и грызуна. Готовы ли вы к этому? Какие же изменения ждут малыша на шестом месяце жизни?

Физическое развитие ребенка

За пятый месяц кроха наберет приблизительно 500-600 грамм и вырастет на 2-3 сантиметра. То есть, к полугодию его вес будет составлять приблизительно 7500-8000 грамм, а рост – где-то 66-70см.

Шестой месяц жизни малыша – это своеобразный переходный период, в который происходит подготовка к «вертикализации» положения тела, подготовка к прорезыванию и начало прорезывания зубов.

К полугодию у некоторых деток появляются первые зубки. Этот процесс доставляет крохе дискомфорт: усиленно выделяется слюна, десны припухают, болят и чешутся. Нередко повышается температура тела.

Из-за этого малыш может стать плаксивым и раздражительным на какое-то время.

В этот период очень важно очень хорошо мыть игрушки с мылом, полоскать их кипяченой водой — ведь кроха берет их в рот, трет ими десенки, и грязная игрушка может спровоцировать такую неприятность, как стоматит.

Обычно у деток на шестом месяце прорезываются сначала центральные резцы – верхние или нижние. Важно знать, что сроки прорезывания зубов у деток отличаются, у кого-то они появляются уже в четыре месяца, а у кого-то и в девять. Поэтому не стоит излишне торопиться, но, если в восемь месяцев у крохи еще нет первых зубов, на всякий случай обратитесь к врачу.

Ближе к полугодию жизни в рацион карапуза обычно в дополнение к грудному вскармливанию вводят прикорм. Начинают прикорм с однокомпонентного овощного пюре.

Зрение ребеночка становится более острым, он может видеть даже совсем небольшие предметы, те, что раньше не замечал.

К концу пятого месяца жизни малыш становится все более и более активным. Он уже умеет самостоятельно и хорошо поворачиваться на бочок, а потом на животик. Если кроха освоил эти перевороты еще в прошлом месяце, то теперь он уже может переворачиваться сам с животика на спинку. Он с большим интересом разглядывает маму и папу, приглашает к общению и игре.

Поскольку малыш уже освоил повороты во все стороны в горизонтальной плоскости, нельзя оставлять его без присмотра, особенно на высоте и без ограничений бортиками. Ведь кроха все время тренируется переворачиваться, закрепляет свои навыки. Прекрасно, если мама поддерживает карапуза и побуждает его двигаться, радуется его успехам, улыбается, хвалит кроху.

Малыш пытается встать на четвереньки, расставляя ручки, опираясь на ладошки, и приподнимая животик. Также он может пробовать переставлять ручки. Такой период называют «предползанием».

Теперь кроха уверенно сидит. Но его спинке, как и прежде, нужна поддержка. Если у малыша есть возможность за что-то ухватиться, он это делает, подтягивается и самостоятельно садится.

В позиции лежа на животе кроха опирается на одну ручку, а второй свободно орудует. Он тренируется доставать, трогать, хватать интересующие его предметы. Если же дотянуться до интересной игрушки не получается, он смотрит на нее, сжимая и разжимая кулачки. В дальнейшем малыш может таким образом вам сигналить, что ему что-то нужно дать в ручки.

На шестом месяце жизни ребенок постепенно понимает, что у него есть две ручки. Предмет или игрушку он сначала может подержать в одной ручке, а затем переложить в другую.

Также он осознает, что теперь может держать сразу две игрушки – по одной в обеих ручках.

Пока что крохе легче схватить и держать предмет, чем бросить его, поэтому он постоянно оттачивает мастерство выпускания игрушек из ручек.

Многие малыши на шестом месяце жизни пробуют передвигаться в пространстве. Они могут кружиться на животике вокруг своей оси, смещаясь понемногу назад или в сторону; пятиться назад, и отталкиваться ручками; отталкиваться от пола ножками, как лягушка, как бы выпрыгивая вперед; или даже ползать, переставляя ручки и ножки, стоя на четвереньках.

