Инновационный проект «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста. Из опыта работы по ранней профориентации в доу

Для педагога |

Инновационный проект «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста. Из опыта работы по ранней профориентации в доу

Шаненкова Ольга Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №37
Населённый пункт: г. Владивосток
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: “Современные образовательные технологии в ранней профориентации дошкольников”
08.06.2019
Раздел: дошкольное образование

Учебно-методическая разработка

«Современные образовательные технологии в ранней

профориентации дошкольников»

Описание

материала:

Данный

материал

будет

полезен

всем

педагогам,

работающим

с

детьми

дошкольного

возраста.

В

статье

раскрывается опыт работы по ранней профориентации детей дошкольного

возраста

посредством

современных

образовательных

технологий.

Цель: Познакомить педагогов с современными образовательными

технологиями,

используемыми

в

работе

с

дошкольниками

по

ранней

профориентации.

Актуальной задачей современной системы образование является

целостность процессов социального и индивидуального развития ребенка.

Одним

из

эффективных

решений

данной

задачи,

является

проведение

п р о ф о р и е н т а ц и о н н о й

р а б о т ы

с

д о ш к о л ь н и к а м и .

В процессе приобщения детей к миру взрослых, профориентация

способствует

накоплению

социального

опыта

взаимодействия

ребенка

с

взрослыми и сверстниками, развитию умений войти в детское общество,

действовать совместно с другими.

На

современном

этапе

развития

общества

к

системе

дошкольного

обучения и воспитания предъявляются высокие требования. Задачей любого

педагога является поиск более эффективных современных образовательных

технологий.

Педагогические технологии определяют новые средства, формы,

методы,

используемые

в

практики

и,

конечно,

они

должны

быть

ориентированы

на

развитие

личности

ребенка

и

его

способностей.

Одним из методов ознакомления дошкольников с профессиями взрослых,

в

нашем

дошкольном

учреждении,

является

метод

проектов

так

как:

основывается

на

личностно

ориентированном

подходе

к

обучению

и

воспитанию

– позволяет усвоить сложный материал через совместный поиск решения

проблемы,

тем

самым

делая

образовательный

процесс

интересным

и

мотивационным.

А

основная

цель

любой

проектной

деятельности

развитие

творческой

личности!

В рамках проекта «Профессии, которые прячутся» нами были

разработаны

следующие

проекты:

«За

кулисами

театра»,

«Кто

поможет

балерине?», «Профессия парикмахера», «Как стать певицей», «Инспектор

ДПС – кто он?», «Как стать спортсменом».

Активными участниками проектов стали родители наших дошкольников.

Игровые технологии являются фундаментом всего дошкольного

образования. В свете ФГОС личность ребенка выдвигается на первый план, и

теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре. Нами широко

используется

«Педагогическая

технология

организации

сюжетно-ролевых

игр».

Эта

технология

опирается

на

принцип

активности

ребенка,

характеризуется высоким уровнем мотивации и определяется естественной

потребностью дошкольника. Данная технология призвана сочетать элементы

игры и учения.

В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным

признаком. Каким?

1 . Ч е т к о

п о с т а в л е н н о й

ц е л ь ю

о б у ч е н и я ,

2.

Соответствующим

цели

педагогическим

результатом

познавательной

направленности.

Самое главное правило для взрослых: ребенку мало знать о профессии,

в

нее

нужно

поиграть!

В

ходе

игры

дошкольники

начинают

отражать

содержание деятельности представителей самых разных профессий (врача,

строителя, водителя, парикмахера, педагога и т.д.)

Работа

по

ранней

профориентации

дошкольников

может

быть

осуществлена

через

совместную

деятельность

педагога

с

детьми

и

самостоятельную

деятельность

детей,

которая

проходит

через

познавательную,

продуктивную

и

игровую

деятельность.

Данный

подход

способствует активизации интереса детей к миру профессий, систематизации

представлений и успешной социализации каждого ребёнка.

Мир

профессий

в

обществе

сложная,

динамичная,

постоянно

развивающаяся система.

В

старшей

группе

игры

усложняются.

В

играх

показана

работа

различных

учреждений

(банк,

магазин,

аптека).

У

воспитанников

совершенствуются

игры,

в

которых

отражены

отдельные

профессии

(продавца, почтальона, актера, врача, милиционера, водителя, космонавта,

шахтера, спортсмена, летчика).

