Масару Ибука. Биография

Содержание

Методика раннего развития Масару Ибуки

Масару Ибука.  Биография

Воспитание ребенка начинается с воспитания родителей.
Масару Ибука

Масару Ибука — это не учитель и не психолог. Славу японцу принесли скорее его инженерные труды, технические открытия и участие в создании корпорации Sony (он является одним из ее основателей). Однако японского инженера очень интересовали детская психология, образование и воспитание детей. Этот интерес нельзя назвать случайным.

Была на то и личная причина — сын Масару перенес в детстве тяжелое заболевание, после которого стал отставать в умственном развитии. Отец так много консультировался по этой теме с педагогами и психологами, что, наконец, его взгляды сами сошлись в авторскую методику раннего развития детей.

Они же легли в основу созданной Масару Ибукой Японской ассоциации раннего развития и школы «Обучение талантов» и нашли отражение в книге «После трех уже поздно».

Суть методики раннего развития Масару Ибуки

Оказывается, японские и зарубежные ученые проводили исследования, результаты которых показали, что к 3 годам развитие клеток головного мозга ребенка завершено уже на 70–80%.

Таким образом, как считает Ибука, если в период с рождения до 3 лет родители не заложат в малыше прочный фундамент, на котором потом будет выстраиваться его интеллект, то после трех станет уже поздно, и ребенок не сможет физически достичь желаемых высот.

Масару Ибука сравнивает этот фундамент — то есть способность мозга уловить то, что поступает из внешней среды, превратить это в образ и запомнить его — с компьютером. Невозможно получить превосходный результат, кода работаешь за плохим компьютером.

Таким образом, в основе методики раннего развития Масару Ибуки лежит его интерпретация пословицы «Куй железо, пока горячо»: «Слишком поздно ковать железо, если металл уже затвердел».

Для того чтобы ребенок стал в будущем умным, способным и счастливым, нужно приложить много усилий к его развитию и воспитанию именно в первые три года его жизни.

В своей книге Масару пишет: «Главное — развить в ребенке его безграничные потенциальные возможности, чтобы больше стало радости в его жизни и в мире».

Дети, которых воспитывали по методике Масару Ибуки, рано учатся читать, хорошо плавают, владеют несколькими языками, играют на музыкальных инструментах (в частности, на скрипке), легко учатся в школе и т. д.

Основные принципы методики

  1. Как уже было сказано, заложить базу для последующего усвоения знаний (научить мыслить, сравнивать, оценивать, рассуждать) необходимо в первые три года жизни малыша.

  2. На способности и характер ребенка больше влияет не наследственность, а окружающая среда. Таким образом, родителям необходимо потрудиться, чтобы создать такую благоприятную среду. С их стороны требуется большой вклад — постоянные занятия с малышом.

  3. Цель методики не в воспитании гения, вундеркинда, а в воспитании счастливого человека, которому в будущем будут легко покоряться вершины.

  4. Воспоминания из детства оставляют глубокий след на восприятии мира малышом и его психике.

  5. Нельзя игнорировать негативные эмоции ребенка, его плач, и тем более ругать за гнев. Нужно разобраться, в чем причина таких эмоций. Задача родителей — устранить причину расстройства, а не загладить ее, устранив само расстройство.

  6. Отец должен как можно больше участвовать в жизни малыша, но важнее для него в раннем возрасте все-таки материнское воспитание. Масару Ибука пишет: «Отец может вырастить из ребенка гения, но только мать вырастит из него хорошего человека, органично сочетающего душевные и физические способности».

    Поэтому мать не должна передавать ребенку свою нервозность, неуверенность, ей не нужно непрерывно прибегать к новомодным методам воспитания. Главное для нее — понять своего ребенка и дать ему самое лучшее, то есть материнскую любовь.

    Также важнейшее условие в доме — гармоничные отношения между мужем и женой, ведь, как считал Масару Ибука, каждую родительскую ссору можно «прочитать» по лицу малыша.

  7. Присутствие в доме бабушек и дедушек идет на пользу ребенку — связь поколений благотворна сама себе, а в придачу он получает новые эмоции, культуру и мудрость.

  8. На пользу идет и общение детей друг с другом. Это может быть игра, конкуренция, когда один тянется за успехом другого, или ссоры. Масару Ибука поощрял детские ссоры, считая их первыми уроками жизни в коллективе.

  9. У детей нет четкого разделения, какие задачи выполнять легко, а какие сложно. Поэтому не нужно решать за малыша, что он поймет, а что нет, навязывая ему свои взгляды. Также не нужно бояться, что его мозг «перезаполнится», потому что он априори не может «перезаполниться» — ребенок просто перестанет воспринимать информацию, когда ему надоест или он потеряет интерес.

  10. С ребенком нужно вести себя ласково, но строго, по мере его взросления проявляя все большее уважение к воле. Вообще, не стоит игнорировать его желания, подавлять выбор, волю — это может подорвать веру в себя и отрицательно сказаться в будущем. Лучше поощрять ребенка, помогать ему, ведь идеальное воспитание — это не принуждение к чему-либо, а собственное желание ребенка сделать что-то.