Мышцы карапуза уже настолько окрепли, что он пытается встать на ножки, схватившись за какую-нибудь опору. Для хождения мышцы бедер, таза и голени пока что недостаточно развиты. Но юный спортсмен уже вовсю готовится к ходьбе – подпрыгивает, пританцовывает, стоя вертикально у опоры.

В этот период очень важно обеспечить крохе безопасное пространство на полу – чистую поверхность без острых углов, мусора и опасных предметов. Так ему будет легко и интересно отрабатывать свои двигательные навыки.

Интенсивно развивается мелкая моторика крохи – теперь он лучше владеет пальчиками и может крепко держать предметы разной формы. Поскольку одновременно развиваются и глазные мышцы, улучшается зрение, малыш с удовольствием подбирает с пола мелкие предметы, используя два пальчика.

На шестом месяце жизни кроха слышит и понимает речь взрослых, и сам активно общается, используя лепет. Кроме того, сейчас он говорит, даже находясь в одиночестве – ему интересны новые звуки, он тренирует свои речевые навыки, выдавая слоги: «да-да-да», «е-е-е», «гу-гу-гу», «бу-бу-бу» и другие. Постепенно кроха учится модулировать голос и тон.

Немного меняется и режим дня малыша. Теперь он может спать ночью около десяти часов подряд, днем – дважды по полтора-два часа, то есть, всего 14-15 часов в сутки.

Чтобы сформировать режим дня крохи, на ночь укладывайте его всегда в одно и то же время, гуляйте не реже двух раз в день и, по возможности, хотя бы один раз укладывайте спать на свежем воздухе, утром и вечером делайте водные процедуры.

Психическое развитие ребенка

Ближе к первому полугодию жизни кроху ждет большой скачок в его психологическом развитии. Он хорошо различает чужих и своих, знает свое имя и отзывается на него.

Новым в поведении крохи станет возникновение страха перед незнакомыми людьми. Теперь малыш может легко расплакаться на руках у «нового», но, как только мама берет его к себе, он сразу успокаивается.

Такое отношение к «чужакам» продлится у крохи довольно долго.

Кроха постоянно просит к себе внимания. Сидя у вас на руках, он не просто глазеет по сторонам, он рассматривает предметы, вглядывается в ваше лицо, трогает руками волосы, одежду.

Очень полезно, общаясь с крохой, менять выражение лица от нежного до сердитого. Посмотрите, как отреагирует малыш – он то будет улыбаться, то наморщит лоб.

Карапуз учится подражать всему, что он слышит и видит, произношению взрослых, повторять жесты, складывать звуки в слоги, но, конечно, до настоящих слов еще далеко.

Жажда познания окружающего мира у крохи очень велика. Он старается найти практическое применение всем предметам, находящимся вокруг него. Может взять игрушку в руки, поиграть с ней, а потом, потеряв к ней интерес, уронить ее на пол.

Такие движения приносят крохе огромное удовольствие и радость. Но дело не только в положительных эмоциях. С шести месяцев главным видом деятельности малыша становится манипулирование предметами.

Такие действия с предметами развивают познавательную активность, восприятие, мышление и другие, очень важные, способности крохи.

В этот период малыш делает открытия, связанные с голосом. Оказывается, если положить в рот соску или пальчик, издаваемый звук изменится. Поэтому кроха начинает экспериментировать с необычным использованием соски.

В поведении карапуза прослеживаются разные эмоциональные состояния: возбуждение, спокойствие, довольство, печаль, настороженность, испуг. Кроха учится общаться при помощи лепета, разного по интонации и охвату звуков. За этими слогами уже стоят конкретные просьбы: «возьми меня на ручки», «я боюсь», «мне неприятно», «посмотри на меня».

Очень важно во время прогулок стимулировать речь крохи, рассказывая ему обо всем, что происходит вокруг. Все это очень важно для развития правильной речи. Таким образом, вы увеличиваете пассивный словарный запас ребенка.