В сюжетно-ролевой игре успешно развиваются личность ребенка, его

интеллект,

воля,

воображение

и

общительность,

но

самое

главное,

эта

деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. В

играх

на

тему

“транспорт”

совершенствуются

знания

правил

дорожного

движения,

воспитанники

учатся

выполнять

свои

замыслы,

играть

в

соответствии с ролью. В играх воспитанники пытаются изобразить профессии

своих родителей.

Основная сложность работы по ознакомлению детей с профессиями

заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для

непосредственного наблюдения за ней. Информационно-коммуникационные

технологии

предполагают

моделирование

различных

профессиональных

ситуаций, которые бы в условиях детского сада не удалось воссоздать. Нами

используются

в

своей

работе

3D

экскурсии

(«Путешествие

в

театр»,

«Путешествие на Красную площадь»).

Профессиональная

ориентация

дошкольников

это

широкое

поле

деятельности

для

педагогов

и

психологов,

новое

и

еще

неизученное

направление дошкольной педагогики. Ознакомление с трудом взрослых и с

окружающим

миром

происходит

уже

в

младшем

дошкольном

возрасте,

когда

дети

через

сказки,

общение

с

взрослыми

и

средства

массовой

информации узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей,

психологических

особенностей

темперамента

и

характера,

от

воспитания

ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний

о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.

Использование ИКТ в формировании у детей представлений о разных

профессиях

имеет

огромное

значение,

так

как

информационно

коммуникативные

средства

это

то,

что

требует

современная

модель

обучения на современном этапе образования.

Помочь ребенку сделать правильный выбор – непростая задача для

воспитателей и родителей. Но разностороннее развитие ребенка раннего

возраста даст ему возможность найти во взрослой жизни работу, которая

будет приносить удовольствие и радость.

Ранняя профориентация позволяет повысить интерес у ребёнка к

своим психологическим качествам и их развитию. У ребенка формируется

эмоциональное отношение к профессиональному миру, ему предоставляется

возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.

Таким образом, раннее трудовое воспитание и профориентация

является одной из ступенек на пути к успешности во взрослой жизни.

В

ходе

целенаправленной

и

систематической

профориентационной

работы происходит расширение кругозора дошкольников о мире профессий.

В

практике

с

дошкольниками

по

ранней

профориентации

мы

используем разнообразные

методы,

которые

позволяют

сделать

работу

наиболее интересной. Среди них

Наглядные (живые образы), к которым относятся:

экскурсии

наблюдения

дидактические пособия

рассматривание

картин,

иллюстраций,

фотографий,

рисунков.

просмотр видеозаписей

Словесные, которые включают:

художественное слово

рассказ воспитателя

беседы

малые фольклорные формы

проблемные ситуации

высказывания и сообщения

Практические – это:

трудовые поручения

обучение

отдельным

способам

выполнения

трудовых

операций.

игровые обучающие ситуации

сюжетно-ролевые игры

Игровые, к которым относятся:

дидактические игры

игровые упражнения

игры с правилами

словесные игры

игры-воображения

игры-шутки

сюжетно-ролевые игры

сюрпризные моменты

Нужно

отметить

и

группу

методов,

которая

непосредственно

способствует продуктивной детской деятельности. Это:

показ

объяснение

обучение

отдельным

способам

выполнения

трудовых

операций.

обсуждение труда и его результатов

оценка

Мы считаем, что знакомство дошкольников с профессиями не только

расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей,

но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных

действий, способствует профессиональной ранней ориентации.

Мы надеемся, что наши дети научатся быть инициативными в выборе

интересующего

их

вида

деятельности,

получат

представления

о

мире

профессий,

осознают

ценностное

отношение

к

труду

взрослых,

будут

проявлять

самостоятельность,

активность

и

творчество,

что

поможет

их

дальнейшему

успешному

обучению

в

школе,

а

в

будущем

стать

профессионалами своего дела.

Нам бы хотелось, чтобы именно наши дети не ошибутся в выборе

профессии!!!

Образовательный проект

Инновационный проект «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста. Из опыта работы по ранней профориентации в доу

В соответствии с Приказом ФГБНУ “Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования” от 05.06.2017 № 17 МБДОУ № 220 города Ростова-на-Дону присвоен статус федеральной инновационной площадки по апробации парциальной модульной программы “SТЕМ-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста”.

Проект “Ранняя профориентация дошкольников и SТЕМ-образование” был представлен МБДОУ № 220 на Донском образовательном фестивале “Образование. Карьера. Бизнес” в рамках сетевого взаимодействия МБДОУ “Детский сад № 220” – “Детского сада – центра начального технического творчества” и МАОУ Школа № 115 “Школы-технопарка”, который на сегодняшний день достаточно успешно реализуется на практике.