  11. Не нужно забывать, что вся деятельность ребенка должна быть направлена на процесс, получение удовольствия от него, а не на результат. Показывать малышу, как играть с той или иной игрушкой, — значит, потихоньку убивать в нем желание играть вообще.

Как применять методику?

  • Полный порядок в комнате, белые обои и тишина отрицательно влияют на ребенка. Лучше, если обои будут цветными, одеяло — пестрым, а на потолке наклеены, например, звезды. Это так называемые «стимуляторы» для ребенка. Такие атрибуты оказывают сильное влияние на развитие интеллекта малыша.
  • Развивать тактильные ощущения. Методика Масару Ибуки в связи с этим не просто не запрещает, но и поощряет то, что родители берут ребенка на руки. Это нужно делать как можно чаще! Брать ребенка с собой в постель тоже вполне допустимо и даже полезно для него. Пусть ребенок играет с предметами с различными поверхностями (гладкой, шершавой, мягкой, грубой и т. п.).
  • Главное побуждение к действию — это интерес. Родители должны заинтересовать ребенка цифрами, прежде чем учить его считать. Интерес может угасать, поэтому его необходимо постоянно подогревать. Отличный способ «подогрева» интереса — повторение. Ведь не секрет, что дети любят, когда, например, родители рассказывают им одну и ту же сказку. Их любопытство к ней не угасает.
  • С раннего детства ребенка необходимо приучать к прекрасному: развивать музыкальный слух, давая слушать классические произведения, знакомить с картинами великих художников, читать художественную литературу. В будущем это сформирует его вкус.
  • Также на формирование вкуса влияет выбор еды для ребенка. Масару Ибука советует максимально разнообразить ее. И совсем неважно, полезная это будет еда или нет. Ребенок должен пробовать блюда с различными специями, приправами, чтобы испытывать разнообразные вкусовые ощущения.
  • Ранний возраст — отличное время для обучения ребенка иностранным языкам. К слову, и основам родного языка он учится тоже в это же время. Поэтому Ибука против родительского «сюсюканья» с малышом. Ребенок должен слышать красивую, грамотную речь.
  • Не нужно покупать ребенку много игрушек. Их изобилие лишь рассеет его внимание. Гораздо лучше, когда ребенок самостоятельно может собрать игрушку из деталей или когда в нее в его руках превращается абсолютно обыденный предмет.
  • Малыш должен соблюдать распорядок дня. Это поможет ему развить чувство времени.
  • Многие физические способности лучше развивать с раннего детства. Масару Ибука утверждает, что восьмимесячного малыша можно научить плавать, а катанию на роликовых коньках лучше начать обучать, когда ребенок сделает первые шаги. Малышу в принципе полезно выполнять физические упражнения. Среди них — ходьба. В момент ходьбы человек задействует 400 мышц из 639. Побольше гуляйте с малышом на свежем воздухе!
  • Учите с ребенком ритмичные стихотворения. Детская память способна воспроизвести от 100 до 200 небольших стихотворений.
  • Развитие мелкой моторики крайне важно для малыша. Пусть он занимается лепкой, аппликацией, вырезанием и т. д. Ни в коем случае не ограничивайте фантазию малыша, даже если его поделки кажутся вам «безумными».
  • Как можно раньше дайте ребенку в руки карандаш.

Некоторые «но»

1) Масару Ибука не оставил практических рекомендаций или пособий с информацией о том, чем и как заниматься с ребенком. В его книге — суть, цель, главные принципы раннего развития и некоторые советы по воспитанию.

Хотя сам приверженец раннего развития объяснял отсутствие готовых «рецептов» воспитания тем, что их попросту не существует, так как каждый ребенок индивидуален. И найти такой «рецепт» способно лишь чуткое материнское сердце.

2) Многие критикуют Масару за допущение в качестве наказания шлепков. Он действительно пишет, что шлепки допустимы, но лишь в том возрасте, когда еще не выработано осознание своего «Я», то есть до трех лет.

В этот период такое наказание еще не способно оскорбить чувства малыша, унизить его.

Однако Ибука высказывается негативно о любом унижении личности ребенка после 2–3 лет, в частности, и о применении физического наказания.

Методика Ибука – одна из самых эффективных систем раннего развития детей. Основные принципы методики Масару Ибука

Масару Ибука.  Биография

Автор методики Ибука, Масару Ибука, родился в Японии в 1908 году, в семье инженера. В 1933 году он закончил электротехнический факультет университета. Однокурсники называли Масару «гениальным», его дипломная работа выиграла высокую награду в Париже.

После окончания учебы Масару стал работать в лаборатории по обработке фильмов. И только после войны, в 1945 году в Токио он начал собственное дело по радио-ремонту, а спустя год вместе со своим товарищем он основал скромную фирму – Sony.

Которая в будущем стала одним из самых успешных коммерческих проектов в истории бизнеса.

Но не только электроника и коммерция занимали ум Масару Ибука. Он так же серьезно изучал педагогику и мечтал создать свою методику раннего развития детей, позволяющую раскрывать талант и способности человека в раннем возрасте.