На шестом месяце жизни малыш начинает понимать причинно-следственную связь, пока только прямолинейную: если нажать на кнопку – заиграет музыка, бросить предмет – он упадет.

Специалисты рекомендуют именно в возрасте шести месяцев вводить понятие «нельзя». Когда малыш делает что-либо опасное, тащит что-то в рот, скажите ему «нельзя» и постарайтесь отвлечь его внимание. И обязательно с помощью сказки и игрушек объясните крохе, какие последствия могут идти за его действиями.

Малыш с удовольствием издает смешные звуки, пищит, хрюкает, рычит, гримасничает, урчит, чмокает губками или щелкает язычком. Все эти манипуляции в состоянии изрядно насмешить маму и папу. Также кроха вовсю учится эмоционально «разговаривать» с родителями, стремясь заставить их выполнить его желания и дожидаясь ответа.

Умения ребенка на шестом месяце жизни

Многим мамам, естественно, важно знать, что же будет уметь кроха на шестом месяце жизни? Обобщая, можно сказать, что он:

  • садится самостоятельно или с помощью взрослого;
  • сидит с поддержкой под спинку, сидя, уверенно держит головку;
  • с поддержкой мамы может стоять некоторое время;
  • пытается ползать на животике или ползает;
  • лежа на спинке, хватает ручками ножки;
  • может одновременно управлять двумя ручками, перекладывать игрушки из одной ручки в другую;
  • держась за опору, пробует вставать;
  • может наклоняться и поворачиваться в любых направлениях;
  • умеет хлопать в ладошки;
  • старается объясняться с помощью набора слогов, лепечет, повторяет услышанные звуки;
  • бросает игрушки и предметы и с интересом смотрит, как они падают;
  • может перекладывать предметы из одной посуды в другую;
  • узнает и отзывается на свое имя;
  • отличает своих и незнакомцев;
  • находит взглядом игрушки, которые вы называете;
  • с удовольствием пробует сам есть руками;
  • берет предмет всей ладошкой, обхватывая его пальчиками;
  • занимается одним предметом непродолжительное время;
  • выделяет знакомые игрушки по внешнему виду и звуку;
  • если предмет пропадает из поля зрения, ищет его, поворачиваясь в разные стороны;
  • может спать всю ночь, не просыпаясь для еды;
  • начинает играть с первыми развивающими игрушками – коробочками с крышечками, кубиками, пирамидками.

Как помочь ребенку в его развитии?

Каждая мама хочет помочь гармоничному развитию своего крохи. Для этого прислушайтесь к простым советам:

1. Дайте малышу возможность исследовать! Пусть среди его игрушек будут различные емкости с крышечками, которые можно закрывать и открывать, предметы, пищащие при нажатии на определенную кнопку, звенящие, эластичные, которые можно растянуть или сжать;

2. Начинайте читать крохе книжки, пойте песенки, рассказывайте веселые стишки. Если малыш улыбается, услышав первые слова знакомой песенки – значит, у него развивается память, а это очень важно;

3. Предлагайте малышу игры с неваляшкой, юлой, машинками, мячиками, воздушными шариками. Показывайте крохе эти предметы и новые способы поведения с ними.

4. Развивайте координацию движений малыша. Для этого можно использовать, например, такую игру: «Убегающая игрушка».

Покажите малышу новую игрушку с близкого расстояния, затем отодвиньте ее в сторону на расстояние вытянутой руки, пусть он постарается схватить игрушку, и сразу же отодвиньте ее. Пусть игрушка «убегает» от крохи, а он пытается ее схватить. Естественно, такие попытки не должны долго длиться.

