Формирование и развитие памяти. Память и способы ее развития

Эффективные методики развития памяти

Формирование и развитие памяти. Память и способы ее развития

В 21 веке на память жалуются совсем молодые люди. Это неудивительно, ведь мозгу каждый день приходится обрабатывать огромные потоки информации. В итоге, список покупок, номер телефона детской поликлиники, день рождения подруги буквально «вылетают из головы».

Хуже всего, что производители высокотехнологичных гаджетов поощряют такой порядок вещей.

Людям много чего можно не запоминать: номера телефонов и дни рождения записаны в смартфонах, для списков покупок и повседневных дел есть специальные приложения, а вспомнить, кем был, к примеру, Цицерон, в считанные минуты поможет интернет.

Ученые постоянно доказывают, что возможности человеческого мозга практически безграничны. И это касается не только всемирно известных гениев, но и обычных людей. Объем памяти у каждого человека индивидуален, но ежедневно используется не весь его потенциал.

Развитие памяти важно не только для школьников и студентов, которым предстоит сдавать экзамены.

Совершенствование процессов запоминания является своеобразной тренировкой для мозга, которая с большой долей вероятности поможет сохранить ясный ум даже в глубокой старости.

О видах памяти и методах ее развития пойдет речь в данной статье.

Процессы памяти

Памятью в психологии называют форму психического отражения, заключающуюся в запоминании, сохранении и воспроизведении приобретенного опыта в будущем. Она является одной из особенностей психики человека, чертой его индивидуальности, ведь воспоминания у каждого уникальны. Утрата памяти (амнезия) обозначает потерю собственного «я».

На сегодняшний день существуют различные способы развития памяти, но эффективность методик зависит от наличия элементарных знаний о видах и закономерностях ее основных процессов.

Различают четыре главных процесса:

  • Запоминание – это основа памяти. В моменты высокого эмоционального напряжения возникает состояние импринтинга – мгновенного запоминания. К примеру, человек помнит, как в детстве, сорок лет назад, на Новый год он нашел под елкой игрушку, о которой очень мечтал. Всплеск позитивных эмоций позволил запечатлеть картинку из прошлого с фотографической точностью на всю жизнь.

Запоминание может быть непроизвольным и произвольным (происходит с намерением сохранить информацию).

  • Сохранение, с точки зрения психологии, описывается не только количеством забытого/сохраненного материала. Существует доказанная зависимость между сохранением и установкой личности (выучить на экзамен), условиями заучивания, характером последующей информации.

Возможность вспомнить переживания из глубокого детства под влиянием гипноза может свидетельствовать о том, что в человеческой памяти всегда хранятся следы прошлого опыта, недоступные для расшифровки в сознательном состоянии.

  • Забывание проявляется отдельными ошибками в припоминании и полной невозможностью узнать воспринятое в прошлом.
  • Воспроизведением называются процессы извлечения из памяти ранее сохраненной информации. Оно может быть непроизвольным, когда какой-либо образ появляется без желания человека. Узнавание – это произвольное воспроизведение, которое опирается на установление сходства между воспринимаемым образом и сохраненным в памяти. Припоминание – следующая ступень воспроизведения, требующая от индивида некоторых усилий, для воссоздания нужной информации.

Опора на сходные идеи и образы – лучшее вспомогательное средство припоминания.

Виды

Человеческая память классифицируется по двум основным показателям: по сроку хранения информации и преобладающему анализатору.

  • Мгновенная – длится до 0,5 секунды, а ее суть – в отражении данных органами чувств без какой-либо обработки.
  • Кратковременная – существует для непродолжительного хранения главных элементов воспринятого. Ее продолжительность равна приблизительно 20-ти секундам.

Считается, что объем кратковременной памяти в среднем – 5-9 единиц информации. Именно столько слов, цифр, образов способен воспроизвести человек через несколько десятков секунд после однократного знакомства с ними.

  • Оперативная – разновидность, рассчитанная на хранение материала в течение заданного периода. После решения поставленной задачи информация может стираться из оперативной памяти.
  • Долговременная – способность хранить информацию практически неограниченное количество времени и воспроизводить в любой момент.

