Какое оно «будущее поколение. Воспитание молодого поколения

Содержание

Современные проблемы патриотического воспитания

Какое оно «будущее поколение. Воспитание молодого поколения

Современный период, когда общество озабочено нестабильной экономикой, налаживанием рыночных связей, постоянно возникающими политическими катаклизмами, характеризуется разрушением социальных связей, падением нравственных устоев. В этом же списке проблемы патриотического воспитания молодежи.

Патриотизм не возникает на голом месте, патриотами не рождаются, ими становятся в непростом процессе развития, становления личности.

Попытки родителей переложить ответственность на учителей и воспитателей, а последних – вернуть эти упреки родителям только усугубляют ситуацию.

Отвечают за подрастающее поколение все: семья, школа, государственники, которым комфортно без внятной «политики партии», воспитатели ясельной группы.

Что бы лучше разобраться в сути проблем, рекомендуем ознакомиться с предыдущим материалом, где мы писали о целях патриотического воспитания.

Основные проблемы патриотического воспитания:

  • Отсутствие у молодых людей духовно-нравственных ценностей.
  • Слабые познания в области культуры, истории.
  • Недостаточная работа воспитателей по военно-гражданской тематике.
  • Нравственные проблемы общества
  • У предков проблем с патриотизмом не было
  • Истоки патриотизма, задачи воспитателей
  • Основные пути формирования чувства патриотизма
  • Воспитание морали, нравственности
  • Важность знания культуры, истории
  • Подготовка будущих защитников Отечества

Нравственные проблемы общества

Современное российское общество поглотил не только кризис экономический. Оно испытывает духовно-нравственные проблемы, следствием чего явилось разрушение ценностных установок. Новые «идеалы» во многом деструктивны, разрушают личность, семью, государство.

Геополитические интересы противников России состоят в дальнейшей деградации народа. Стимулируется сепаратизм национальных окраин, межэтнические, межконфессиональные конфликты, молодежи подбрасываются чуждые нашему менталитету и морали идеалы. Под угрозой национальная самоидентификация, перспектива для России — разрушение культурного пространства.

Потеря подростками жизненных ориентиров эксплуатируется различного рода религиозными сектами, субкультурами, экстремистами. Истоками кризиса системы образования нужно признать отсутствие целей. Учителя во многом превратились в менеджеров, оказывающих образовательные услуги.

На «вечные вопросы» о том, кто ты, в чем смысл жизни, детям никто не помогает найти ответы. Прежние теории воспитания забракованы, новые не созданы. Система подготовки учителей припадает на все четыре ноги, компетентных воспитателей крайне мало.

Родители заняты добыванием средств к существованию, становится больше неполных семей. Школьники предоставлены сами себе, общаются с сомнительными друзьями. Нездоровые тенденции утверждения материальных ценностей над духовными развиваются, всячески подпитываются СМИ.

Доброта, семейные ценности, гражданственность, патриотизм вытесняются алкоголизмом, нетерпимостью друг к другу на бытовом, национальном уровне, преступными бизнес-схемами.

Здоровая часть общества понимает, что воспитание подрастающего поколения – одна из актуальных проблем государства. Но не только его.

Для преодоления тех негативных тенденций, которые уже сложились, нужно скорее решать социальные, нравственные проблемы, для чего необходима активная жизненная позиция каждого члена общества, мобилизация, консолидация энергии родителей, педагогов.

Природа патриотизма не абстрактна, она зиждется на любви к конкретным матерям, друзьям, речушке, улице. Дети не рождаются ни с чувством любви, ни патриотизма. Всему этому их должны научить взрослые, которые рядом, прежде всего, своими собственными поступками.

У предков проблем с патриотизмом не было

В кризисные моменты истории общество вынужденно обращается к опыту прошлых поколений. Каждый раз выясняется, что все самое ценное, мудрое уже давно придумано, опробовано. Знания, которые накопило человечество, «всего лишь» нужно изучить и использовать.

Возраст совершеннолетия на Руси наступал гораздо раньше, чем у детей нашего времени. Современное общество в законодательном порядке определяет возраст, до которого молодежи запрещается продавать пиво. Перед детьми эпохи Владимира Мономаха такой вопрос не стоял.

Как только ребенок начинал хорошо ходить, его сажали на коня. Мальчикам вручали деревянный меч, а девочкам – тряпичную куклу. Период младенчества заканчивался быстро, формирование личности происходило с младых ногтей.

Родителям некогда было теоретизировать, отвлекаться на футбол, корпоративы. Перед семьей, государством всегда остро стоял вопрос выживания. Нужно было пахать-сеять, ставить на ноги младших, обороняться от завоевателей.

Любая проблема решалась «всем миром», семья ставилась во главу угла, а государственный интерес имел приоритет над любым другим.

Воспитание детей осуществлялось не путем назиданий, будущие патриоты шли по стопам своих родителей, видя перед глазами живой пример, посильно участвуя во всех делах семьи и общества.

Тренировочные ситуации не создавались искусственно, сама жизнь заставляла находить правильные пути и решения, это был вопрос сохранения семьи, государства.

Церковь еще не была «опиумом для народа» а являлась центром духовности и нравственности.

Петр І требовал от окружения сначала преданности государству, а потом царю. В период развитого социализма молодого человека, не служившего в армии, подозревали в отсутствие здоровья.

Такой наверняка не защитник, как за него замуж выходить? Демобилизовавшиеся не спешили расстаться с галифе и бескозырками, в них нужно было пощеголять на родной улице, вызвать зависть у пацанов, завоевать симпатии девушек.

Проблемы патриотического воспитания наиболее острыми стали в постсоветский период. Сейчас многие воспринимают службу как повинность, потерю ценных лет. За последние годы немало было сделано для поднятия престижа Российской Армии, но в этом направлении еще много работы.