5. Развивайте мелкую моторику и тактильные ощущения малыша. Дайте ему возможность получать разные ощущения от прикосновений. Давайте ему потрогать холодные и теплые предметы, жидкости и сыпучие вещества, предметы разной текстуры. Устраивайте крохе экскурсии по дому – прогуливаясь с ним на руках, проводите его ручкой по разным предметам. Проговаривайте ощущения и действия.

6. Развивайте речь крохи. Когда он начнет лепетать, произносить слоги –  повторяйте их за ним. Можно положить пальчики ребенка на свои губы, чтобы он почувствовал дрожание губ и вибрацию голоса;

7. Включайте малышу приятную классическую музыку, мелодии из мультиков, звуки природы и голоса животных;

8. Продолжайте делать крохе массаж и заниматься с ним гимнастикой. Сейчас очень важна подготовка мышц к ходьбе. Стимулируйте ползание малыша с помощью игрушки, выложенной перед ним;

9. Делайте пальчиковую гимнастику, упражнения на расслабление пальчиков и кистей рук, такие, как поглаживания, «клевание» пальчиками, «окрашивание забора» — движение кистей вниз-вверх, влево-вправо;

10. Обратите внимание, если к полугодию кроха:

  • не может схватить кубик;
  • не реагирует, услышав шуршание бумаги, которую он видит;
  • не просится на ручки;
  • лежа на животике, не дотягивается до игрушки.

В таком случае, обратитесь за советом к педиатру.

11. Приучайте ребенка к опрятности. Никто не говорит, что надо резко отказываться от памперсов, но учитесь сами различать сигналы своего малыша, когда он хочет в туалет, и своевременно реагировать;

12. И, естественно, любите своего кроху! Он должен быть уверен, что он в безопасности, он любим. Только при этом условии он будет правильно развиваться, и не бояться жизни. А, значит, вырастет уверенным в себе человеком.

«Радуйтесь общению со своим крохой, любите его и будьте счастливы!»
Анна Кутявина

Переломный момент: особенности развития и питания ребенка в 6 месяцев

Младенец 6 месяцев какой. Развитие ребенка в шестой месяц жизни

Развитие ребенка в 6 месяцев проходит достаточно стремительно. Изменяются параметры тела.

Малыш овладевает новыми физическими способностями, совершенствуется в психоэмоциональном плане.  Родителям важно знать, сколько должен весить кроха, какой рост иметь, какими навыками владеть.

Это поможет своевременно обнаружить отклонения, сделать акцент на развитии определенных способностей.

Нормы веса и роста в полгода

Ребенок в полгода продолжает активно развиваться. Его длина тела увеличивается на 2 см. Вес становится больше примерно на 340-510 грамм.

В сравнении с моментом рождения масса тела крохи увеличивается в среднем на 7-8 кг, а рост – на 15 см. После полугода темпы прибавки веса и длины тела замедляются. Нормы массы и роста для детей разных полов шестимесячного возраста приведены в таблице.

Половая принадлежностьВес в килограммахРост в сантиметрах
Верхняя границаНормативНижняя границаВерхняя границаНормативНижняя граница
Девочки9,27,35,870,065,761,5
Мальчики9,77,96,471,667,663,6

Определить, соответствуют ли параметры тела полугодовалого крохи нормативным значениям, родители могут самостоятельно. Для этого следует взвесить малыша и замерять его длину от макушки до пяток.

Также ежемесячно ребенка стоит показывать педиатру. На приеме врач измеряет вес и рост, соотносит их с установленными нормами. Незначительные отклонения не должны быть поводом для беспокойства. Все дети развиваются в своем темпе.

Надо понимать, что на физическое состояние влияет множество факторов, среди них:

  • срок появления на свет. У недоношенных детей масса и длина тела могут быть меньше нормативных;
  • режим, тип кормления, особенности питания. Чем больше ест ребенок, чем питательнее его рацион, тем он будет быстрее набирать вес;
  • генетика. У низкорослых и полных родителей малыш тоже с высокой долей вероятности будет иметь избыточную массу и небольшую длину тела;
  • скорость протекания обменных процессов. Чем она выше, тем медленнее кроха будет набирать вес.

