Материал (средняя группа) на тему: Индивидуальная беседа с родителями. Консультация для педагогов «Беседы и консультации с родителями как формы осуществления индивидуального подхода к родителям

Содержание

Работа с родителями детей с ОВЗ

Материал (средняя группа) на тему: Индивидуальная беседа с родителями. Консультация для педагогов «Беседы и консультации с родителями как формы осуществления индивидуального подхода к родителям

Работая в системе инклюзии, учитель сталкивается с тремя уровнями реагирования родителей на своего ребенка с ОВЗ и участвует в коррекции и профилактике двух первых уровней.

1. Психологический. Родители испытывают сильнейший стресс, деформирующий психику и меняющий семейные стереотипы.

2. Социальный. Семья ограничивает общение с близкими, с внешним миром. Возможна деформация отношений между родителями и распад семьи. Часто нет веры в результат помощи специалистов сопровождения.

3. Соматический. Переживания родителей превышают уровень допустимых психологических нагрузок и ведут к соматическим, вегетативным и астеническим расстройствам.

                       Влияние родительских страхов на поведение детей

Учитель выстравивает партнерство, учитывая страхи родителей, сформированные ими стереотипы семейного поведения и особенности личности ребенка.

  • Страх обострения или рецедива болезни, ведущих к сниженной жизненестойкости ребенка.
  • Страх невозможности интеграции ребенка в социум.
  • Страх перед обучением ребенка в обычной школе из-за отсутствия четкого представления об инклюзии.
  • Страх вынести за пределы семьи свою проблему.
  • Страх перед сознанием кажущейся собственной неполноценности и беспосощности.

Стратегии поведения

1. Гиперопека: сверх-заботливое отношение, неадекватные представления о возможностях ребенка, сильная регламентация образа жизни семьи. Детей отличает психологическая незрелость, инфатилизм, отсутствие навыка ставить цели и их достигать, манипуляционное поведение.

2. Гипопротекция (холодное общение): сниженные эмоциональные контакты родителей с ребенком, вплоть до его эмоционального отвержения в целях компенсации собственного психологического дискомфорта. Дети отличаются робостью, боязливостью, самоотвержением, отсутствием интересов.

3. Репрессивное поведение: родительский авторитаризм, пессимистический взгляд на будущее ребенка, ограничение его прав, жесткие предписания и наказания за их невыполнение. У ребенка развивается комплекс неполноценности, страхи, чувство вины.

4. Сотрудничество: конструктивные, гибкие отношениями родителей и ребенка, их постоянная совместная деятельность, вера родителей в успех ребенка и его сильные стороны. Дети с ограниченными возможностьями здоровья в таких семьях обладают самостоятельностью с учетом специфики болезни, познавательной и творческой активностью, самопринятием.

Самая важная книга для родителей

В это издание вошли бестселлеры профессора Ю. Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?», «Продолжаем общаться с ребенком. Так?» и хрестоматия «Родителям: как быть ребенком» — книги, совершившие революцию в области воспитания и продолжающие окрылять родителей.

Автор подробно рассматривает воспитательные нормы, бытующие в нашей культуре много десятилетий, — и показывает, почему они утратили эффективность. Юлия Борисовна доказывает, что не только с малышами, но и с трудными подростками отношения можно исправить всегда, — научившись общаться по-другому.

И дает пошаговые инструкции к тому, как это сделать.

Купить

                   Индивидуальные методы работы учителя с родителями

Нейтрализовать страхи родителей, создать у них убеждение о возможных высоких результатах ребенка в учебе помогут следующие методы.

  • Изложение родителям при первом знакомстве основных принципов подхода учителя к их ребенку:

1. Принятие ребенка с ОВЗ, как и всех остальных детей

2. Включение его в одинаковые с другими детьми виды деятельности, но с разными задачами.

3. Вовлечение ребенка в коллективные формы обучения и групповое решение задач.

4. Участие ребенка во внеклассной деятельности: в конкурсах, разработках творческих и научных проектов, смотрах знаний, совместных играх.