Истоки патриотизма, задачи воспитателей

Патриотизм как явление зарождается вместе с государственностью. В период Древней Руси выражался в верноподданничестве, истовой православной вере. Патриоты сражались «за веру, царя и Отечество», «за Родину, за Сталина».

В любые времена патриотизм русских людей выражался в любви к родной природе. Он всегда был интернационален.

На защиту Родины от завоевателей, стихийных бедствий, при решении народнохозяйственных задач вставали многочисленные самостоятельные народы.

Российский патриотизм отличается исторической преемственностью, державностью. Оторвать современность от традиций, завоеваний прошлых веков невозможно.

Как раньше Россия являлась столпом справедливости, высокой нравственности, надеждой многих народов на защиту и сохранение, так сейчас наша страна – едва ли не последний оплот, несущий ответственность за стабильность нынешних международных отношений.

Воспитание патриота – это актуальная педагогическая проблема, и должна рассматриваться на государственном уровне. Из-за ослабления внимания к этому вопросу появляются предпосылки для возникновения внутренних, внешних угроз, государство теряет в динамическом развитии, качестве жизни населения, влиянии на мировые процессы.

Патриотическое воспитание дошкольников и школьников – одна из частей всестороннего образования, где приоритет отдается нравственному развитию.

Моральные ценности современного молодого поколения должны базироваться не только на личных интересах, достойном поведении, требовательном отношении к себе, уважительном – к окружающим.

В современных подростках нужно вырабатывать дисциплинированность, ответственность, неравнодушие, принципиальность.

Дошкольное образование, школа должны опираться на разум и нравственность, помогать в ценностных ориентирах, прививать молодому человеку чувство ответственности за народ, государство, сохранение моральных устоев.

Основные пути формирования чувства патриотизма

Мировоззрение современной молодежи отличается изрядным прагматизмом. Главной целью существования многих становится накопление материальных благ, высокий статус в обществе. Причем, учитывается мнение той части общества, для которой главным критерием успешности является материальное благополучие, умение шагать к вершинам, невзирая на интересы других людей.

В связи с этим перед родителями, учителями встает задача внедрения в воспитательный процесс новых методов и средств для развития у детей патриотических качеств. Современный подход должен базироваться не на изобретении инновационных методов. Как уже говорилось выше, всего лишь нужно вспомнить методы и приемы предыдущих поколений, адаптировать их к сегодняшним реалиям.

Воспитание морали, нравственности

Нравственного человека характеризует его отношение к людям, труду, результатам труда других людей, уважение к представителям иных народов, своей культуре, культурам других наций.

Общество предъявляет определенные требования к личности. Особенностью нравственного воспитания является то, что соблюдение моральных норм – дело добровольное.

Наказание за несоответствие принятым нормам – это «всего лишь» общественное порицание.

Задачей воспитателя становится вырастить такого человека, для которого правила поведения станут его собственными убеждениями, внутренней потребностью. Как говорится, не за страх, а за совесть.
Общечеловеческая ценность – жизнь.

Дети еще в школе должны быть убеждены, что всякое посягательство на нее недопустимо. Необходимо выработать у ребят чуткое отношение к собственной жизни, к основному праву других людей.

Это фундамент будущей ответственности за детей, престарелых родителей.

Право на свободу дети не должны понимать как вседозволенность. Еще в раннем возрасте нужно научить их разграничивать отсутствие дисциплинированности, вседозволенности и свободу.

В младшем возрасте воспитанникам приходится осваивать навыки послушания. Но воспитательный процесс нужно строить так, чтобы дети на практике ощущали весь негатив неправильного поведения, эгоизма. Акцент при этом делается не на самом ребенке, а на том плохом, что в нем есть, и хорошем, что предстоит развить.

Важность знания культуры, истории

Для формирования у детей осознанного отношения к Родине, ее прошлому и будущему, необходима прочная база, коей являются знания истории, культуры края, где родился, о песнях и праздниках, ратных подвигах прадедов.

Образовательные школы должны взаимодействовать с музеями, учреждениями культуры. Для воспитания истинных патриотов важны не только даты начала и конца правлений исторических деятелей.

Дошколятам, школьникам важно эмоционально пережить исторический момент во время посещения краеведческого музея, подержать в руках предметы, связанные с народными промыслами, бытом во время подготовки к конкурсу, выставке.

Неизгладимое впечатление произведут не репродукции картин из школьного учебника, а подлинные масштабы и краски работ И. Айвазовского и И. Шишкина.

Молодежь сама придет к важности и необходимости участия в жизни общества. Задача воспитателя – привить любовь, дать знания и понимание культуры, традиций, истории.

Подготовка будущих защитников Отечества

Военно-патриотический аспект воспитания дает двойной эффект. Те морально-психологические качества, которые закладываются в молодом человеке, пригодятся как в военное время, так и в мирное.

Смелость, выносливость, твердость характера необходимы не только защитнику Отечества, но и инженеру, врачу, строителю. Терпение, силу развивают походы, всевозможные состязания, военизированные мероприятия.

Интерес к службе в армии формируется в процессе изучения работы мотоцикла или трактора, знакомства с профессией кинолога, санинструктора.

Встречи с ветеранами ВОВ, просмотр киноматериалов, участие в памятных мероприятиях, связанных со знаменательными датами – все это подводит молодых людей к осознанию своей роли в служении Отечеству, к убежденности в необходимости его защиты.

Патриотизм объединяет в себе духовность, гражданственность, присущ только социально активной личности. Настоящего гражданина воспитывают не одним обучением, подрастающее поколение необходимо социализировать.