Психоэмоциональное развитие

Психоэмоциональное развитие ребенка на 6 месяце жизни проходит достаточно стремительно. Дети этого возраста очень активны и любознательны. Они стремятся познавать окружающий мир.

Малыша интересует все: люди, звуки, предметы, явления природы, события.Кроха взрослеет на глазах. В полгода малыш уже начинает показывать свой характер. Ребенок отличается эмоциональностью.

Малыш проявляет чувства к близким людям.

В отношении неодушевленных предметов (игрушек) он ведет себя более сдержанно. Дети становятся более настойчивыми и упорными в достижении своих целей. Кроха понимает, что членами семьи можно манипулировать и начинает этим активно пользоваться. Если он что-нибудь хочет, то начинает кричать и плакать. Он знает, что сразу подойдут родители и будут уделять ему внимание.

У полугодовалого крохи совершенствуется понимание причинно-следственных связей. Он знает, что, если потрясти погремушку, то она издаст характерный звук, а если нажать на кнопку детского музыкального инструмента, тогда зазвучит мелодия. Продолжает развиваться речь. У крохи расширяется пассивный лексикон. Он уже понимает названия многих действий, предметов и явлений.

Малыши 6 месяцев интересуются новыми предметами, активно их изучают. Особенностью этого возраста является то, что ребенок начинает находить применение незнакомым для него вещам.

Что должен уметь делать?

О степени развитости физического и психоэмоционального состояния говорят умения ребенка.

Несмотря на то что интенсивность развития является индивидуальной и зависит от множества факторов, дети к полугоду должны приходить с определенным набором навыков.

Отсутствие ряда способностей расценивается педиатрами как признак патологии. То, что должен уметь делать малыш в 6 месяцев, приведено ниже в таблице.

Тип навыковПеречень
РечевыеВ период бодрствования, когда кроху ничего не беспокоит, он подолгу гулит. В его «речи» родители могут услышать согласные звуки. Малыш овладевает артикуляцией языка. Поэтому издаваемые им звуки становятся более разнообразными. Основные навыки:

  • связывать предмет с озвученным названием;
  • подражать интонации и звучанию речи взрослых.
ДвигательныеК полугоду моторика ребенка совершенствуется. Его движения становятся более точными, уверенными и целенаправленными. Малыш умеет:

  • в течение долгого времени сидеть с прямой спиной с опорой;
  • самостоятельно и легко переворачиваться со спины набок, живот и обратно;
  • тянуться рукой за расположенным недалеко предметом;
  • ползать. Одни дети хорошо умеют передвигаться на четвереньках, другие только начинают осваивать данный навык;
  • одновременно в двух руках держать игрушки;
  • лежа на животе, отрывать грудную клетку от пола при помощи рук. Малыш полностью выпрямляет верхние конечности. Ладошками он упирается о поверхность;
  • перекладывать игрушку из одной руки в другую;
  • некоторые дети пытаются вставать у опоры.
Навыки, которые касаются мелкой моторикиПальцы ребенка становятся более подвижными. Кроха может:

  • удерживать в руках маленькие предметы;
  • поднимать небольшие игрушки.
Умения, которые касаются использования жестовМалыш может выражать свои желания при помощи жестов. Когда он хочет, чтобы его взяли на руки, он тянется ко взрослому. Кроха указывает на предметы, которые хочет взять. Ребенок внимательно наблюдает за взрослыми и пытается копировать их действия. Например, если мама хлопает в ладоши, то грудничок тоже начинает играть в «Ладушки».

Время сна и бодрствования

Продолжительность бодрствования полугодовалого малыша увеличивается до 8-9 часов в сутки. В это время малыш играет, ест, принимает водные процедуры, гуляет на улице.