Основная идея проекта: Выявление, поддержка и развитие профессиональных наклонностей и способностей детей дошкольного возраста в условиях конструктивно-технической, интерактивно-игровой образовательной среды, ранняя профориентация детей в рамках сетевого взаимодействия в образовательном кластере – МБДОУ № 220 и МАОУ “Школа № 115”.

Вид проекта: практико-ориентированный, информационно-технический, творческий, ролевой.

Срок реализации проекта: 4 года.

Прогноз реализации проекта: Реализация образовательного проекта поможет воспитанникам МБДОУ № 220 в дальнейшем в их профессиональном выборе.

Участники проекта:

  • педагогические работники МБДОУ № 220, МАОУ “Школа № 115”;
  • обучающиеся МБДОУ № 220 в возрасте от 5 до 7 лет;
  • родители (законные представители) воспитанников МБДОУ № 220.

Профориентация и детский сад!? Определить будущую профессию в стенах детского сада!? Это возможно? Можно ли совместить такие, казалось бы, диаметрально противоположные понятия, как детский сад и будущая, осознанно выбранная профессия?

Если смотреть вперед и думать о будущем наших детей, их успешности и максимальной адаптированности в условиях современной жизни и современного общества, то делать это не только можно, но и просто необходимо, начиная уже с детского сада.

Работа по ранней профориентации детей в рамках образовательного проекта осуществляется через познавательную, продуктивную, игровую самостоятельную и совместную деятельность педагога с детьми.

STEM-технологии помогают детям получить более полное представление о многообразии различных профессий и в будущем определиться с правильным выбором своего профессионального пути.

В МБДОУ № 220 работают профессионально-ориентированные STEM-лаборатории:

  • Конструкторское бюро “Леготехник”;
  • Центр игрового моделирования и робототехники “Изобретатели”;
  • Познавательно-творческий центр “Мультипликаторы”;
  • Экспериментальный центр “Естествоиспытатели”;
  • Физико-математический “Эйнштейн-клуб”;
  • “Фребель-центр”.

Учащиеся школы № 115 – частые гости в детском саду и всегда с большим интересом и увлеченностью вместе с малышами работают в STEM-лабораториях.

Современное оборудование и инновационные программы становятся доступными для детей и являются предстартовой площадкой для научно-технических исследований, которые дети-дошкольники в будущем будут проводить уже в стенах школы.

Экспериментируя, решая проблемные задачи, попадая в познавательные ситуации, у детей формируется отсутствие боязни перед научным исследованием, боязни допустить ошибку. Дети не испытывают страха перед неизвестным, непонятным, перестают опасаться, что не справятся с заданием, и чувствуют себя более уверенно.

STEM-технологии, используемые в данном образовательном проекте, – это эффективная база для ранней профессиональной ориентации детей, помогающая детям проявить интерес в инженерных, конструкторских, научно-исследовательских, опытно-экспериментальных исследованиях и направлениях.

Проект также активно применяется воспитателями компенсирующих групп, педагогами-психологами, дефектологами, учителями-логопедами в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ.

Дети с особенностями в развитии получают возможность наравне со своими сверстниками строить, конструировать, создавать, считать, измерять, сравнивать, приобретать математические, инженерные, конструктивные, филологические навыки и, конечно же, навыки общения.

К практическим работам дети привлекаются постепенно, а содержание выполняемых совместно с педагогом или сверстниками проектных работ постепенно усложняется.

В ходе реализации проекта у детей активно формируются и развиваются надпредметные умения:

  • алгоритмическое мышление;
  • мобильность, креативность;
  • умение применять свои знания на практике;
  • умение мыслить нестандартно, формулировать задачу;
  • определять цель решения задачи и принимать оптимальное решение;
  • осуществлять поиск (знания из разных областей);
  • анализировать, систематизировать и классифицировать;
  • доводить до конца намеченный план решения задачи;
  • оценивать достижение результатов деятельности;
  • владеть различными формами самоконтроля;
  • оценивать свою деятельность и деятельность других.

Мы надеемся, что благодаря реализации образовательного проекта любознательность и вдохновение исследователя у наших детей сохранятся на всю жизнь и обязательно помогут им сделать правильный профессиональный выбор.