 Сближению с родителями поможет вопрос: «Учитывая, что ваш ребенок делает сейчас, чему бы вы хотели обучить его в первую очередь?»

  • Анкетирование родителей и посещение семьи. Цель – узнать микроклимат семьи и ее готовность  к совместной со школой работе.
  • Совместная разработка режима ребенка, учебного плана, общих единых требований учителя и родителей

1. Общие требования в учебной и трудовой деятельности ребенка.

2. Общая сбалансированная система требований и поощрений.

3. Единая стратегия поведения с ребенком для нейтрализации манипулятивного поведения.

4. Единая стратегия по формированию у ребенка волевых качеств и чувства ответственности.

5. Совместные действия по укреплению уверенности ребенка в своих силах и возможностях.

6. Совместная работа по преодолению ребенком неполноценности и страхов.

7. Акцентирование внимания в школе и дома исключительно на способностях и возможностях ребенка.

  • Периодические визиты в семью с целью больше узнать об интересах, умениях и навыках ребенка, знакомить родителей с его успехами, помочь организовать выполнение домашних заданий и соблюдение режима.
  • Проведение в школе консультаций по возникающим у родителей вопросам.
  • Проведение совместных индивидуальных уроков по системе ученик-педагог- родитель.
  • Проведение открытых уроков для родителей с видеосъемкой и их детальный разбор.

Последние два метода включают родителей в процесс обучения, помогают адекватно оценивать возможности, способности ребенка и вместе с учителем определять наилучшие для него пути получения знаний.

Если с ребенком трудно

Новая книга известного семейного психолога, лауреата премии президента РФ в области образования, автора бестселлеров «Что делать, если…» и «Что делать, если… 2» адресована родителям детей и подростков с особенностями поведения.

Издание поможет найти с ребенком общий язык, сориентироваться в сложных ситуациях и конфликтах, достойно выйти из них, сохранить терпение, восстановить понимание и мир в семье. Дети не слушают своих родителей, сколько стоит этот мир.

В попытках научить “нерадивое чадо”, как “надо себя вести”, ответственные родители вооружаются новейшими психологическими “приемчиками”, разучивают современные техники сидения на гречке, а дети в ответ лишь становятся все более раздражительными и непослушными.

Что же нам мешает в отношениях с ребенком, а ему мешает вести себя лучше? Новая книга Людмилы Петрановской будет полезна родителям, отчаявшимся найти общий язык с детьми. Вы сможете научиться ориентироваться в сложных ситуациях, решать конфликты и достойно выходить из них. Книга поможет сохранить терпение, восстановить понимание и мир в семье.

Купить

                         Принципы взаимодействия с родителями детей с ОВЗ

Задача учителя – создать систему, где он сам и весь родительский коллектив класса взаимодействует на принципах корректности, тактичности, милосердия, сенситивности. Этому помогут следующие формы работы:

  • Привлечение родителей «особых детей» к внеклассным и внешкольным мероприятиям. Например, конкурс «Сказочный спектакль». Класс делится на команды во главе с родителями и готовит свои спектакли. Команду ребенка с ОВЗ  возглавляет его родитель.
  • Приглашение родителей как помощников учителя во время классных экскурсий.
  • Введение родителей в состав родительского комитета
  • Направление детей с ОВЗ на олимпиады и конкурсы, где предполагается семейное участие.
  • Проведение тематических классных родительских собрания и семинаров.

 Например, цикл собраний на тему «Милосердие». На первом собрании поручите родителям ребенка с ОВЗ сделать доклад по истории развития милосердия в России с древнейших времен. На втором –  родителям здоровых детей доклады о милосердии в христианстве, исламе, буддизме.

Проведите семинар «Сенситивность». На нем объясните, насколько важно уметь чувствовать, понимать состояния, свойства, качества и отношения людей и социальных групп и прогнозировать их поведение. Приведите слова Р.

Ассаджиоли, мирового специалиста в этой области о том, что сталкиваясь с неудобными, сложными, проблемными людьми, мы развиваем в себе полезные качества. Затем предложите всем вместе проделать простые упражнения на сенситивность.