Ночной сон становится более крепким и спокойным. Кроха спит в темное время суток около 10 часов. Многие дети просыпаются 1-2 раза среди ночи на кормление. Как правило, это касается малышей, находящихся на грудном типе вскармливания.

Продолжительность и частота дневного сна полугодовалого ребенка уменьшаются. В зависимости от состояния нервной системы, степени физической активности и темперамента дети этого возраста отдыхают в светлое время суток от 2 до 3 раз в течение 1,5-2 часов.

Искусственники или крохи на смешанном питании обычно спят всю ночь без перерыва.

Развитие и питание ребенка в 6 месяцев имеет некоторые особенности. В этом возрасте материнское молоко перестает в полной мере удовлетворять потребности повзрослевшего организма.

Поэтому грудничков знакомят со взрослыми продуктами питания. Детей-искусственников начинают прикармливать раньше – с 4-5 месяцев.

В полугодовалом возрасте их меню расширяется, становится более разнообразным. Режим питания крохи предполагает 5-6-разовое кормление. В рационе продолжает присутствовать грудное молоко либо адаптированная смесь. Их дают утром и перед сном, а также в качестве докорма.

Рацион ребенка состоит из безглютеновых каш, сваренных на воде, овощных и фруктовых пюре. Перечень разрешенных продуктов приведен ниже в таблице.

Категория продуктаЧто можно давать крохе
Крупыгречневая, рисовая, кукурузная
Фруктысливы, яблоки, абрикосы, груши, бананы, персики
Овощикартофель, тыква, брокколи, цветная капуста, кабачок

Вводить новые продукты в рацион ребенка следует осторожно, с минимальной порции, постепенно повышая ее при условии отсутствия нежелательных реакций со стороны организма.

Уход за малышом

За полугодовалым ребенком важно организовать правильный уход. От этого зависит состояние здоровья малыша. Он предполагает проведение гигиенических процедур, смену белья и одежды, подстригание ногтей.

Утром после пробуждения нужно умывать лицо ребенка. Можно использовать детский гель. Стоит осмотреть уши и нос.

При необходимости провести очистку при помощи ватных дисков, марли, смоченных в кипяченой воде. После сна и прогулок надо мыть руки малышу. Для этого применяют обычное детское мыло. Купание рекомендуется проводить с игрушками. Это сделает данный процесс для ребенка более интересным.

Купание в ванной лучше проводить перед сном. Водные процедуры расслабляют мышцы и ЦНС, снимают психоэмоциональное напряжение. Это способствует быстрому засыпанию, крепкому сну.

Как развивать 6-месячного ребенка?

Периоды бодрствования малыша рекомендуется проводить с пользой. Для этого необходимо организовывать развивающие занятия. Нужно помогать крохе совершенствоваться физически, психоэмоционально. Стоит развивать тактильные ощущения и речь.

Занятия на фитболе

Проводить обучающие занятия надо в игровой форме, чтобы заинтересовать ребенка. Для укрепления мышц полезна гимнастика, упражнения на фитболе, плавание. Комаровский рекомендует почаще выкладывать малыша на живот и стимулировать ползание при помощи яркой игрушки, расположенной в поле зрения.

Это поспособствует укреплению его мышц тела, более скорому наступлению того момента, когда кроха начнет сидеть без опоры и ходить. Важно развивать мелкую моторику. Доказано, что ее совершенствование благотворно влияет на формирование речи.Полезны следующие игры:

  • собирание и разбор пирамидки;
  • вынимание различных предметов из коробки;
  • ладушки.

Необходимо много разговаривать с ребенком, читать ему сказки, петь песни, показывать картинки и озвучивать, что на них изображено. Это пополнит пассивный лексикон и поспособствует правильному и своевременному становлению речи. При общении с крохой стоит употреблять простые слова.

Речь родителей должна быть четкой. Для развития тактильных ощущений стоит предлагать малышу потрогать предметы и изделия различной текстуры и формы (мячи, деревянные кубики, перышки, кусочки махровой или шелковой тканей).