Генетическая память – передача информации, хранящейся в генотипе, по наследству. Таким образом, у представителей последующих поколений с рождения есть комплекс бессознательных действий, к примеру, безусловные рефлексы. Это единственный вид памяти, на который человек не может повлиять посредством обучения и воспитания.

В зависимости от главного анализатора данных, поступающих из внешней среды, выделяют такие виды:

  • Зрительная – сохранение и воспроизведение зрительных образов, возможность видеть «перед глазами» (в воображении) детальную картину воспринятого, даже когда оно уже не действует на органы чувств. Без развития этого вида памяти нельзя стать инженером или художником.
  • Слуховая – способность запоминать и воспроизводить разнообразные звуки. Она особенно присуща музыкантам, филологам, людям, которые изучают иностранные языки. Любой ученый, лектор, учитель в школе должен уметь быстро воспринимать смысл услышанного и прочитанного текста, выделять порядок логических цепочек в рассуждении и пересказывать достаточно точно своими словами.
  • Эмоциональная – ее еще называют памятью на переживания. Имеет практическое значение для хорошего запоминания материала, ведь более прочно в мозгу закрепляется то, что связано с эмоциональными переживаниями индивида.
  • Двигательная – особенно нужна спортсменам и танцорам, чтобы сформировать сложные двигательные навыки.

Тренировка

Люди рождаются, имея равные возможности развития памяти и огромный потенциал, заложенный природой. Их задача – раскрыть его, что очень важно для успешной трудовой деятельности и просто повседневной жизни.

Не все типы памяти человек может использовать сразу после появления на свет. С первых дней жизни преобладает эмоциональная, далее подключается двигательная, за ней следует образная, а к 3-4 годам начинает проявляться логическая память.

Для того чтобы улучшить память, существует мнемотехника. Это комплекс методов развития памяти у человека, основанных на главных принципах запоминания информации, ее хранения и воспроизведения. Приемы мнемотехники связаны с образованием искусственных ассоциаций.

  • Образование фразы из начальных букв информации, которую нужно запомнить. Яркий пример эффективности этого способа – известная фраза для запоминания последовательности цветов в спектре: «Каждый охотник желает знать…»
  • Запоминание научных терминов и иностранных слов методом подбора созвучных слов русского языка. К примеру, английское Sleep [сли:’п] – «спать» можно запомнить с помощью звуковой ассоциации «слип-аются глаза».
  • Метод связывания ярких образов с запоминаемой информацией. К примеру, внести в память группу слов — «собака», «дождь», «дом», «очки», «звонок» — можно, составив своеобразный мультфильм с их участием.
  • Метод Цицерона. Нужно представить прогулку по хорошо знакомому месту или маршруту (собственная комната, путь на работу), а материал, который следует запомнить, расположить мысленно по ходу прогулки. Когда потребуется вспомнить нужную информацию, она будет находиться в тех местах, куда ее поместили во время виртуального обхода.
  • Цепочка образов. Тренировка образного мышления может быть затруднительной для людей, руководствующихся в повседневной жизни только логикой. Но это упражнение помогает понять множество приемов мнемотехники. Суть его такова: между двумя любыми словами нужно создать цепочку слов-ассоциаций, между которыми имеется что-либо общее или же противоположное. Для примера: яблоко – котенок. Яблоко – яблоня – ветка – котенок.
  • Для развития долговременной памяти на числа можно использовать следующие приемы.
    • Выделение знакомых чисел. Например, число для запоминания – 8931412. 89 – год рождения жены, 314 – начало числа Пи, 12 – день рождения сына;
    • Цифровые образы – связывание цифр с предметами, имеющими похожую форму. Ассоциации могут быть следующими: 1 – кол, 2 – утка, 3 – усы, 4 – стул, 5 – звезда, 6 – замок, 7 – нос, 8 – очки, 9 – воздушный шарик, 10 – глобус. Для активизации зрительных образов желательно сделать на обычном листике бумаги небольшие картинки напротив каждого числа.
  • Методики развития зрительной памяти пригодятся каждому человеку. Народная мудрость гласит, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, ведь в одно ухо залетает, а во второе вылетает. Для формирования способности запоминать мельчайшие детали существуют несложные упражнения.
    • Сконцентрируйте на минуту внимание на каком-либо предмете (картина, рекламный буклет, ваза с цветами), потом уберите его с поля зрения и попробуйте записать все, что вы о нем запомнили. Сравните записанное с реальным. Удалось ли вам зафиксировать все детали, цвета, последовательность расположения предметов?
  • Во время быстрого чтения газетной статьи выделяйте маркером определенную букву или слог. Усложнить задание можно, используя скорочтение.