Одно из них  «Цвет настроения».

Цель – развитие способностей осознавать и обозначать свое состояние и прогнозировать состояние других.

1. Учитель говорит: «Пусть каждый из нас подумает и скажет, какого он цвета. Речь идет о цвете вашего настроения и состояния»

2. Учитель просит нескольких человек по желанию рассказать о цвете их состояния, как он менялся на протяжении дня и почему выбран именно этот цвет.

3. Учитель говорит: «Каждый сейчас подумает, какого он цвета, ничего не говоря»

4. Учитель предлагает всем посмотреть на соседа слева, определить его цвет и по очереди назвать.

5. Учитель просит  каждому назвать свой выбранный цвет.

В результате обретается навык сенситивности и расширяются возможности всех сесорных систем восприятия.

Общий результат такой работы учителя – отказ родителей детей с ОВЗ от самоизоляции, налаживание новых здоровых контактов. Люди обретают уверенность в своих действиях, возвращаются к нормальной коммуникации и взаимодействию с окружающими миром, получают и реализуют навыки совместной результативной деятельности по обучению и воспитанию их «особого ребенка».

Использование традиционных форм работы с родителями

Материал (средняя группа) на тему: Индивидуальная беседа с родителями. Консультация для педагогов «Беседы и консультации с родителями как формы осуществления индивидуального подхода к родителям

За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветвивоспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этихветвей, представляя собой социальный институт воспитания, обладает своимиспецифическими возможностями в формировании личности ребенка.

Однако далеко не все семьи в полной мере реализуют комплекс возможностей воспитательного воздействия на ребенка. Причины разные:одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие – не умеют это делать, третьи –не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированнаяпомощь дошкольного учреждения. Каковы основные формы сотрудничества ДОУ ссемьей? Охарактеризуем главные из них.

Посещение семьи ребенка

Посещение семьи ребенка много дает для ее изучения, установления контакта сребенком, его родителями, выяснения условий воспитания, если не превращается вформальное мероприятие. Цель первого посещения – выяснить общие условиясемейного воспитания.

Повторные посещения планируются по мере необходимости, ипредусматривают более частые задачи. Педагогу необходимо заранее согласовать сродителями удобное для них время посещения, а также определить цель своеговизита.

Прийти к ребенку домой – это прийти в гости. Значит, надо быть вхорошем, настроении, приветливым, доброжелательным. Следует забыть о жалобах,замечаниях, не допускать критики в адрес родителей, их семейного хозяйства,уклада жизни, советы (единичные!) давать тактично, ненавязчиво.

Переступив порог дома, педагогулавливает атмосферу семьи: как и кто из членов семьи встречает, поддерживаетразговор, насколько непосредственно обсуждаются поднятые вопросы.

Поведение инастроение ребенка (радостный, раскованный, притихший, смущенный, приветливый)также помогут понять психологический климат семьи.

День открытых дверей

День открытых дверей, являясь достаточно распространенной формой работы, даетвозможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательнойработы, заинтересовать ею и привлечь к участию.

Проводится как экскурсия подошкольному учреждению с посещением группы, где воспитываются дети пришедшихродителей. Можно показать фрагмент работы дошкольного учреждения (коллективныйтруд детей, сборы на прогулку и др.).

После экскурсии и просмотра заведующаяили методист беседуют с родителями, выясняют их впечатления, отвечают навозникшие вопросы.

На это мероприятие приглашаются не только те родители, детикоторых пойдут в детский сад, но и родители воспитанников этого ДОУ.

Беседы

Беседы проводятся как индивидуальные, так и групповые. И в том ив другом случае четко определяется цель: оказать родителям своевременную помощьпо тому или иному вопросу воспитания, способствовать достижению единой точкизрения по этим вопросам. беседы лаконичное, значимое для родителей,преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию.

Ведущая роль здесь отводится воспитателю, он заранее планирует тематику иструктуру беседы. Педагог должен уметь не только говорить, но и слушатьродителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность. Рекомендуетсяпри проведении беседы выбирать наиболее подходящие условия и начинать ее снейтральных вопросов, затем переходить непосредственно к главным темам.