От результатов всех этих процессов зависит в дальнейшем не только конкретный человек, но и благополучие всего общества.

Творцы воспитательной системы – родители, учителя, весь народ в совокупности предыдущих и нынешних поколений.

Современное воспитание и «поколение next»

Какое оно «будущее поколение. Воспитание молодого поколения

Фраза о том, что дети – наше будущее, стала аксиомой и не подвергается сомнению.

Но каким это будущее будет, зависит от настоящего, от процесса воспитания, того внимания, которое старшее поколение уделяет младшему, и тех ценностей, которые закладываются в молодые умы.

Как точно заметил английский педагог и философ Джон Локк: «От правильного воспитания детей зависит благосостояние всего народа».

Институт общественного мнения «Анкетолог» задался вопросом: какие актуальные практики воспитания детей имеются у современных родителей «поколения next», углубившихся в виртуальное пространство, социальные сети и мессенджеры? Для поиска ответа был проведен опрос*, результаты которого представляют следующую ситуацию.

В настоящих условиях с возрастом происходит не повышение общего уровня культуры ребенка, а наоборот, его снижение. Так, если воспитание дошкольников в большинстве своем (52% ответов) респонденты оценивали как среднее или даже высокое (25%), то в младшем школьном возрасте оно, в лучшем случае, остается средним (56% опрошенных) либо падает до низкого уровня (26%).

Уровень воспитания подростков заслужил наиболее негативные оценки респондентов: средний – 39%, низкий – 39%, очень низкий – 18%. Таким образом, применительно к рассматриваемой теме можно говорить не о развитии, а о деградации подрастающего поколения, которая становится заметнее все большему числу окружающих людей.

По мнению специалистов, одной из причин сложившейся ситуации является уменьшение объема времени, уделяемого ребенку родителями и их непропорциональное участие в развитии подростка.

Как Вы оцениваете уровень воспитания современных детей?

Слушайте маму

Основная нагрузка по воспитанию детей в большинстве случаев, как того и требует сложившаяся традиция, приходится на мать (55%). Доля участия отца в данном процессе составляет всего 3%. Старшее поколение (бабушки, дедушки) берут на себя подобную обязанность лишь в 6% случаев. Практика воспитания детей обоими родителями в равной степени распространена в 36% случаев.

Стоит отметить, что в настоящее время ситуация выглядит несколько иначе, чем поколение назад. Распределение участия в воспитании самих респондентов выглядит следующим образом. Основная нагрузка приходилась на мать (46%).

Далее идут оба родителя (39%), в равной степени принявшие участие в данном процессе. На долю бабушек и дедушек приходилось 12% случаев. Отец являлся основным воспитателем всё также в 3% случаев.

Таким образом, по прошествии всего одного поколения мы наблюдаем сокращение активности в вопросе воспитания детей со стороны старшего поколения (с 12% случаев тогда, до 6% сейчас).

Совместное равное развитие детей как определенная практика тоже претерпевает нисходящие изменения (с 39% тогда – до 36% сейчас). Восходящей тенденцией, которую, конечно, нельзя назвать позитивной, является увеличение нагрузки в плане воспитания детей на матерей (с 46% тогда – до 55% сейчас).

Кто в Вашей семье больше занимается (занимался) воспитанием детей?

Бить или не бить, вот в чём вопрос

Основным методом воспитания детей в современных семьях становится убеждение (39% ), т.е. воздействие словом и делом на рациональную часть сознания ребенка, объяснение и доказывание ему необходимости придерживаться определенной «правильной» модели поведения.

Другим распространенным методом воспитания подрастающего поколения остается проверенный временем «кнут и пряник» (28%), подразумевающий различную частоту поощрений и наказаний в зависимости от поступков ребенка. Тем самым, он путём проб и ошибок формирует необходимую окружающим модель поведения.

Метод упражнения, заключающийся в проделывании и повторении определенных действий для их закрепления, требующий терпения как от ребенка, так и от родителя, менее распространен (12%), но все же заметен.

Если в данной теме обращаться к теме телесных наказаний детей за проступки, то большая часть респондентов (72%) считает подобный метод в различной степени неэффективным.

Однако четверть опрошенных (25%) верна традициям и считает физические наказания довольно эффективным подспорьем в процессе воспитания.

Какой из методов воспитания, по Вашему мнению, самый эффективный?

Считаете ли Вы метод физического наказания детей эффективным?

Воспитанные Интернетом

Часто отмечается, что современным родителям не хватает знаний и умений в области воспитания детей, поэтому результат и получается таким, каким он получается.

В ходе опроса было установлено, что основными источниками полезной информации по нашей теме являются Интернет: социальные сети и форумы молодых мам, где они активно обсуждают проблемы и делятся опытом (75%); родственники, друзья, знакомые (59%), готовые всегда подкинуть совет решения похожей ситуации; а также СМИ (34%), специализированная литература (33%), все более уступающая свои позиции, и воспитатели, учителя (28%), чьи советы слушают, но не всегда воспринимают.

Из каких источников, по Вашему мнению, получают информацию о воспитании детей современные родители?

Как показывают результаты опроса, в вопросе воспитания детей современные родители полагаются, в первую очередь, на личный жизненный опыт и интуицию (72%), считая себя довольно уверенными и подготовленными в подобном деле. Напротив, 59% респондентов отметили, что обращаются к опыту своей семьи, т.е.

воспроизводят те модели поведения и развития, которые доминировали в их детстве. Однако подобная стратегия воспитания имеет подводные камни, потому что в большинстве случаев вместе с полезными и эффективными практиками воспроизводится и негатив, не позволяющий ребенку превысить уровень своих родителей.