В конце 70-х годов прошлого века Масару Ибука основал «Японскую ассоциацию раннего развития». Он был уверен, что когнитивные способности человека развиваются только до первых 3-х лет его жизни.

Именно в эти годы мозг ребенка лучше всего воспринимает и запоминает информацию, именно в эти годы ребенка легче всего научить говорить на нескольких языках, научить плавать, рисовать, играть на музыкальных инструментах.

Потом, в более позднем возрасте, все это будет даваться значительно труднее. Изучая теоретические и практические работы на эту тему, Ибука написал несколько книг о проблеме раскрытия возможностей человеческого мозга.

Самая популярная его книга, которую он написал в 1971 году и на которой, собственно, и основана методика Ибука, «После трех уже поздно».

Гленн Доманн, автор еще одной весьма популярной в мире методики раннего развития, так отзывался об этой книге: «Я думаю, что эта работа – одна из самых важных книг, когда-либо написанных. И я уверен, что ее должны прочитать все живущие на Земле родители».

В книге Масару Ибука «После трех уже поздно» нет практических советов в традиционном понимании, которые бы объясняли чем и как следует заниматься с ребенком.

Но в ней живо и доступно раскрыты фундаментальные вопросы, разобравшись в которых, можно лучше понять суть и задачи раннего развития детей.

Чтобы лучше понять, в чем состоит методика Ибука, конечно, лучше прочесть его книгу целиком. И не раз!

Основные тезисы методики Ибука просты и понятны:

Обеспечьте младенцу наблюдательный пост!

Задумайтесь, что обычно видит младенец в период, как он бодрствует? Да практически ничего! Белый потолок, сетка от комаров или дождевик на коляске, и лишь изредка – улыбающееся или взволнованное лицо своих родных. Согласитесь – это не слишком-то благоприятные условия для раннего развития.

Поскольку младенец на самом начальном этапе своей жизни имеет возможность пока что только лишь наблюдать за окружающим миром – глупо лишать его этой драгоценной возможности получения информации. Наоборот: старайтесь расположить малыша, который еще даже переворачиваться не способен, таким образом, чтобы он мог видеть не только один белый потолок, но и предметы, людей, обстановку вокруг себя.

Даже банальные бытовые картинки – носители новой информации для ребенка, в том числе и новорожденного! Они удовлетворяют сенсорные потребности крохи, с которыми он уже рождается на свет. Дайте ему полный обзор с первых дней жизни – и в будущем вы получите любознательного, открытого к новым знаниям, общительного ребенка, а затем и взрослого.

Раннее развитие не ставит целью воспитание гениев

По мнению Ибука, ни в коем случае не нужно стремиться воспитать из ребенка гения. Все люди, при условии отсутствия физических недостатков, рождаются одинаковыми.

То, как они потом делятся на умных или глупых, вежливых или агрессивных – зависит исключительно от воспитания и от той среды, в которой растет малыш.

Любой ребенок, воспитанный в благоприятных условиях, вырастет сообразительным, уверенным в себе и достойным человеком.

Согласно методики Ибука, главная задача раннего развития – растить не гениев, а искренних и счастливых детей.

Структуры мозга формируются к трем годам

В человеческом мозгу примерно 1,4 миллиарда клеток. Конечно, у новорожденного ребенка большинство из этого количества клеток не используется.

Период, на который приходится активное формирование связей между клетками мозга – время от рождения ребенка до трех лет. В этот период появляется около 80% таких соединений. И чем их больше, тем больше возможности мозга.

Уже в первые полгода после рождения мозг ребенка обладает 50% взрослого потенциала. К трем годам эта пропорция составляет 80%.

Согласно Методике Ибука, у ребенка уже в раннем возрасте есть музыкальный слух, достаточные физические способности (правильная координация движений), а также базовое эстетическое восприятие.

Не путайте ребенка, не меняйте тактику

Многие родители к воспитанию подходят чересчур креативно: в первые десять-двенадцать месяцев, когда ребенок еще не способен выражать свои желания вербально, они балуют малыша. Зато потом, примерно к полуторагодовалому возрасту ребенка, вдруг полностью меняют стратегию и делаются строгими в общении с ним. Это вызывает у ребенка естественный протест.

Чтобы у ребенка сразу сформировались правильные понятия о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо», вы должны как можно раньше установить ему границы дозволенного. Это делается просто – нужно вызывать у ребенка чувство комфорта и приятные эмоции, когда он делает что-то, что вы считаете правильным и благоприятным.

И наоборот – вызывать неприятные эмоции, когда он делает что-то плохое.

Однако и похвалу, и наказание нужно использовать аккуратно, деликатно и в меру. В некоторых случаях наказание вызывает у детей противоположную реакцию – открытого неповиновения. Особенно это касается физических наказаний.

У ребенка 2-3 лет уже вполне развитое чувство собственного достоинства, и он сильно рассердится, если родители попытаются его отшлепать. Ибука считает, что применять физические наказания в отношении детей можно, только до тех пор, пока они не в состоянии воспринимать их как оскорбление.