Компоненты успеха

Изучение множества способов и даже всей методологии улучшения памяти не всегда приносит требуемый эффект, поскольку важно учитывать факторы, отрицательно влияющие на интеллект.

Условия развития идеальной памяти следующие:

  • Обеспечение мозга достаточным количеством кислорода.
  • Отказ от курения и алкоголя, особенно, когда нужно что-то выучить.
  • Полноценный сон.
  • Правильное питание – помощь мыслительным процессам оказывают сыр, яйца, миндаль, орехи. Богатая белком и легко усвояемая пища – необходимое условие для плодотворных умственных усилий. При этом важно соблюдать равновесие между голодом и слишком переполненным желудком.

Как видим, методы развития памяти разнообразны, но все они подразумевают активное задействование мышления, причем результат можно получить при условии многократного повторения тренировочных упражнений и соблюдения правил здорового образа жизни.

Эффективные методики развития памяти Ссылка на основную публикацию

Память и способы ее развития у специалистов

Формирование и развитие памяти. Память и способы ее развития

Николай Французов, нейропсихолог и научный сотрудник «Викиум», специально для Нетологии рассказал о проблемах памяти и способах ее развития у людей разных профессий: дизайнеров, маркетологов, аналитиков.

Известно, что временные нейронные связи, которые образуются в коре головного мозга, могут сохраняться многими годами и десятилетиями. В случае их подкрепления время от времени или возобновления, данные связи сохраняются навсегда.

Программа обучения: «Big Data: основы работы с большими массивами данных»

Человек находится под влиянием различных вредных факторов, оказывающих негативное воздействие. Это приводит к снижению мыслительной и творческой активности, особенно в профессиональных видах деятельности. Сначала снижаются функции памяти.

Труднее становится вспоминать значимую информацию, запоминать большие объемы нового материала, повторно воспроизводить, то, что уже знаешь, и оперировать доступными нам знаниями. Все заканчивается отсутствием гибкости мышления и креативности.

Немного о строении памяти

Простейший тест на память: закрыть глаза и рассказать, что где стоит в комнате. Или рассказать стихотворение.

Все это разные случаи воспроизведения той или иной информации, восстановления, обнаружения ранее образованных временных нейронных связей.

В осуществлении работы памяти задействованы множественные структуры головного мозга, которые имеют строгую организацию и закономерности.

В процессах кратковременного запоминания или памяти на текущие события, активности сознания и внимания участвуют подкорковые структуры (базальные отделы, продолговатый мозг и ствол).

А в процессах зрительной, слухоречевой, музыкальной, тактильной, двигательной памяти принимают участия корковые отделы обоих полушарий мозга. Это обширная затылочная и нижнетеменная область, височная и часть лобных отделов.

Не менее важными являются медиобазальные и префронтальные отделы лба, которые отвечают за регуляцию психической деятельности и контроль над ее протеканием.

Именно они ответственны за сознательную организацию памяти, ее смыслообразующую составляющую, словесно-логическую форму и произвольность.

Пересечение височных, нижне-теменных и затылочных областей (зона ТРО) ответственны за пространственную организацию мнестических следов, созданию связующих зрительных образов и представлений, созданию семантических понятий (долговременная память).

Во время преднамеренного запоминания, начало работы происходит в лобных отделах, после организации мнестических следов в зоне ТРО (здесь происходит формирование множественных нейронных связей) и далее в процессах воспроизведения снова участвуют лобные отделы. Так происходит горизонтальная организация на физиологическом уровне. Нужно учитывать и вертикальную организацию: участие подкорковых структур в связях с корой больших полушарий.