Но не все так печально, 51% респондентов в вопросе воспитания ориентированы на мнение и рекомендации специалистов. В данном случае, главное – это  умение отличать полезное от вредного, а хорошего специалиста от посредственного.

Также 27% опрошенных заявили, что пользуются опытом друзей или знакомых при воспитании собственных детей.

Как Вы считаете, при воспитании ребенка современным родителям необходимо, в первую очередь, обращать внимание на:

Сеем разумное, доброе, вечное

Развитие ребенка предполагает формирование у него определенной системы ценностей, которая будет его жизненным ориентиром. Как показал опрос, современные родители делают упор на развитие следующих качеств у своих детей. Это самостоятельность (76% ответов), уверенность в себе (76%), а также ответственность за свои действия (75%).

Таким образом, формируется личность, способная иметь собственное мнение и следовать ему. Как отмечал английский социолог Герберт Спенсер: «Цель воспитания – это образовать существо, способное управлять собою, а не такое, какое могло бы только быть управляемо другими».

Другими значимыми качествами, которые родители стараются развивать в своих детях, являются честность (73%), уважение к окружающим людям (68%), доброта (67%), трудолюбие (65%), порядочность (63%) и целеустремленность (51%). Однако, как было отмечено ранее, результаты современного воспитания, несмотря на благие мотивы, оставляют желать лучшего.

Также укажем на одну особенность, такое качество, как скромность, занимает второстепенное место и выдвигается в качестве первоочередного лишь 23% респондентов.

Какие качества, на Ваш взгляд, необходимо развивать в ребенке в первую очередь?

Язык до Киева доведёт

Наряду с формирующейся системой ценностей ребенку необходимо приобрести целый перечень умений и навыков, определяющих, насколько успешно пойдет его дальнейший жизненный путь.

По мнению респондентов, в настоящее время детей необходимо обучать следующим вещам: коммуникабельности, нахождению общего языка с другими людьми (подобным образом считают 70% респондентов), развитию внимания и памяти (70%), умению правильно говорить и презентовать себя (66%).

Подобный набор близок к тем качествам, которые ценятся в менеджерах, маркетолагах, PR-специалистах или обычных сотрудниках сферы торговли и продаж, т.е. в людях, занимающихся не созданием чего-то, а играющих со словами, завлекающих внимание для реализации продукта, успешности бренда.

 Такие навыки, как устный счет и арифметика (30%), письмо (42%) или даже освоение иностранных языков (25%), по мнению современных родителей, «поколения маркетологов», являются второстепенными. В средней степени предпочтения отдаются развитию физических (51%) либо творческих способностей (51%), логике (56%) и чтению (58%), которое все же является обязательным для существования в нашей цивилизации.

Какие умения, по Вашему мнению, необходимо развивать в ребенке в первую очередь?

Внимание родителей = счастливый ребенок

Как уже неоднократно отмечалось в данной статье, низкий уровень культуры подростков – это уменьшение с возрастом доли внимания со стороны родителей. Так, результаты опроса демонстрируют, что время, уделяемое детям, по степени увеличения их возраста идёт по ниспадающей.

Детям дошкольного возраста, по мнению большинства респондентов (43%), необходимо уделять в день более 3 часов. Младшие школьники требуют уже меньших временных затрат, а именно, от 2 до 3 часов в день (подобным образом считают 44% опрошенных).

В случае с подростками данная достаточная норма сокращается всего лишь до 30 минут (мнение 73% респондентов). Несомненно, с возрастом ребенок становится более самостоятельном, а следовательно, требует меньшего надзора.

Но сокращение времени, проводимого с ним до минимума, ведет к отчуждению от родителей и возникновению целого ряда проблем.

Также актуальным остается вопрос о том, кто же должен по-настоящему воспитывать ребенка? Большинство респондентов (59%) считают, что таким субъектом должна быть семья в целом, т.е. не только родители, но и старшее поколение в лице дедушек и бабушек.

Таким образом, воспитание получается комплексным и обеспечивается преемственность как общекультурных, так и внутрисемейных традиций. Несколько меньшая доля опрошенных (38%) уверены, что родители могут справиться собственными силами, и сторонняя помощь им не нужна.

Бытовавшее ранее мнение о том, что школа и детский сад в большей мере воспитывают детей и формируют их как личностей, сейчас уменьшилось в разы. За школу в данном контексте высказались всего 2% респондентов, за детский сад – 1%.

Подобные низкие показатели говорят также еще о том, что в обществе категорически низкий уровень доверия к общественным институтам воспитания подрастающего поколения, коими и являются школы и детские сады.

Кто должен прежде всего воспитывать ребенка?

Кроме развивающих занятий существуют также разнообразные совместные практики, когда происходит не столько обучение, сколько общение родителей и ребенка. Например, чтение книг маленьким детям еще живо и актуально. Подобным образом довольно часто поступают 53% респондентов, еще 42% делают это хотя бы иногда.

Подавляющее большинство опрошенных считают (83%), что с детьми необходимо играть и, желательно, делать это как можно чаще, т.к. в данном процессе происходит не только воспитание, но и сближение родителя и ребенка.

Другим насущным вопросом в наш информационный век является определение оптимального момента, когда можно допускать ребенка к компьютеру и, что немаловажно, обучение его пользованию им. Большая часть респондентов (43%) уверена в том, что компьютер понадобится ребенку только после начала обучения в школе, поэтому и делать из него пользователя необходимо только после 6 лет.

Меньшая часть (16% опрошенных) выступает за раннее развитие и допуск к компьютеру уже в промежутке 3-6 лет. А более трети респондентов (34%) не видят необходимости регулировать данный вопрос и считают, что ребенок освоит ПК, когда захочет сам: в пять, семь лет или даже в полтора года.