Это значит, что период, пока ребенка можно шлепать по попе за провинность, очень мал – примерно до года.

Родительское влияние на личность ребенка должно оказываться только в период до детского сада. Дальше – только поддержка и забота о его здоровье. Обратная ситуация – невмешательство в раннем возрасте и давления на ребенка в более позднем – может только погубить его талант и вызвать сопротивление к развитию заложенного потенциала.

Взрослые понятия «трудно» и «легко» совершенно не подходят для ребенка

Довольно часто – почти всегда – взрослые берутся судить, что какая-либо книга, или игра, или классическая музыка, окажется для ребенка недоступна в силу ее сложности.

Но почему мы в этом так уверены? У ребенка еще не сформированы представлений о том, что такое «трудно» и «легко». И любой иностранный язык, и музыка Вивальди, и детские книжки-раскраски для него одинаково не изучены.

А значит, нельзя говорить о том, что они для него «сложны». Этот вывод мы, взрослые, делаем исключительно на основании своих собственных эмоций и опыта.

Потенциально четырехлетний ребенок способен легко обыграть вас, взрослого, в карты. Потому что вам сознательно приходится всякий раз запоминать какую-либо картинку, сюжет, место или число, тогда как дети всегда пользуются замечательной и весьма эффективной образной памятью.

Читайте книги!

В рамках короткой статьи крайне трудно раскрыть все тонкости и нюансы того или иного подхода к воспитанию ребенка, но перечисленные тезисы дадут вам некоторое представление о методике Ибука, которую многие педагоги и психологи называют одновременно и простой и революционной. Более подробные инструкции по раннему развитию своего малыша в рамках методики Ибука вы сможете найти в книге ее автора – «После трех уже поздно», которая уже давно переведена на русский язык и выдержала несколько переизданий.

Методика воспитания Масару Ибука или после трех уже поздно

Масару Ибука.  Биография

Моцарт исполнил свой первый концерт в три года. В том же возрасте будущий английский мыслитель и экономист Джон Стюарт Милл уже читал классическую литературу по-латыни. В пять лет Том Блинд играл на пианино левой и правой руками одновременно две разные мелодии, насвистывая при этом третью. Физик Л. Д. Ландау стал студентом университета в 13 лет.

“Гении падают с неба” утверждал Дидро. Одаренность ребенка – результат целенаправленных усилий родителей и правильной окружающей среды, считает Масару Ибука – инженер, основатель корпорации Sony и автор книг по раннему детскому развитию. Именно о нем пойдет речь в этой статье.

Масару Ибука является одним из основателей корпорации Sony, а также организатором и руководителем действующей Ассоциации раннего развития, которая славится своими уникальными методиками. Малыши, воспитанные «по Ибуке» замечательно рисуют, плавают, свободно владеют иностранными языками, играют и даже сочиняют симфоническую музыку. Эти детки отлично адаптированы к окружающей среде.

После трех уже поздно

Именно такое провокационное название носит нашумевшая во всем мире брошюра Масару Ибука. Автор считает, что от рождения до своего третьего дня рождения ребенок проходит путь, сопоставимый по многим параметрам со всей последующей жизнью. В первые три года жизни человеческий мозг развивается невероятными темпами.

В это время формируется 70—80 % нейронных связей между клетками мозга, благодаря которым он обеспечивает дальнейшее интеллектуальное, творческое, эмоциональное развитие человека.

То есть если в этот период не создать прочную базу, все дальнейшее обучение вряд ли приведет к блестящим результатам, подобно тому, как маловероятно совершить прорыв, работая на слабом, плохом компьютере.

Впрочем, раннее развитие в системе Масару Ибуки — это отнюдь не насильственное вскармливание младенцев фактами и цифрами.

По его мнению, кроху невозможно перекормить новыми сведениями и впечатлениями — детский мозг, как губка, быстро впитывает знания, но когда чувствует, что «уже достаточно», включается механизм блокировки и новая информация просто не воспринимается.

Разумеется, информация и — главное — форма, в которую она «упакована», должны соответствовать возможностям ребенка и отвечать его потребностям.

В чем суть?

Программа развития для каждого ребенка выстраивается индивидуально. Но следует учитывать парадоксальную, но тем не менее очень точную мысль: для юного пытливого ума нет четких представлений о том, какие мыслительные задачи являются трудными, а какие — легкими.

Вопреки нашим стереотипам о последовательности процесса познания, ребенку все в новинку, все интересно.

Масару Ибука считал очень важным предлагать детям много разных и сложных, с точки зрения взрослого человека, для восприятия вещей, попутно замечая, что «алгебра для малыша ничуть не сложнее арифметики».

Таким образом мы уводим детей от штампов, расширяем горизонты познания. А в результате формируется навык и потребность к постижению нового, который при поддержке близких людей не угаснет и в дальнейшем.

Масару Ибука весьма придирчив и требователен к качеству дидактического материала. По его убеждению, в качестве наглядных пособий для развивающих занятий должны выступать не игрушки, сделанные ограниченными взрослыми специально для детей, а все сокровища мировой цивилизации. Учить надо на первоклассных образцах!