Это наиболее доступная форма установления связи педагога ссемьей, она может использоваться как самостоятельно, так и в сочетании сдругими формами: беседа при посещении семей, на родительском собрании,консультации.

Консультации

Консультации близки к беседам, главное их отличие в том,что педагог, проводя консультацию, стремится дать родителям квалифицированныйсовет.

Обычно составляется система консультаций,которые проводятся индивидуально или для подгруппы родителей.

На групповыеконсультации можно приглашать родителей разных групп, имеющих одинаковыепроблемы или, наоборот, успехи в воспитании (капризные дети; дети с ярковыраженными способностями к рисованию, музыке).

Целями консультации являются усвоение родителями определенныхзнаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов.

Формы проведения консультаций различны: квалифицированноесообщение специалиста с последующим обсуждением; обсуждение статьи, заранеепрочитанной всеми приглашенными на консультацию; практическое занятие,например, на тему «Как учить с детьми стихотворение».т

Консультации могутбыть плановыми и неплановыми. Плановые консультации проводятся в ДОУ систематически:3-4 в год в каждой возрастной группе истолько же общих консультаций по детскому саду. Продолжительность консультаций30-40 минут.

Неплановыеконсультации возникают нередко во время общения педагогов иродителей по инициативе обеих сторон. Консультации, как и беседа, требуетподготовки для наиболее содержательных ответов педагогов родителям. Родители,особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков воспитаниядетей.

Их целесообразно приглашать на семинары-практикумы. Эта форма работы дает возможность рассказатьо способах и приемах обучения и показать их: как читать книгу, рассматриватьиллюстрации, беседовать о прочитанном, как готовить руку ребенка к письму, какупражнять артикуляционный аппарат и др.

Родительские собрания

Родительские собрания проводятся групповые и общие (для родителей всегоучреждения). Общие собрания организуются 1-2 раза в год. Планирует и проводитобщее родительское собрание заведующая совместно с родительским комитетом ивоспитателями. Собраний должно быть не менее трех в году.

На них обсуждаются общие организационные вопросы совместнойработы всего ДОУ, задачи на новый учебный год, результаты образовательнойработы вопросы физического воспитания и проблемы летнего оздоровительногопериода и др. На общее собрание можно пригласить врача, юриста, детскогописателя.

Предусматриваются выступления родителей.

Групповые собрания проводятся раз в 2-3 месяца. На нихродителей знакомят с содержанием, задачами и методами воспитания детейопределенного возраста в условиях ДОУ и семьи. На обсуждение выносят 2-3вопроса (один вопрос готовит воспитатель, по другим можно предложить выступитьродителям или кому-то из специалистов).

Ежегодно одно собрание целесообразнопосвящать обсуждению семейного опыта воспитания детей. Выбирается тема,злободневная для данной группы, например, «Почему наши дети не любяттрудиться?», «Как воспитать у детей интерес к книге», «Телевизор – друг иливраг в воспитании детей?».

По окончании собрания родители задают вопросы,которые их волнуют и не были освещены на собрании, советуются с воспитателем и,может быть, высказывают претензии.

В нашем МДОУ Детский сад № 463 практикуетсяследующее: мы вместе с детьми делаем приглашения на родительские собрания длякаждого родителя в виде аппликаций, рисунков, поделок.

Собрания проходят в видедискуссий, бурных обсуждений на ту или иную тему, с родителями проводятся«Мозговой штурм», «Острое блюдо», разгадывание кроссвордов. Также используютсясценки с участием детей.

Нашим родителям нравятся такие формы проведенияродительских собраний.

Родительские конференции

Основная цель конференции – обмен опытом семейноговоспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказываетпомощь в выборе темы, оформлении выступления. На конференции может выступитьспециалист. Его выступление дается «для затравки», чтобы вызвать обсуждение, аесли получится, то и дискуссию.

Конференция может проходить в рамках одного дошкольногоучреждения, но практикуются и конференции городского, районного масштабов.Важно определить актуальную тему конференции («Забота о здоровье детей».