По Вашему мнению, в каком возрасте надо учить ребенка пользоваться компьютером?

Всестороннее развитие

Современные родители имеют также другие взгляды на такую деликатную тему, как половое воспитание.

В большинстве своем (67%) респонденты считают, что ребенку обязательно необходимо рассказать и об этой немаловажной стороне жизни.

Почти треть опрошенных (32%) придерживаются более традиционалистских взглядов и настаивают на том, что необходимо объяснять ребенку о половой жизни в случае, если он обратится сам, или ему понадобится совет.

Как Вы считаете, необходимо ли заниматься половым воспитанием ребенка?

Как советуют специалисты, помимо чтения или игр, необходимо всестороннее развитие ребенка, чтобы при вступлении во взрослый возраст он мог определиться со своим жизненным путем.

Но готовы ли к таким действиям родители? Как показывают итоги опроса, более половины опрошенных (53%) готовы активно заниматься развитием своего ребенка: заниматься с ним дома, а также водить на различные кружки и секции.

Еще 35% респондентов, возможно в силу занятости, отмечают, что секции и кружки – это наиболее приемлемый вариант для развития ребенка. Лиц, уверенных в том, что саморазвитие – это правильный путь, и взрослым не надо вмешиваться в данный процесс, весьма мало (всего 7% опрошенных).

Среди многообразия вариантов дополнительного развития у родителей доминируют спортивные секции (76%). Более скромные результаты у школ по изучению иностранных языков (50%), познавательных и научных кружков (39%), кружков рисования и художественного искусства (39%), хореографии (36%), юных техников (30%).

Современным родителям менее интересны такие учреждения дополнительного образования, как фольклорные и исторические кружки (9%), секции военно-патриотического воспитания (17%), кружки вокала (17%), театрального и сценического искусства (22%), музыки (26%), прикладных ремесел (21%), информатики и программирования (27%), а также секции альпинизма и туризма (20%).

В какие кружки или секции, потенциально, Вы отправили бы своего ребенка?

* Онлайн-опрос проведен среди 463 респондентов в возрасте от 20 до 55 лет из 9 Федеральных округов РФ. Среди опрошенных присутствует 75% женщин и 25% мужчин. 

На смену поколению Z идет новое — альфа. Почему к нему стоит присмотреться прямо сейчас

Какое оно «будущее поколение. Воспитание молодого поколения

Не успели мы привыкнуть к новому поколению Z, как ему на смену пришло новое. Те, кто родился после 2010 года, уже принадлежат к поколению-альфа (А). Это название придумано с целью подчеркнуть, что старая хронология поколений обнулилась и человечество начинает новый алфавит.

У этих детей ни на что не похожий интеллект, и даже демографы не понимают, какими вырастут люди-альфа и какие у них будут ценности. Возможно, именно они будут расти в эпоху искусственного интеллекта.

Пока рано делать какие-либо однозначные выводы, но можно попробовать хотя бы попытаться понять, какое поколение идет на смену поколению Z.

Нам в AdMe.ru стало любопытно, какими чертами и особенностями обладают дети А. Изучив множество информации, мы поняли, что, возможно, это самые необычные дети за всю историю.

1. Люди А очень ценят персонализацию и индивидуальный подход

© billieeilish / instagram   © annapavaga / instagram  

У каждого поколения есть свои характерные черты. Так, демографы считают, что миллениалов отличает одержимость к самовыражению, а поколение Z можно охарактеризовать словом «толерантность».

Что касается людей А, то они с пеленок используют всевозможные гаджеты, поэтому обретают навык пользования ютьюбом раньше, чем начинают читать и писать.

Неудивительно, что эти дети с ранних лет учатся выбирать сами, что и как им смотреть в интернете, поэтому для них крайне важна свобода выбора и персонализация.

Люди нового поколения знают, что у каждого есть свой личный аккаунт в соцсетях, где можно формировать индивидуальную ленту, исходя из своих предпочтений. Они привыкли, что умный алгоритм сможет составить список мультфильмов или музыки на основе предыдущих просмотров и прослушиваний.

Добавьте к этому тот факт, что примерно 90 % современных детей уже к 2 годам умеют пользоваться планшетами, а каждый пятый имеет личный гаджет в 3–4 года. Так что можно с уверенностью сказать, что к тому времени, как люди А подрастут, они будут жить в особом пространстве, словно специально сконструированном под их нужды.

2. Они не разделяют реальный и виртуальный миры

Для детей, которые родились в цифровую эпоху, виртуальный и реальный миры почти одинаковы. Они свободно перемещаются из одного в другой, потому что привыкли, что картинка на экране все больше похожа на ту, которая их окружает в жизни.

Сейчас для детей нет особой разницы, как воспринимать информацию — через экран смартфона или вживую.

Виртуальная реальность для них не менее ценна, поэтому поколение А не особо заморачивается над тем, чтобы выглядеть на экранах смартфонов лучше, чем в реальной жизни.

Многие современные дети с раннего возраста ведут свои влоги и делятся тем, что с ними происходит каждый день, с разными людьми по всему миру. При этом они не пытаются приукрасить свою жизнь.

Кумир миллионов детей блогер Pat04Chek выкладывает разные видео о своей жизни и иронично рассказывает о повседневных вещах.

Для детей-альфа важно делиться своими переживаниями и радостями не только с близкими, но и с совершенно посторонними людьми.

3. Дети-альфа создают совершенно новый тип контента

© вДудь /   © Ryan's World /  

Недавнее исследование показало, что детские ролики на ютьюбе занимают первые строчки всех рейтингов. Конечно, в «детском интернете» совсем другой контент: стримы, розыгрыши, челленджи и так далее.