Пусть в самом раннем возрасте ребенок увидит картины великих художников, услышит лучшие образцы классической музыки, полюбит и запомнит стихи гениальных поэтов.

Музыкальная и языковая гармония

В системе Масару Ибуки огромное значение придается раннему обучению иностранным языкам и приобщению к музыкальной культуре.

Наиболее талантливые ученики к четырем годам свободно общаются на 5—10 языках, без затруднений переходя с одного на другой. Знание нескольких иностранных языков Ибука считает нормой для каждого человека.

Общеизвестный факт: музыкальная гармония лучше всего усваивается в детстве. Некоторые свои педагогические идеи Ибука сформулировал под влиянием уникального педагога, скрипача Шиничи Сузуки. Сам профессор Сузуки пришел к идее раннего музицирования, когда оценил, с какой быстротой дети осваивают родную речь, ее фонетический строй и грамматическую гармонию.

Ибука обнаружил, что академическое обучение музыке в юном возрасте не только «смягчает душу и улучшает характер», но также благодаря регулярным тренировкам воспитывает усидчивость и способность к концентрации внимания. А в конечном итоге человеку легче осваивать новые знания и выполнять любую работу — в какой бы области она ни лежала.

Более того, Ибуки обнаружил связь между музыкальными штудиями и выработкой лидерских качеств.

Двигательная активность

Ибука призывал учить детей плавать с рождения и кататься на ледовых и роликовых коньках, когда они еще только делают первые шаги. Так малыши быстро и с удовольствием будут развивать баланс и координацию движений. А более ловкие и физически развитые детки, как правило, и знания усваивают гораздо быстрее своих сверстников.

Поучительно, что в то время когда под влиянием идей доктора Бенджамина Спока совместный сон с ребенком считался чуть ли ни чем-то неприличным, а ношение крохи на руках — баловством, Масару Ибука, напротив, призывает матерей почаще брать младенцев на руки и в свою постель, напевать им песенки, баюкать, рассказывать сказки и вообще как можно больше общаться.

В тесном контакте мамы и крохи Ибука видел определяющий фактор формирования отзывчивого человека

По мнению Ибуки, у ребенка должен быть строгий режим и четкое расписание всех занятий. Примечательно, что Масару Ибука предлагает использовать в качестве метронома, отсчитывающего время, телевизор — например, после вечерней программы новостей пора готовиться ко сну. Утренняя музыкальная передача — сигнал к тому, что пора идти умываться.

Методика воспитания Масару Ибука

Стереотип о «японском» воспитании гласит, что в Стране восходящего солнца малышам разрешено буквально все, но в какой-то момент гайки закручиваются, и маленькие японцы встраиваются в жесткую иерархическую структуру общества, где авторитет старших является непререкаемым.

Масару Ибука считает такой подход глубоко ошибочным. Невмешательство в раннем возрасте, а затем давление на ребенка в более позднем, по мнению Ибуки, может только погубить в нем талант и вызвать сопротивление. Именно в первые годы жизни ребенка необходимо быть с ним ласковым, но строгим, а по мере развития его личности постепенно «отпускать поводок», выказывать уважение к его воле.

Больше всего метод Масару Ибуки критикуют за то, что он допускает физические наказания в отношении маленьких детей, в частности шлепанье. Сам автор объясняет свою позицию так: в 2—3 года у ребенка развивается чувство собственного достоинства, поэтому строго отчитывать кроху в этом возрасте уже проблематично.

Чем больше малыша ругают и наказывают, тем более непослушным и капризным он становится

Чтобы избежать развития этого порочного круга, есть только один выход — приучать детей к дисциплине, пока им еще нет года.

В любом случае физические наказания не должны унижать личность ребенка и пробуждать жажду мести. Нужно хвалить почаще, ругать и наказывать пореже. И ни в коем случае не ругать при третьих лицах, помнить, что принуждение — худший способ обучения. Забота об интеллектуальном развитии подразумевает не насилие, а пробуждение интереса к процессу познания.

С моей точки зрения, основная цель раннего развития – это предотвратить появление несчастных детей. Ребенку дают слушать хорошую музыку и учат играть на скрипке не для того, чтобы вырастить из него выдающегося музыканта.

Его учат иностранному языку не для того, чтобы воспитать гениального лингвиста, и даже не для того, чтобы подготовить его в “хороший” детский сад и начальную школу.