Портал педагога | Система работы по ранней профориентации детей дошкольного возраста

Инновационный проект «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста. Из опыта работы по ранней профориентации в доу

Булавко Александра Игорьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ – д/с № 12 х.Бойкопонура
Населённый пункт: Калининский район Краснодарский край
Наименование материала: опыт работы
Тема: Система работы по ранней профориентации детей дошкольного возраста.
10.10.2019
Раздел: дошкольное образование

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –

ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 12

ХУТОРА БОЙКОПОНУРА

«Система работы по ранней профориентации детей

дошкольного возраста

в МБДОУ – д/с №12 х. Бойкопонура»

Воспитатель

Булавко А.И.

х. Бойкопонура

ул. Ленина, 33 «В»

Система работы

по ранней профориентациидетей дошкольного возраста

в МБДОУ – д/с № 12 х. Бойкопонура

В наше время ориентация детей дошкольного возраста в чудесном мире

профессий, и вообще в разнообразном труде взрослых, стала очень важным

условием их всестороннего, полноценного развития. Это сложная,

динамичная, постоянно развивающаяся система.

Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит

уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети из сказки, общения с

взрослыми и через средства массовой информации узнают о разных

профессиях. Они примеряют на себя роли окружающих их взрослых:

доктора, парикмахера, водителя и других. Дети в играх подражают взрослым

и воспроизводят их действия, присваивают себе роль. Ярко выраженная

склонность детей к определенным ролям, играм, видам труда или другой

деятельности свидетельствуют о первых проявлениях «профессиональной

направленности» в развитии личности ребенка.

У детей формируется система знаний о профессии, интересы и

отношение к определенным видам деятельности. Поэтому тема ранней

профориентации дошкольников сориентирована на выполнение основной

задачи Базового компонента нашей образовательной программы.

Внедряя различные формы работы с воспитанниками, нами

используются дифференцированный и индивидуальный подходы.

Знания о труде взрослых занимают одно из ведущих мест в

образовательной работе нашего детского сада.

На первом этапе работы, чтобы качественно и успешно решались

задачи профвоспитания, создаем предметно-развивающую среду в группах.

Это способствует развитию личности и поведения дошкольника и позволяет

нам через различные формы деятельности знакомить воспитанников с

профессиями взрослых. Такое пространство обеспечивает проявление у

воспитанника «творчества» и «креативности», которые на сегодня являются

базовыми качествами личности.

Правильно созданная предметно-развивающая среда позволяет:

• углубить практические знания воспитанников;

• выявить интересы и склонности воспитанников;

• развивать интерес и умение осуществлять действия.

Использование игрового пространства позволяет:

• индивидуализировать обучение с помощью игрового пространства;

• актуализировать знания и умения, имеющиеся у дошкольников;

• позволяет каждому участнику участвовать в игровом процессе;

• помогает выполнить игровую работу в собственном ритме;

• использовать полученные знания в практическом применении;

• принимать во внимание деятельность других воспитанников;

• предусматривать игровой замысел;

• корректировать и развивать игровой сюжет.

Второй этап работы – совместная работа воспитателя с

воспитанниками.

При проведении учебной деятельности с воспитанниками стараемся

использовать различные средства и формы работы, постоянно менять виды

деятельности, тем самым повышая познавательную активность

воспитанников. Используются традиционные и нетрадиционные формы

работы с воспитанниками.

Традиционные формы:

• комплексные и интегрированные занятия,

• трудовая деятельность и различные виды игр,

• решение проблемных задач и ситуаций,

• наблюдения и экскурсии,

• экспериментальная деятельность,

• встречи со специалистами,

• тренинги, дискуссии,

• театрализованная деятельность,

• развлечения,

• чтение художественной литературы и беседы за ней,

• ролевые проигрывания поведения в различных ситуациях,

• имитационные упражнения,

• изобразительная деятельность,

• обдумывание и проигрывания заданных ситуаций,

• разгадывание кроссвордов и загадок,

• просмотр диафильмов.

Нетрадиционные формы:

• творческое моделирование и проектирование,

• разработка и составление алгоритмов,

• просмотр слайд-шоу, фильмов о профессии,

• изготовление технологических карт.

Используя различные формы и методы ознакомления воспитанников с

профессиями взрослых, нами учитываются возрастные особенности

воспитанников. При подготовке к занятиям мы используем алгоритм

ознакомления воспитанников с профессиями.

Игровая деятельность.

У дошкольников основным видом деятельности является игра. Игра –

исторический вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении

действий взрослых и отношений между ними.

Самое главное правило для взрослых: ребенку мало знать о профессии,

в нее нужно поиграть!

В ходе игры дошкольники начинают отражать содержание

деятельности представителей самых разных профессий (врача, строителя,

водителя, парикмахера, педагога и т.д.)