Поколение-альфа либо придумывает новые форматы, либо трансформирует старые. При этом видео с участием сверстников набирают в 3 раза больше просмотров, чем любые другие.

Яркий пример: мультяшный ролик про акул Baby Shark стал суперпопулярным и набрал миллиарды просмотров на ютьюбе.

Еще один мегапопулярный видеоконтент — распаковывание игрушек на камеру, или «анпакинг». Так, самым богатым блогером в мире оказался 7-летний мальчик по имени Райан, который прославился именно обзорами детских игрушек. Он заработал за год $ 26 млн.

Третью строчку в рейтинге самых богатых и успешных ютьюб-блогеров заняла Настя Радзинская, заработавшая $ 18 млн. В блоге показана обычная жизнь девочки: как она играет, учится, ходит в парки развлечений, рассказывает вместе с папой сказки и стихи.

© _agentgirl_ / instagram   © nastya / instagram  

Возможно, эти ролики пользуются успехом, потому что дети в них действительно испытывают искренние эмоции. Интересно, что современные популярные приложения типа TikTok позволяют пользователям с ранних лет самим создавать контент без какого-либо специального оборудования и навыков.

4. Они лучше ладят с родителями

Сегодня очень популярен принцип осознанного родительства, когда взрослые чувствуют огромную ответственность за судьбу своего ребенка и стараются проводить с ним как можно больше времени.

Согласно данным New York Times, нынешние родители посвящают детям примерно в 3 раза больше времени, чем это было в 70-х годах прошлого века. Общаясь с ребенком, взрослые стараются не столько жестко воспитывать его, сколько вести с ним диалог.

Более того, поскольку дети иногда оказываются более продвинутыми в цифровых вопросах, родители часто советуются со своими малышами или как минимум прислушиваются к их мнению. Это положительно сказывается на взаимоотношениях.

Кроме того, у детей А очень много общего с родителями, ведь зачастую у них схожие предпочтения. Они вместе играют в онлайн-игры, создают блоги.

Молодые родители не боятся уступить детям в тех вопросах, где они менее компетентны. Это как бы уравнивает детей и взрослых, а значит, последние больше не так доминируют.

Исследования подтверждают, что именно совместные семейные привычки потребления контента становятся важной чертой современного воспитания.

5. У них высокие моральные стандарты, и они тонко чувствуют фальшь

Люди-альфа ценят прозрачный мир, без всяких секретов и фальши. Важное место в их мире занимает репутация.

Если какой-то важный для них человек соврал или был не до конца открытым, они это почувствуют и не скоро простят эту ошибку.

В мире соцсетей все как на ладони, нельзя больше прятаться под масками, потому что рано или поздно все тайное станет явным. В некоторых школах вводятся даже специальные уроки о том, как отличать факты от фейков.

Причем у современных детей довольно высокие моральные стандарты. Им с детства рассказывают, что нужно заботиться об экологии, не допустить вымирания животных, что важно перерабатывать мусор и потреблять вдумчиво. И они стараются следовать этим высоким стандартам сами, а также следят, чтобы люди вокруг них тоже соблюдали эти правила.

6. Они не могут долго концентрироваться на чем-то одном

© luckybsmith / instagram   © Alonso Mateo /  

У молодого поколения есть серьезные проблемы с длительной концентрацией. Они потребляют информацию чуть ли по 10 часов в день, поэтому их мозгу нужно как-то справляться с такой нагрузкой. В их мире картинка вытесняет текст, а среднее время концентрации на одном посте сократилось до 1 секунды, хотя даже у людей Z оно достигает порядка 8 секунд.

Сегодня секунда — это то время, за которое человек научился понимать, интересен ему этот контент или нет. Благодаря этому у детей А очень хорошо развивается критическое мышление: у них просто нет времени на то, чтобы тратить его на неважные и непривлекательные вещи.

7. Примерно 40 % детей не получат высшего образования

© wikipedia   © pixabay  

По некоторым прогнозам, к 2030 году в мире исчезнет 67 профессий. Да, появятся новые, но никто пока не знает, какие именно. Мир стал меняться так быстро, что совершенно непонятно, чему нужно учиться, чтобы быть в тренде.

Такое ощущение, что людям А придется интуитивно догадываться, какими навыками им нужно обладать, чтобы преуспеть в будущем. В таких условиях постоянных перемен тратить 5 лет на получение фундаментального высшего образования кажется странным. Так что диплом о высшем образовании утратит былую ценность.

Новому поколению придется постоянно приобретать новые навыки или даже менять род деятельности, потому что их доход будет зависеть от понимания ситуации и быстрого включения в процесс. По некоторым прогнозам, за свою жизнь ребенок поколения А успеет сменить около 5 видов деятельности и 20 работодателей.

При этом аналитики считают, что новое поколение будет весьма образованным за счет самообучения и самообразования.

Кроме того, все большую популярность приобретает удаленная работа. Уже сейчас в США треть работников составляют фрилансеры, а к 2025 году, по прогнозам, половина сотрудников в западном мире будет работать без строгой привязки к определенной компании.

8. Люди А будут долго жить. Возможно, до 100 лет

© pixabay   © pixabay  

Поскольку медицина в современном мире развивается очень быстро, а качество жизни улучшается с каждым годом, современные дети вполне смогут прожить до 100 лет, а то и больше. Например, по подсчетам экспертов из Института демографических исследований Макса Планка, каждая третья девочка, рожденная в этом году в Германии, отметит 100-летний юбилей.

Да и в целом дети, рожденные в благополучных странах, должны стать самым здоровым и долгоживущим поколением. Поэтому сегодня так важно развивать физический тонус с детства, чтобы тело оставалось сильным долгие годы.