«Приобщение детей к национальной культуре», «Роль семьи в воспитанииребенка»), К конференции готовятся выставка детских работ, педагогическойлитературы, материалов, отражающих работу дошкольных учреждений, и т.п.Завершить конференцию можно совместным концертом .

детей, сотрудниковдошкольного учреждения, членов семей.

«Круглый стол» с родителями

Цель таких мероприятий: в нетрадиционной обстановке собязательным участием специалистов обсудить с родителями актуальные проблемывоспитания. На заседание «круглого стола» приглашаются родители, письменно илиустно выразившие желание участвовать в обсуждении той или другой темы соспециалистами.

В нашем МДОУ Детский сад № 463 уже проводилось такое мероприятие. Тема обсуждения«Физическое воспитание в условиях семьи и ДОУ».

Вниманию родителей былипредложены различные консультации по проведению подвижных и спортивных игр сдетьми, также проведена беседа о пользе физических упражнений.

Некоторые родителиделились своим опытом, высказывали свое мнение, принимали участие в подвижныхиграх и выполнении физических упражнений вместе с инструктором ФИЗО.

Для приобщения родителей к педагогической литературецелесообразно создавать библиотеки-передвижки, подбирая в специальные папкистатьи на определенную тематику. Однако следует помнить, что всякий раз нужнопобеседовать с родителями по прочитанной литературе, выяснить, чтозаинтересовало, что можно позаимствовать для воспитания ребенка.

Пример: перед тем как составить очередную нагляднуюконсультацию, среди родителей проводилось анкетирование на тему «Здоровье нашихдетей», где на вопрос «Какую информацию вы хотели бы получить от педагогов?»большинство родителей отметили о закаливании детей.

В связи с этим для них былапредставлена консультация в форме папки-передвижки на тему «Закаливающие мероприятия»,где подробно описаны виды закаливания, методика их проведения.

Также вниманиюродителей были представлены фотографии детей во время закаливающих мероприятийв условиях ДОУ.

Из сравнительно новых форм сотрудничества детского сада ссемьей следует отметить вечера отдыха с участием педагогов, родителей, детей;спортивные развлечения, посиделки, подготовки спектаклей, собрания в форме«Давайте знакомиться», «Порадуем друг друга» и др.

Положительные результаты в воспитании детей достигаютсяпри умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллективадошкольного учреждения и членов семей воспитанников.

Семья и детский сад не могутзаменить друг друга; у каждого из них свои функции, свои методы воспитания. Иконечно, им надо научиться взаимодействовать в интересах ребенка!

Екатерина Александровна Селихова,
воспитатель МДОУ Детский сад № 463 г. Екатеринбурга

Используемая литература:

  • Агавелян М.Г., Данилова Е.Ю., Чечулина О.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. – М., 2009.
  • Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. – М., 2005.
  • Ермакова Л.А., Кулакова Е.А., Зубова Г.Г., Арнаутова Е.П. Преемственные связи ДОУ, школы и родителей. – М., 2006.

Работа с родителями в детском саду по ФГОС, формы взаимодействия, образец протокола собрания, темы консультаций, конспект и прочее

Материал (средняя группа) на тему: Индивидуальная беседа с родителями. Консультация для педагогов «Беседы и консультации с родителями как формы осуществления индивидуального подхода к родителям

Воспитание здоровой личности в среде социума несёт собой много трудностей и вопросов, решение которых зависит от тесноты и доверительности контакта родительской общественности и детского дошкольного образовательного учреждения. Тесное взаимодействие семьи и педагогического коллектива детского сада способствует гармоничному развитию личности ребёнка.

Цель взаимодействия с родителями, поставленная ДОУ, всегда будет глобальной и отличающийся от целей, которые ставит каждый воспитатель при личной взаимосвязи с родительской общественностью.

Общей целью для всего учреждения является формирование общего пространства «детский сад — семья». А цель каждого отдельного мероприятия с родительской общественностью (собрания, открытого занятия и т. п.