Главное – развить в ребенке его безграничные потенциальные возможности, чтобы больше стало радости в его жизни и в мире. Масару Ибука

«После трех уже поздно»: внимаем и запоминаем

  • Ни один ребенок не рождается гением, и ни один — дураком. Все зависит от стимуляции и степени развития головного мозга в решающие годы жизни ребенка.
  • Если не заложить с самого начала прочный фундамент, то бесполезно пытаться построить прочное здание: даже если оно будет красиво снаружи, оно все равно развалится на куски от сильного ветра или землетрясения. Раннее развитие — это примерно и есть такой фундамент. Его нужно делать крепким с самого начала, потому что невозможно начать строить фундамент, когда здание уже готово.
  • Глаза или нос передаются вашему ребенку по наследству, а выражение его лица — это то зеркало, в котором отражаются отношения в семье.
  • Раннее развитие часто сводят к тому, чтобы напичкать ребенка информацией или научить читать и писать в раннем возрасте. Но что гораздо важнее — это развивать умение рассуждать, оценивать, воспринимать. Для этого нет специальных программ, и только то, как ведут себя родители, что они делают и чувствуют, как разговаривают с малышом, может сформировать личность ребенка.
  • Если мама простудится, она может постараться не заразить своего ребенка, например, не держать его на руках слишком близко или надеть марлевую повязку. Но не так уж много мам, которые заботятся о том, чтобы не передать детям своих недостатков. Вирус под названием «нервозность» у мамы гораздо более заразный и сильный, чем простуда.

Советы Масару Ибука

Масару Ибука не изобрел новых развивающих игр и игрушек, как многие другие методисты, зато дал несколько очень дельных советов.

1. Учите стихи наизусть. Мозг ребенка способен удержать в памяти от 100 до 200 коротких стихотворений. Чем интенсивнее используется память, тем лучше она функционирует и развивается.

Способности ребенка к запоминанию нужно тренировать, пока он находит удовольствие в повторении.

Известны случаи, когда двухлетние карапузы рассказывали наизусть всего Чуковского, в то время как их сверстники не могли запомнить четверостишие про плачущую Таню.

2. Берите кроху на руки. Общение, физическое соприкосновение с родителями влияет не только на интеллект малыша, но и формирует отзывчивого, восприимчивого человека. И вообще — общения, взаимодействия с родителями не может быть слишком много. Новорожденного нельзя избаловать совместным сном и лаской.

3. Разнообразьте занятия. Для ребенка полезнее пробовать свои силы в разнообразных занятиях, с возможно более широким кругом предметов, чем сосредотачиваться на чем-то одном. С другой стороны, если он преуспеет в одной области, это придаст ему уверенность в себе и он будет успешнее продвигаться в других занятиях.

4. Дайте ребенку карандаши как можно раньше. Все, что малыш делает руками — рисует, разбрасывает игрушки, рвет цветную бумагу, — развивает его интеллект и творческие задатки.

Чем скорее вы дадите ребенку карандаши, тем лучше будут результаты.

Но если одновременно вы будете поминутно его останавливать («Держи карандаш правильно!», «Яблоки должны быть красные»), то помешаете развитию его творческих способностей.

5. Тренируйте левую руку так же, как правую. Обратите внимание, что обезьяны свободно пользуются обеими руками для еды и игры. Человек в этом отношении менее совершенен…

6. Не покупайте малышу слишком много игрушек. Избыток игрушек рассеивает внимание ребенка.

Если вы хотите развить у крохи фантазию, нестандартное мышление и изобретательность, не покупайте ему все, что он просит.

В воображении малыша кусок дерева или крышка от чайника могут преобразиться в сказочный дом или корабль — это куда интереснее, чем дорогая игрушка из магазина, которую можно использовать по какому-то одному назначению.

7. Больше двигайтесь. Пешая ходьба стимулирует мыслительный процесс и является отличным упражнением для интеллекта. Не зря ведь многие талантливые люди говорят, что во время прогулки в голову приходят новые идеи и вновь появляется вдохновение.

Так говорил и завещал великий Масару Ибука

  • Прежде чем воспитывать детей, нужно сначала воспитать родителей
  • Детям полезна ходьба. Из 639 мышц нашего тела 400 участвуют в ходьбе. Не случайно многие писатели говорят, что, когда работа у них стопорится, они совершают прогулку, в процессе которой появляются новые идеи. По всей вероятности, ходьба стимулирует мыслительный процесс.
  • Лепка, вырезание узоров из бумаги и складывание бумажных фигур развивает творческие задатки ребенка. Ребенок, начавший лепить в раннем возрасте, существенно опережает своих собратьев в освоении различных навыков. И дело здесь не в том, что он раньше начал практиковаться в лепке, а в том, что лепка рано разбудила его интеллектуальные и творческие задатки. Ловкость рук и самовыражение – это первые, но далеко не единственные качества, приобретаемые ребенком благодаря лепке. Малыш с любопытством изучает окружающие его предметы и особенно реагирует на те, которые дают ему, “радость достижения” и удовлетворяют его потребность в творчестве.
  • Дайте своему ребенку карандаши как можно раньше. Все, что ребенок делает руками – рисует, разбрасывает игрушки, рвет бумагу – развивает его интеллект и творческие задатки.
  • Мне кажется, в Японии детям дарят слишком много игрушек. Когда вокруг ребенка слишком много игрушек, это его подавляет и ему трудно сосредоточиться на чем-то одном. Ребенок лучше всего играет с одной игрушкой, придумывая разнообразные игры с ней. Готовые игрушки редко нравятся детям, поскольку они имеют мало общего с окружающим их миром. Лучше, если ребенок сделает себе игрушку сам.
  • Когда ребенку дают стандартный лист бумаги, его тут же лишают возможности выбора. Ребенок видит огромный мир (гораздо больший, чем родители могут себе представить), когда он впервые берет в руки карандаш и обнаруживает, что он может оставлять следы на чистой бумаге. Этот огромный мир гораздо больше, чем стандартный лист бумаги. Я бы давал ребенку огромный лист бумаги, чтобы он ползал по нему, рисуя.
  • Воспитывать ребенка – это значит воспитывать и самого себя.