по теме

О развитии ребенка от 6 до 7 месяцев жизни в видео:

Таким образом, полугодовалые дети уже многое знают и умеют. Родителям важно помогать им развиваться дальше. Для этого рекомендуется проводить гимнастику, специальные обучающие занятия в виде игр.

Акцент стоит делать на совершенствовании мелкой моторики, физического состояния, тактильного восприятия, речи. Если родители заметили определенные отклонения в развитии ребенка, то нужно обязательно обратиться к педиатру.

Ребенок в 6 месяцев развитие и питание

Младенец 6 месяцев какой. Развитие ребенка в шестой месяц жизни

21.10.2015

За прошедшие полгода малыш заметно прибавил в росте и весе. Теперь это не беспомощный карапуз, а маленький человек, который многому научился и уже многое может понять.

Физиология

Развитие ребенка в 6 месяцев, и питание у малыша появляется прикорм. Если новая пища выплевывается, значит, ребенок еще не готов к новому меню. Задача мамы понять это и ввести новшество позднее.

Детям, имеющим избыточный вес, надо начать с пюре из овощей. А худеньким лучше всего подойдут каши из риса, гречи и кукурузы, сваренные на воде без соли и сахара. С первого прикорма малыша следует приучать к ложечке. Бутылки с соской использовать только при необходимости (в дороге).

Появление в рационе прикорма не исключает кормление ребенка грудью, ведь материнское молоко, богатое антителами, по-прежнему необходимо крохе в этом возрасте.

Психология

На шестом месяце жизни происходит серьезный прорыв в психологическом развитии. Малыш оборачивается, когда произносится его имя, он узнает свое близкое окружение, и может негативно среагировать на чужого человека. Это нельзя назвать закомплексованностью, это вступают в действие защитные механизмы организма.

По отношению к постороннему человеку ребенок может проявить приветливость, но главными людьми для него будут те, кого он хорошо знает. И успокоить плачущего малыша смогут только мама с папой.

Маленький член семьи как всегда является центром мирозданья, вокруг которого вращаются планеты-родственники. Он внимательно ко всему прислушивается, приглядывается и старается подражать действиям взрослых. Так, со временем у него звуки складываются в слоги, но настоящие слова будут произнесены еще не скоро.

Что мы умеем?

  • Ползать
  • Пользоваться обеими руками, бросать игрушки и хлопать в ладошки
  • Произносить слоги, пытаясь объясниться
  • Садиться при помощи взрослых
  • Спать всю ночь напролет.

    Ребенок в шесть месяцев очень активен, поэтому его сон более крепкий и долгий

Можно начинать читать малышу книги, веселить его смешными стишками и песенками.

Если у ребенка появляется улыбка в начале чтения стишка, которое ему уже знакомо, это говорит о том, что у ребенка успешно развивается память.

Питание

Самостоятельно садиться и даже ползать умеет ребенок в 6 месяцев, развитие и питание при этом должно усиливаться (вводится прикорм).
В возрасте 6 месяцев малыш должен съедать суточный оббьем пищи 7-ю или 8-ю часть массы тела (приблизительно 1000 г).

Примерный график кормления (советы педиатра Е.О. Комаровского)

С 6 до 7 утра — кормление молоком (грудным) или молочной смесью (адаптированной) С 10 до 11 первой половины дня — прикорм, который неплохо начинать с постного кефира и творога. Кефир. Начинаем с 3-4 ложечек на пробу (запиваем грудным молоком или смесью). До следующего дня наблюдать за реакцией организма ребенка и стулом.

Все спокойно? Продолжаем питание, только даем в два раза больше, доводя до 150 мл за одно кормление. Можно немного подслащивать сахаром. После вводим немного нежирного творога (1 чайная ложка) в кефир. Наблюдаем за реакцией. Увеличиваем до 30 г.

В среднем питание ребеночек 6 месяцев  будет получать 180 г кефирно-творожной смеси зараз.