) подбирается воспитателем самостоятельно исходя из потребностей и нужд родителей и общего плана занятий.

Целью первого родительского собрания может быть установление тесного взаимодействия с родительской общественностью или адаптация детей к условиям ДОУ.

Задачи всего учреждения также отличаются от задач, которые ставит себе каждый воспитатель при взаимодействии с родителями, но не противоречат друг другу. Наиболее приоритетными задачами всего ДОУ являются:

  • Заинтересовать родительскую общественность жизнью детского сада и группы путём использования различных форм взаимодействия.

  • Сформировать такую среду, в которой динамично развивающийся ребёнок будет чувствовать себя комфортно и продолжать успешно развиваться.

  • Организовать непрерывное высокопрофессиональное психологическое сопровождение образовательного процесса и при необходимости оказывать семье ребёнка психолого-педагогическую поддержку.

  • Создать условия для трансляции родителям знаний в области социализации, охраны и укрепления здоровья, правильного развития и обучения детей.

До прихода в детский сад круг общения ребёнка весьма ограничен. В момент, когда малыш приходит в детский сад, перед ним распахивается целый новый мир общения и игр. Этот мир резко отличается от того, к чему ребёнок привык дома.

Ребёнка окружают близкие люди, на прогулке он знакомится с другими детьми, но это только начало социализации

Именно поэтому нужно активно и правильно поддерживать ребёнка во время адаптации к детскому саду. Лишь совместные усилия специалистов детского сада и родителей помогут малышу легче и быстрее пройти сложный для ребёнка период.

Вот и первая задача, появляющаяся перед родителями, специалистами и детским садом в целом. Вторая задача — второй этап — плавное введение в образовательную деятельность. В это время основной вид деятельности ребёнка — игра. Он учится играть и, играя, учится. Третья немаловажная задача — социализация.

Успешное взаимодействие малыша и его окружения нередко становится основой его будущего. В реализации этих задач мелочей нет, как нет и лишних людей. Воспитатель становится связующим звеном между специалистами детского сада, ребёнком и родителями. Дело в том, что в детском саду ребёнок реализует себя сам.

Его поведение в группе может в корне отличаться от поведения дома, и это нормально.

Детский сад — не только другая среда общения, но и другой уровень взаимодействия с окружающим миром

Какие специалисты работают с родителями

Воспитатель находится с детьми большую часть их пребывания в детском саду и должен обладать основами музыкального развития, логопедии, физического развития и психологии.

Эти знания ему нужны, чтобы правильно построить работу в группе, но он не является специалистом в этих областях. Воспитатель, опираясь на первичные знания, определяет потребности детей. На основе наблюдений за детьми и бесед с родителями он обращается к специалистам.

Так, в случае формирования динамичной минутки воспитатель обратится к инструктору по физической культуре, а заметив нарушения речи — к логопеду.

С проблемой адаптации ребёнка в группе следует обратиться к психологу, а для организации и проведения «Праздника осени» — к музыкальному работнику. Привлекая в нужные моменты специалистов, воспитатель работает и с группой.

Воспитатель — человек, который занимается группой в целом, но в то же время знает все индивидуальные особенности каждого ребёнка. Он организует занятия в игровой форме по развитию мелкой моторики, основам счёта, геометрических форм и других начальных знаний об окружающем мире.

Важно понимать, что не только воспитателю необходимо поддерживать контакт с родителями. С семьями воспитанников работают и другие специалисты ДОУ:

  • Логопед. Правильная постановка речи ребёнка имеет огромное значение в его социализации. Важно чтобы ребёнок и дома продолжал говорить правильно и чисто. Поэтому так необходима тесная работа логопеда с родителями, в формах открытых занятий, раздаточного материала, групповых консультаций и индивидуальных бесед.

    Индивидуальные консультации логопедом родителей, проводимые с учётом особенностей семейного уклада, способствуют закреплению речевых навыков ребёнка вне ДОУ

  • Инструктор по физической культуре также нуждается в работе с родительской общественностью. Ведь только в связке «детский сад — семья» можно привить ребёнку любовь к здоровому образу жизни. Инструктор может использовать такие формы работы с родителями, как активные игры, совместные прогулки, анкетирование, открытые занятия и групповые консультации.