Методика Масару Ибуки – Солнечный Город

Масару Ибука.  Биография

Масару Ибука — японский инженер-изобретатель, один из основателей компании Sony, начал интересоваться вопросами воспитания после того, как у его собственного сына обнаружились отклонения в развитии.

Он подошел к задаче как настоящий ученый: внимательно изучил различные исследования, консультировался со многими признанными педагогами, проанализировал биографии признанных гениев.

Итогом его изысканий стало создание, во-первых, собственной методики раннего воспитания детей, которую Масару Ибука подробно изложил в книге «После трех уже поздно», а во-вторых — основание Японской ассоциации раннего развития.

Цели методики Масару Ибука

«Я хочу, чтобы мой сын стал великим ученым», «Моя дочь станет успешным музыкантом» – Масару Ибука предлагает родителям отказаться от подобных целей, не ломать волю ребенка и предоставить выбор ему самому.

Методика Масару Ибуки позволяет максимально развить интеллект, память, речь, воспитать лидерские качества, раскрыть творческие способности, навыки социального взаимодействия. Ребенок растет уверенным в себе, любопытным, психически гармоничным, а значит счастливым.

Автор методики опровергает стереотип о том, что раннее развитие должно быть направлено на подготовку ребенка к детскому саду. При этом Масару Ибуки в своей книге уверяет, что дети, воспитанные по описанным им принципам, и в детском саду, и в школе чувствуют себя как рыбы в воде.

Правила методики

Главное правило методики «После трех уже поздно» заключается в следующем: с ребенком нужно заниматься как можно больше. Что под этим подразумевается и что еще необходимо делать:

  • как можно чаще брать ребенка на руки, если хочет — разрешать спать в постели с родителями;
  • учить стихи каждый день — это тренирует память;
  • говорить ребенку правду о сложных вещах, в том числе правдиво отвечать на вопросы, связанные с полом;
  • обустроить яркую детскую комнату, под рукой у ребенка должны быть карандаши, бумага и другие предметы для творчества;
  • если ребенок проявляет интерес к музыке — отвести его в музыкальную школу: занятия музыкой дисциплинируют, тренируют концентрацию;
  • приучить ребенка к занятиям спортом, в особенности плаванием.

Материалы, игрушки

По мнению Масару Ибуки, переизбыток игрушек вредит ребенку, рассеивает внимание. Игрушки для малышей должны быть очень приятными на ощупь. Лучше всего, если это будут не готовые игрушки, а такие, в создании которых участвует сам ребенок. Всевозможные конструкторы и пазлы, наборы для творчества.

Заинтересовать ребенка рисванием и лепкой довольно легко: достаточно сделать так, чтобы карандаши, краски, глина или пластилин все время были у него на виду. При этом Масару Ибука предлагает давать ребенку не стандартные листы бумаги, чтобы формат не ограничивал его фантазию. «Я бы дал ребенку огромный лист, чтобы он ползал по нему», – пишет автор.

По его мнению, для развития малыша полезны занятия с бумагой: совсем маленькие могут просто сминать ее, потом — складывать различные фигуры.

Особенности методики раннего развития Масару Ибука

Родителям могут показаться необычными некоторые советы Масару Ибуки. Например, он советует не ругать ребенка за проступки и неудачи. При этом автор методики рекомендует в случаях, когда малыш ведет себя неподобающе, вызывать у него негативные эмоции — не бранью, а другими способами.

Еще один совет, кажущийся на первый взгляд странным, – не мешать ребенку вступать в конфликты. По мнению Масару Ибуки, конфликтные ситуации учат мальчика или девочку выстраивать отношения с другими людьми.

Некоторые критики методики уверяют, что она рассчитана во многом на японский менталитет и не подходит европейским семьям. Однако по всему миру, в том числе и в России, многие родители стали последователями и поклонниками этого метода воспитания. В крупных городах существуют родительские клубы, где мамы и папы обмениваются опытом по применению методики Масары Ибуки.

Масару Ибука о раннем развитии детей

Масару Ибука.  Биография

«С моей точки зрения, основная цель раннего развития — это предотвратить появление несчастных детей. Ребенку дают слушать хорошую музыку и учат играть на скрипке не для того, чтобы вырастить из него выдающегося музыканта.

Его учат иностранному языку не для того, чтобы воспитать гениального лингвиста, и даже не для того, чтобы подготовить его в «хороший» детский сад и начальную школу.

Главное — развить в ребенке его безграничные потенциальные возможности, чтобы больше стало радости в его жизни и в мире». 