9. Им придется развивать эмоциональный интеллект

© аnnapavaga / instagram  

Сегодня все больше ученых говорят об искусственном интеллекте, который развивается так интенсивно, что, возможно, нам придется вскоре с ним конкурировать.

А единственный способ конкуренции с роботами — это развитие эмоционального интеллекта (El), который недоступен машинам.

El — это некий набор навыков, который позволяет распознавать и понимать чужие эмоции и намерения, а также контролировать свои, чтобы решать практические задачи.

Многие работодатели говорят, что для успешной карьеры ребенку нужно будет обладать тремя вещами — адаптивностью, а также умением работать с информацией и способностью находить точки соприкосновения с любым человеком. Это и есть эмоциональный интеллект.

Уже сегодня, чтобы попасть в команду к Илону Маску, нужно сыграть в специальную онлайн-игру. В ней искусственный интеллект задает разные задачки, например он просит определить, какую эмоцию испытывает человек на той или иной фотографии.

Потом результаты анализируются и отправляются потенциальному работодателю.

10. Они станут движущей силой прогресса

© clementstwins / instagram  

Ведущие демографы сходятся во мнении, что именно современные дети станут носителями некой гуманистической миссии и двигателями прогресса. Дети-альфа более уравновешенны и менее агрессивны, чем их предшественники.

Также они чужды проявлению любого рода формальностей. На самом деле уже замечена тенденция, что каждое новое поколение более свободно от всяких условностей, чем предыдущее.

Кроме того, люди А будут крайне эрудированными, так как их образование будет начинаться чуть ли не с пеленок и продолжаться на протяжении всей жизни.

Наконец, из-за повсеместного развития интернета всевозможные границы, будь то культурные или политические, будут стираться еще сильнее. Поэтому для поколения-альфа будет важно построить глобальный мир, более гибкий и социально ответственный, где будет уделяться большое внимание таким важным проблемам, как терроризм, экология, исчерпание ресурсов.

Какой у вас опыт общения с современными детьми? Как, по-вашему, они сильно отличаются от предыдущих поколений (в лучшую или худшую сторону)?

Фото на превью selenagomez / instagram, аnnapavaga / instagram

Воспитание подрастающего поколения

Какое оно «будущее поколение. Воспитание молодого поколения

Сколько бы мы не пытались закрывать глаза на проблемы воспитания подрастающего поколения, возникающие по пути к сытой капиталистической жизни, не отмахивались, не оправдывались вечной занятостью, не грешили на обстоятельства, а от этой проблемы отмахнуться не удастся.

А то, что она существует, видно уже не вооруженным глазом. И стоит все острее с каждым годом. Проблема эта связана с воспитанием подрастающего поколения вообще, и нравственным воспитанием, в частности.

Старшее поколение нашей страны, жившее в эпоху социализма, решало совершенно другие задачи, связанные с построением более справедливого и социально ориентированного общества, а вопросами воспитания, в основном, занималось государство в лице молодежных и общественных организаций.

Возможно, не все получалось, но то, что в этом направлении концентрировались достаточно серьезные усилия, равно как и финансовые вливания, думаю, ни у кого сомнений не вызывает.

Пусть некоторые элементы методик казались шаблонными, но все же позволяли контролировать общие тенденции развития подрастающего поколения, и, в случае необходимости, принимать меры и вносить определенные коррективы в элементы воспитательных мероприятий.

Вот именно, – мероприятий. Государство умело использовало потенциал молодых горячих сердец, огонек в глазах, романтические порывы, чтобы направить в созидательное русло, сплотить, а соответственно и держать в поле зрения общие тенденции движения, формировать основные жизненные принципы в среде молодежи.

Ответственности, организованности, сплоченности было на…во сколько раз, надо бы сравнить, а не с чем сравнивать. Нынешнее время, не показатель, а полная противоположность. Как у Высоцкого, – каждый свой имел удел, кур завел и в нем сидел.

Вспомнить, хотя бы комсомольские стройки, освоение целинных земель, строительство железных дорог и будущих гигантов советской индустрии, которые в некоторых регионах и бывших республиках, без особой модернизации, вносят свою посильную лепту в экономику территорий, и по сей день.

Нынешние подростки потерялось в дебрях интернета и безразличии взрослых, родителей, учителей, воспитателей, работодателей. А попросту в лабиринтах системы общественного строя, который не имеет четкого методологического определения.

Куда пропали цели?

Цели нет, есть направления. У демократов свои, у либералов свои, у коммунистов совершенно противоположные и тем и другим. И, как не странно, у всех разные, но, почему-то ведущие в одном направлении, цели. А так бывает? Ах да, было же у Крылова. Лебедь, рак да щука. Видимость “движняка” есть, движения нет. А сколько усилий.

Мораль стали называть «совковой». Пусть даже так, но зато она была. А где она сейчас?

Колоссальная скорость меняющихся реалий и резкая поляризация мира, и происходящих процессов, грозят прокатиться беспощадным колесом сомнительного «прогресса» по будущему грядущих поколений, а соответственно, и страны.

Почему сомнительного, да потому что надо соизмерять достижения с ценой, которая за это плачена. К тому же, эти достижения все больше становятся пользуемыми определенным кругом лиц, который весьма далек от народных масс, клепающих эти самые достижения.

Оставляя все на «авось», рискуем через десяток лет, получить общество всеобщего безразличия, злости, жестокости, зависти, жадности и беспощадности. Кого будем винить?

Найдем кого. В поиске стрелочников нам равных нет. Научены. Вот только вряд ли себя самих. Тогда с кого начнем?

Такое положение дел складывалось не за один день. Попробуем приоткрыть завесу событийного ряда и некоторых особенностей переходного периода от социализма к гибридному капитализму касаемо подрастающего поколения.