    Пример, который подают родители на совместном занятии по физической культуре, является важнейшим мотивационным средством для детей

  • Музыкальный руководитель. Задача музыкального руководителя — воспитать в детях чувство прекрасного, любовь к творчеству, уверенность в себе и своих силах, и родительская общественность может в этом помочь. Музыкальный руководитель может проводить опросы и анкетирование среди родителей. А родители могут активно помогать в подготовке музыкальных праздников и мероприятий.

    Присутствуя на мероприятии в детском саду, родители оказывают огромное влияние на уверенность ребёнка в собственных силах

  • Психолог. Моральное здоровье ребёнка важно не менее, чем физическое. Чтобы помочь ребёнку в общении со сверстниками, важно понимать, как принято общаться в семье воспитанника.

    Поэтому психологи ДОУ часто и много работают с родительской общественностью в различных формах, таких как совместные занятия и игры с родителями, индивидуальные беседы и групповые консультации, анкетирование и опросы, круглые столы и дискуссии.

Направления работы с родителями в детском саду

Работа с родителями в детском саду подразделяется на несколько направлений:

  • Индивидуально ориентированная:
    • Беседа.
    • Консультация.
    • Занятие (занятие специалиста с ребёнком и родителем одновременно).
  • Ориентированная на интересы родителей и детей (к сожалению, не все родители принимают участие в подобных мероприятиях):
    • Совместная прогулка, экскурсия.
    • Ролевая или дидактическая игра.
    • Открытое занятие.
    • Иные мероприятия, проводимые с детьми и их родителями.
  • Официально регламентированная деятельность:
    • родительские собрания, присутствие на которых всех родителей или законных представителей регламентируется Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (Гл. 4, ст. 44, п 4.2).
    • беседа с администрацией (чаще всего в её основе лежит проблема, которую невозможно решить на уровне группы).

Родительские собрания — единственная форма работы с родителями, которая может нести в себе доведение до сведения членов семьи воспитанников официально-нормативной информации. Поэтому собрание не только чётко планируется, но и его нужно правильно документально оформлять.

Планирование взаимодействия с семьёй в детском саду

План работы с родителями бывает разный. Определённых общегосударственных требований нет. В данном случае воспитатель действует на основании общих правил планирования. Взаимодействие ДОУ с семьёй строится по единой схеме.

Для ведения работы по этой схеме необходим мониторинг семей воспитанников

Чаще всего сначала делают 3 плана: план родительских собраний, план открытых занятий и план совместных с родителями мероприятий. Потом готовые планы сводят в единый документ. Этот документ дополняют выдержками из планов специалистов, утренниками и общими для учреждения мероприятиями.

Желательно, чтобы в сводном плане была указана и индивидуальная работа с родителями детей, нуждающимися в этом. Дальше план корректируется. Родитель — занятой человек, и его время надо ценить. Недопустимо, чтобы открытые занятия специалистов и воспитателя накладывались по времени друг на друга.

Родитель, скорее всего, не сможет чаще 1 раза в неделю посетить что-либо, а значит, с этой точки зрения, план также нужно выверить.

Особенности работы с социально неблагополучными семьями

Особого внимания требуют к себе воспитанники из семей, находящихся в сложной социальной ситуации. К таким относятся дети из многодетных семей, малыши, находящиеся под опекой, и социальные сироты.

Социальный сирота — это ребёнок, который имеет биологических родителей, но родители по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребёнка и не заботятся о нём.

Ст. 1. Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Ребёнок, у которого родители (или родитель) работает так, что в основном видит своего малыша, когда тот спит, так может быть отнесён к категории — социальный сирота. Ведь его жизнь проходит без участия родителей (родителя).

Но законом помощь такому ребёнку не предусмотрена. Тем не менее во всех государственных образовательных учреждениях есть человек, ответственный за социальный паспорт учреждения, — социальный педагог.

Важно, чтобы воспитатель наладил контакт родителей с социальным педагогом.