(с) Масару Ибука

Масару Ибука – это прекрасный талантливый инженер, один из основателей корпорации Sony, а также организатор и руководитель действующей Ассоциации раннего развития, которая широко известна своими методиками.

Малыши, воспитанные в стиле «Ибуки» замечательно рисуют, танцуют, считают, читают, плавают, свободно владеют иностранными языками, играют и даже сочиняют симфоническую музыку. При этом, что очень важно, эти дети также прекрасно социализированы и адаптированы.

Широко известна книга Масару Ибуки «После трех уже поздно»

Это же и девиз, кредо, лозунг, которым руководствуются в Школе Ибуки.

Интересный девиз, неправда ли?


Давайте воспитывать наших детей своим собственным примером!

Масару Ибука не изобрел новых развивающих игр и игрушек, как многие другие методисты, зато дал много очень дельных советов.

1. Учите стихи наизусть. Мозг ребенка способен удержать в памяти от 100 до 200 коротких стихотворений. Чем интенсивнее используется память, тем лучше она функционирует и развивается.

Способности ребенка к запоминанию нужно тренировать, пока он находит удовольствие в повторении.

Известны случаи, когда двухлетние карапузы рассказывали наизусть всего Чуковского, в то время как их сверстники не могли запомнить четверостишие про плачущую Таню.

2. Берите кроху на руки. Общение, физическое соприкосновение с родителями влияет не только на интеллект малыша, но и формирует отзывчивого, восприимчивого человека. И вообще — общения, взаимодействия с родителями не может быть слишком много. Новорожденного нельзя избаловать совместным сном и лаской.

3. Разнообразьте занятия. Для ребенка полезнее пробовать свои силы в разнообразных занятиях, с возможно более широким кругом предметов, чем сосредотачиваться на чем-то одном. С другой стороны, если он преуспеет в одной области, это придаст ему уверенность в себе и он будет успешнее продвигаться в других занятиях.

4. Дайте ребенку карандаши как можно раньше. Все, что малыш делает руками — рисует, разбрасывает игрушки, рвет цветную бумагу, — развивает его интеллект и творческие задатки.

Чем скорее вы дадите ребенку карандаши, тем лучше будут результаты.

Но если одновременно вы будете поминутно его останавливать («Держи карандаш правильно!», «Яблоки должны быть красные»), то помешаете развитию его творческих способностей.

5. Тренируйте левую руку так же, как правую. Обратите внимание, что обезьяны свободно пользуются обеими руками для еды и игры. Человек в этом отношении менее совершенен…

6. Не покупайте малышу слишком много игрушек. Избыток игрушек рассеивает внимание ребенка. Если вы хотите развить у крохи фантазию, нестандартное мышление и изобретательность, не покупайте ему все, что он просит.

В воображении малыша кусок дерева или крышка от чайника могут преобразиться в сказочный дом или корабль — это куда интереснее, чем дорогая игрушка из магазина, которую можно использовать по какому-то одному назначению. Когда вокруг ребенка слишком много игрушек, это его подавляет и ему трудно сосредоточиться на чем-то одном.

Ребенок лучше всего играет с одной игрушкой, придумывая разнообразные игры с ней. Готовые игрушки редко нравятся детям, поскольку они имеют мало общего с окружающим их миром. Лучше, если ребенок сделает себе игрушку сам.

7. Больше двигайтесь. Пешая ходьба стимулирует мыслительный процесс и является отличным упражнением для интеллекта. Не зря ведь многие талантливые люди говорят, что во время прогулки в голову приходят новые идеи и вновь появляется вдохновение.

И вот что еще говорил и завещал великий масару ибука)

•    Прежде чем воспитывать детей, нужно сначала воспитать родителей

•    Детям полезна ходьба. Из 639 мышц нашего тела 400 участвуют в ходьбе. Не случайно многие писатели говорят, что, когда работа у них стопорится, они совершают прогулку, в процессе которой появляются новые идеи. По всей вероятности, ходьба стимулирует мыслительный процесс.

•    Лепка, вырезание узоров из бумаги и складывание бумажных фигур развивает творческие задатки ребенка. Ребенок, начавший лепить в раннем возрасте, существенно опережает своих собратьев в освоении различных навыков.

И дело здесь не в том, что он раньше начал практиковаться в лепке, а в том, что лепка рано разбудила его интеллектуальные и творческие задатки. Ловкость рук и самовыражение — это первые, но далеко не единственные качества, приобретаемые ребенком благодаря лепке.

Малыш с любопытством изучает окружающие его предметы и особенно реагирует на те, которые дают ему, «радость достижения» и удовлетворяют его потребность в творчестве.

•    Когда ребенку дают стандартный лист бумаги, его тут же лишают возможности выбора.

Ребенок видит огромный мир (гораздо больший, чем родители могут себе представить), когда он впервые берет в руки карандаш и обнаруживает, что он может оставлять следы на чистой бумаге.

Этот огромный мир гораздо больше, чем стандартный лист бумаги. Я бы давал ребенку огромный лист бумаги, чтобы он ползал по нему, рисуя.

•    Воспитывать ребенка — это значит воспитывать и самого себя.

Полежаева Юлия

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.