Воспитание подрастающего поколения в СССР

Если быть объективным, то нельзя не отметить, что каждое последующее поколение, от предыдущего, отличается по ряду признаков, которые все больше превалируют в молодежной среде. Беспринципность, несдержанность, хамство, раскрепощенное фривольное поведение и необразованность.

Сами по себе эти качества проросли не из вакуума. Дети, как губки впитывают все из социальной среды. И ближний круг этой среды мы с вами, родители.
Почему же в СССР такого не было. Да потому что люди были другими. Мы с вами, взрослое поколение, были носителями совершенно другой идеологии и жизненных принципов.

Молодежь постоянно была в центре внимание и опеки взрослых на всех этапах ее взросления и возмужания.

Забота о подрастающем поколения в СССР имело совершенно другое методологическое построение. Все начиналось с самого рождения.

Непререкаемым авторитетом пользовалась семья. И дети, за редким исключением, рождались в законном браке. Ответственность за них лежала, прежде всего, на родителях.

Были и нерадивые родители, конечно. Но их процент по сравнения с благополучными семьями был ничтожно мал. К тому же такие семьи были под постоянным контролем правоохранителей и органов опеки.

Шаблонный подход в контроле тоже присутствовал, как и везде, где рычаги воздействия и давления находятся в руках представителей административной системы управления.

Посмотрите на детские лица тех лет. Открытые, добрые, воодушевленные и радостные. В глазах искорки горели. Во второй половине дня вся эта шумная братия вываливала на улицы после детских садов и школ. Маленькие стайки на дворовых площадках и в скверах. Все они были перед глазами. И всем до них было дело.

С чем сравнить сейчас?

Вспомните, сколько было дворовых игр. Везде были натянуты волейбольные сетки и разбиты баскетбольные площадки, небольшие футбольные поля. Зимой заливались катки. И заметьте, они никогда не пустовали, и до темна из них доносился ребячий гам.

Дети росли крепкими, здоровыми и закаленными.

Практиковалось и трудовое воспитание. При школах были небольшие огородные участки с овощами, фруктовые деревья. И весь процесс от посадки до сбора урожая проводился руками самих учащихся. И это не считалось чем-то из ряда вон выходящим.

Осенние поездки студентов «на картошку», где первогодки «притирались» друг к другу, ближе познавая характеры, слабые и сильные стороны собратьев по учебному процессу.

Пионерские лагеря. Это отдельная страница в жизни советской молодежи. Путевки выдавались проф. комами предприятий за 10% от стоимости. Остальное доплачивало предприятие. Стоимость для родителей составляла 12 рублей. Лето было разбито на 3 заезда.

Лес, свежий воздух, река или море, распорядок дня. Атмосфера лагеря, это непередаваемо. Надо только присутствие. Дети учились сосуществованию в коллективе. Различные спортивные и культурные мероприятия были далеки от шаблонности.

Первая любовь, первые несмелые поцелуи, гулянье “за ручку”. Неизгладимые эмоции после пионерского костра. 24 дня пролетали незаметно. Зато родители могли немного передохнуть от ежедневных забот о своих чадах.

Дети возвращались домой оздоровленными, повзрослевшими, с массой новых впечатлений и друзей.

Дух коллективизма

Военно-патриотическая игра «Зарница». Формирование в подростке чувства любви к Родине и гордости за нее. Испытание собственных сил, смекалки и выносливости. Под руководством бывших кадровых военных дети постигали азы воинского мастерства и братства. Учились дисциплине и умению действовать слаженно, по заранее намеченному плану.

Во всем чувствовался дух коллективизма и общей ответственности за судьбу подрастающего поколения.

Мы выросли с базисным багажом настоящих знаний, а не купленных за подачки педагогам, приученными к труду собственному и уважению труда постороннего, сочувствующими чужому горю (помните парадигму – чужого горя не бывает), в большей степени нетерпимыми ко лжи и лицемерию.

За обещанные коврижки в мистическом светлом будущем сломали все что можно, сразу, и доваливаем, что удалось сохранить, сегодня. С чем останемся, а есть ли у нас время об этом подумать?

Молодежь это будущее любой страны, и от его образованности, подготовленности, идеологической заряженности и способности противостоять трудностям и вызовам современности, зависит здоровье общества и страны в целом.

Скажите, а у вашего ребенка были на глазах слезы, когда, к примеру, побеждала сборная страны в международных соревнованиях, от гордости за наши спортивные достижения?

Или, когда кого-то из его друзей или близких постигала невосполнимая утрата, и он, искренне сопереживая чужому или горю близких, стыдливо отворачивался, чтобы скрыть бегущие по щекам слезы?

Или когда, при просмотре фильма, случалась трагедия с героем сюжета?

Или перед его глазами погибало беззащитное животное?

Если да, гордитесь. Стартовые установки правильные, теперь их надо закреплять и развивать. Душа жива. А это главное.

В заключение

Воспитание подрастающего поколения вообще и нравственное, в частности, должно заключаться не в формальном освещении статистических данных о благополучии общества в этой сфере, а проявляться в конкретных делах, позволяющих быть уверенными, что страна приумножит свой мощный потенциал поступательного движения и сохранит простые человеческие ценности.

Если у вас неподдельный интерес к жизни в СССР, преимуществах, недостатка системы, можете более детально ознакомиться в этой статье.

В следующей статье выделим некоторые аспекты воспитания подрастающего поколения в наше время. Отметим нежелательные тенденции и формализацию самого процесса. А так же факторы, влияющие на формирование личностных характеристик современного тинейджера.

Если статья понравилась, не забудьте
кликнуть по кнопкам социальных сетей и поделиться.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.