Консультации социального педагога помогут родителям наладить контакт с ребёнком

В работе воспитателя с неблагополучными семьями важна деликатность. Главный принцип — не навреди. Неосторожное слово в этой ситуации может обострить и без того открытые раны маленького человека. Лучшим выбором будет активное привлечение психолога к работе с этой семьёй.

Нужно всегда помнить: всё, что происходит у ребёнка дома, отражается на его поведении в детском саду. Следует проводит индивидуальные беседы с родителями таких семей и постоянный мониторинг психологического состояния ребёнка.

В то же время надо понимать, что распространение информации о состоянии дел в семье или навязчивое предложение помощи может не просто оттолкнуть родителей, но спровоцировать у них полное отторжение любых попыток помочь им и ребёнку.

Занятия психолога с родителями помогают выявить и решить ряд проблем в семьях воспитанников

В большинстве социально незащищённых семей главной проблемой становится материальная сторона жизни.

В этом случае решение родительского комитета о сборе денег на подарки детям ко дню рождения может вызвать раскол мнений или даже скандал среди родителей.

Поэтому работа с такой семьёй ведётся исходя из личных бесед с каждым из родителей и нужд семьи и ребёнка. Также не будут лишними консультации психолога.

Детям из таких семей полезны занятия по укреплению физического здоровья, поэтому следует привлечь к работе с родителями инструктора по физической культуре. Нельзя забывать, иногда родительский комитет в стремлении обеспечить всё самое лучшее для детей, забывает, что финансовое благополучие в разных семьях разное. Вот тут грамотное и тактичное вмешательство воспитателя необходимо.

Пример из жизни. В группу пришёл ребёнок из многодетной семьи. Часто плакал, иногда срываясь в истерику. Позже удалось узнать, что в семье из родителей только папа. Мама бросила детей ради лучшей жизни с другим и уехала. Связь с детьми категорически отказывалась поддерживать.

Ребёнок же просто хотел видеть маму, а потому каждый раз, как окружающие произносили слово «мама», он невольно начинал плакать. Папа очень хотел сохранить всё в тайне и на контакт не шёл. Помог профессионализм воспитателя.

Она достаточно быстро заметила, когда именно малыш начинал плакать. Совместно с психологом ситуацию удалось разрешить. Потребовалась дополнительно и работа с родительским комитетом. Всё закончилось хорошо. Тот малыш давно вырос, и его судьба сложилась успешно.

Но что могло с ним стать, окажись на месте воспитателя другой человек?

Родительское собрание в детском саду

Родительские собрания проводятся как по учреждению в целом, так и в группах. В первом случае собрание проводится администрацией и носит исключительно официальный характер. На таких собраниях в повестку дня обязательно включаются вопросы жизнедеятельности детского сада.

А вот родительское собрание в группе — это не только информативно-познавательно ориентированная работа с родителями, но и официальное мероприятие.

Собрание должно иметь несколько обязательных элементов, среди которых важную роль играет подготовка, а также своевременное и правильное оформление документации.

Родительское собрание — традиционная форма работы с семьями воспитанников

Документы, сопровождающие родительское собрание

Независимо от цели и задач, стоявших перед конкретным родительским собранием, оно должно быть запротоколировано, особенно в его официальной части и части выступления родительского комитета.

Во время родительского собрания протокол может вестись в электронном виде, но должен быть распечатан и подписан сразу после окончания собрания

Протоколы родительских собраний хранятся от 3 до 5 лет. Срок хранения зависит нормативных документов, принятых в учреждении. Протокол — это не только стенограмма проведения официальной части родительского собрания и листы регистрации присутствующих, но и приложения.

Такими приложениями к протоколу становятся материалы тематических, информационно-познавательных и практико-ориентированных выступлений. Также в состав материалов родительского собрания входит конспект и анализ мероприятия.

Анализ проведения родительского собрания — это важный для воспитателя документ, который, как и личные заметки к собранию, оформляется в свободной форме и является документом личного пользования. Важность архива протоколов и материалов родительских собраний трудно переоценить.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.