С 2 до 3; 6 до 7; 10 до 11 второй половины дня — без изменений (молочная смесь или грудное вскармливание).

Этого вполне достаточно для ребенка в 6 месяцев развитие, и питание не обременяет родителей для создания детских кулинарных шедевров.

Двигательное развитие

Теперь манипуляции с игрушками стали гораздо разнообразнее, чем месяц назад. Малыш научился перекладывать предметы из одной руки в другую, отбрасывать их, стучать о кроватку. Зрение дает возможность увидеть совсем небольшие предметы, кроха даже попытается схватить пальчиками нарисованный на подушке квадратик, которого раньше не замечал, или летящую в солнечном луче пылинку.

На 6 месяце развитие ребенок продолжает совершенствоваться в переворотах со спины на животик. Ему это доставляет огромное удовольствие, ведь теперь он может добраться до нужной игрушки и схватить ее. В этих движениях задействованы не только двигательные навыки, но и работа головного мозга.

Занятие лечебной физкультурой (ЛФК) поможет значительно укрепить физическое состояние ребенка.

Игры

В младшем возрасте малыш стучал по предмету рукой, чтобы почувствовать новые ощущения. Затем хватал его и отправлял в рот. Теперь же игрушка берется в руки с целью ближайшего рассмотрения и изучения.

Особенно в этом возрасте детей привлекают новые необычные вещи. Например, кукла «Ванька-встанька» (или «неваляшка»). Малыш как зачарованный наблюдает, как после падения кукла сама встает.

К шести месяцам ребенок становится маленьким следопытом. Ему хочется все потрогать, покрутить, пощупать. Поэтому игрушки должны быть с крышками, чтобы открывать, с определенной кнопкой, чтобы пищать, и которые можно сжимать или растягивать.

Начальное развитие речи

К полугоду малыш может уже долго и громко лепетать, повторяя одинаковые слоги. Тем самым он запоминает приобретенные речевые навыки.

Если его поддерживают родители, выражая радость и одобрение, младенец вновь и вновь повторяет эти слова. Таким вот образом и строится цепочка от детского щебетпнья к осознанной речи. И хотя малыш пока еще не понимает того, что говорит, его речевые экзерсисы совершенно необходимы для будущего овладения речью.

Со временем маленький человек накапливает информацию о своем окружении, он очень внимательно относится к звукам, которые его окружают. Для него очень важно научиться различать людей по голосу.

Когда в комнату к малышу входит мама, он начинает радостно улыбаться и с энтузиазмом размахивать ручками и ножками, давая понять, что узнал ее по голосу. Если же в комнате появится незнакомый человек, то он насторожится и сделает недоверчивое лицо.

Кроха экспериментирует и с собственным голосом. Он замечает, что, если в рот поместить игрушку (или свой палец), то произносимые звуки изменятся. Вот почему он начал использовать соску таким необычным способом.

Ребенку в этом возрасте очень нравятся игры — с мамой, с водичкой, с игрушкой. Многие дети с удовольствием купаются в большой ванне, потому что можно брызгаться водой.

Особый восторг у них вызывает хлопанье двумя руками одновременно, когда брызги разлетаются веером и заливают ему лицо. В этот момент малыш как будто узнает собственную реакцию на попадание воды в глаза, носик и ушки.

И, судя по всему, ему это очень нравится!

Во время купания ребенок не только увлеченно играет с водой, но и познает части своего тела. Например, если его поддерживать под спинку, он может поднять ножку и потрогать пальчики.

А во время вытирания вдруг обнаружит пупок или дотронется до носика и ушей. А если наклониться поближе, то маленькие пальчики тут же ощупают мамино лицо, пытаясь «сравнить» его со своим.

Читайте:Развитие ребенка в 7 месяцев

Развитие ребенка в 5 месяцев.

Ребенок в 6 месяцев развитие и питание Ссылка на основную публикацию

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.