В старшей группе игры усложняются. В играх показана работа

различных учреждений (банк, магазин, аптека). У воспитанников

совершенствуются игры, в которых отражены отдельные профессии

(продавца, почтальона, актера, врача, милиционера, водителя, космонавта,

шахтера, спортсмена, летчика). В играх на тему “транспорт”

совершенствуются знания правил дорожного движения, воспитанники учатся

выполнять свои замыслы, играть в соответствии с ролью. В играх

воспитанники пытаются изобразить профессии своих родителей.

Важную роль в работе по профориентации играют дидактические игры.

Значение дидактических игр – способствовать усвоению, закреплению у

воспитанника знаний, умений, развитие умственных способностей.

Дидактическая игра является средством всестороннего развития

ребенка. игр формирует правильное отношение к предметам

окружающего мира, к природе, систематизирует и углубляет знания о Родине,

людей разных профессий и национальностей. Дидактическая игра развивает

речь детей; пополняет и активизирует словарь ребенка; формирует

правильное произношение, развивает связную речь.

В формировании профориентации воспитанников важную роль играет

чтение художественных произведений. Своей эмоциональностью,

образностью, живостью детская книжка заражает детей энтузиазмом труда:

пробуждает интерес, уважение к труду, желание подражать героям

литературных произведений, подобно им, хорошо работать.

Воспитанникам очень понравились герои прочитанных мною

произведений С. Маршака – “Пожар”, “Почта”; С. Михалкова «Дядя Степа-

милиционер»; В. Маяковского «Кем быть», Дж. Родари «Чем пахнут

ремесла»; В. А. Сухомлинский «Вол и садовник», «Моя мама пахнет

хлебом», «Пекарь и швея», «Беда заставит учиться» и другие. Итогом

усвоения прочитанных произведений является театрализованные игры.

Театрализованная игра – игра, в которой воспитанники обыгрывают

сюжет из литературного источника.

Особое удовольствие и радость доставляют воспитанникам

театрализованные представления, где дети и актеры, и зрители. Такая

нетрадиционная форма работы позволяет задействовать стеснительных,

неуверенных в себе воспитанников, раскрыть их потенциал. Совместно с

воспитанниками разыгрывались такие спектакли, как «Путешествие сумки на

колесах», «Заюшкина избушка», «Петушок и бобовое зернышко».

Особым вниманием пользуются у воспитанников настольно-

печатные игры: «Собери профессию», «Чего не хватает?», «Вкладыши», где

самая простая задача – нахождение среди разных картинок двух совершенно

одинаковых; постепенно задача усложняется – воспитанник должен

объединить картинки не только по внешним признакам, но и по содержанию.

В играх «Что нужно врачу?», «Что есть в магазине?», «Что нужно банкиру?»,

воспитанники подбирают картинки по общему признаку и устанавливают

связь между предметами.

Наблюдения и экскурсии

Некоторые элементы профессиональной деятельности ребенку ещё

трудно понять, но в каждой профессии есть такая область, которую можно

представить на основе наглядных образов, впечатлений, конкретных

ситуаций из жизни, историй.

Большое значение в ознакомлении воспитанников с трудом взрослых, с

их профессиями проводится через наблюдения и экскурсии. Такие формы, где

на практике дети проявляют и закрепляют полученные знания.

Наблюдение за работой взрослых положительно влияют на поведение

воспитанников, их отношение к людям, животным, к вещам.

Таким образом, формирование представлений дошкольников о труде

взрослых – это необходимое направление деятельности любого детского сада.

Знакомство детей с миром профессий осуществляется на протяжении всего

периода дошкольного детства. Оно реализуется в разнообразных формах

работы и во взаимодействии педагогов и родителей.

В результате всей нашей деятельности, дети знают профессии своих

родителей и сотрудников детского сада, могут рассказать, что делают

родители на работе, в чем смысл их труда, какая польза от этого труда.

Отражают представление о профессии в рисунках, играх, рассказах.

Отвечают на вопрос, кем бы они хотели стать и почему.

Знакомство дошкольников с профессиями не только расширяет общую

осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у

них определенный элементарный опыт профессиональных действий,

способствует профессиональной ранней ориентации.

Мы надеемся, что наши дети научатся быть инициативными в выборе

интересующего их вида деятельности, получат представления о мире

профессий, осознают ценностное отношение к труду взрослых, будут

проявлять самостоятельность, активность и творчество, что поможет их

дальнейшему успешному обучению в школе, а в будущем стать

профессионалами своего дела.

Нам бы хотелось, чтобы именно наши дети не ошибутся в выборе

профессии!!!

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.