Борьба с забыванием

Далеко не все из того, что мы однажды запомнили (намеренно или нет), навсегда сохраняется в нашей памяти. Мы многое забываем, из-за чего зачастую становимся не успешны, особенно в своей профессии.

Забывание — это длительный процесс, который развивается постепенно.

И для успешной борьбы с ним необходимо принять во внимание следующие положения:

  • Основное средство борьбы — это повторение изучаемого материала. Всякое знание, которое не подкрепляется повторениями, постепенно забывается.
  • Повторять выученное нужно не тогда, когда оно уже забыто, а в момент, пока забывание еще не началось.
  • При переходе от заучивания материала к заучиванию другого, нужно всегда делать небольшой перерыв (5–10 минут), давая себе в это время полных отдых от всякой умственной работы.
  • Необходима системность, нужно организовывать свои занятия так, чтобы запоминаемые материалы были по менее сходным предметам. Необходимо разграничение, чтобы не происходило наложение одинаковых тем друг на друга, чтобы не возникли трудности в припоминании конкретных образов.
  • Особенно важный для вас, ответственный и трудный материал полезно возобновлять в памяти непосредственно перед сном: именно сон дает самые благоприятные условия для закрепления результатов запоминания.

Воспитание памяти для специалистов своего дела

Каждый человек хотел бы иметь лучшую память. Это вполне естественное желание, но для его осуществления необходимо отдавать себе ясный отчет в том, что такое хорошая память.

Наличие исключительно сильной способности к механическому заучиванию еще не является само по себе очень ценным свойством.

Психологический анализ показывает, что в биографиях многих выдающихся людей отмечается их замечательная память, и все дело не в способностях механического запоминания, а в исключительном развитии смыслового запоминания. Чем же определяется его развитие?

Тем, на что направлена психическая жизнь человека, каковы ее интересы. Смысловое запоминание характеризуется тем, что человек запоминает существенную и нужную для него информацию, то, что ему интересно. Чем шире, разнообразнее и содержательнее интересы человека, тем богаче и содержательнее будут «запасы» его памяти. Память человека зависит от того, чем он интересуется.

Развитие памяти напрямую зависит от умственного развития человека. Тот, кто имеет большие и разносторонние знания, легко найдет много смысловых связей для нового материала, который ему необходимо запомнить. Чем больше у человека знаний, тем лучше становится его память в соответствующих областях.

Системность, организованность в запоминании является важнейшим условием в развитии памяти. Необходимо стремиться к системе знаний, а не к простому накоплению фактов.

Существует ряд способов, которые могут являться методами ежедневных тренировок, позволяющих укрепить и развить работу памяти. Большинство из них применимы в повседневной жизни и отвечают проблематике запросов различных специалистов.

Для дизайнеров и разработчиков полезным будет развитие наглядных образов и представлений, которые организуют функцию памяти. Для этого можно выполнить легкое упражнение. Исключите из пользования на время одно или несколько познавательных чувств. Попробуйте есть с завязанными глазами, примите душ с закрытыми глазами или заткните уши во время выполнения обычных дел.

Подобное исключение будет способствовать не только развитию остальных познавательных функций и закреплению уже созданных рабочих нейронных связей, но и формированию образности происходящего. Построению логики между данными образами — это благоприятно скажется на развитии наглядно-образного мышления.

Отличным методом будет равное развитие функций обеих рук.

То есть, используйте свою не ведущую руку в различных видах деятельности. Например: почистить зубы с утра, причесаться или использовать компьютерную мышку. Попробуйте написать небольшой текст обеими руками одновременно или поменяйте местами нож и вилку во время приема пищи. Данный метод способствует развитию нейронных связей в новых областях и активации головного мозга.

Как уверяет Гэри Сполл: «шоппинг является прекрасной тренировкой для памяти», ходя по магазинам, человек взаимодействует с новыми людьми, обращает внимание на их лица, постоянно активизирует функцию внимания, рассчитывает цены. Выполняет все те действия, которые заставляют работать различные области мозга, и при этом они следуют друг за другом.

Для аналитиков и маркетологов, будет полезна способность системного мышления и системной организации своей памяти. Для этого необходимо тренировать наблюдательность.

К примеру, в течение всего дня обращайте внимание только на зеленый цвет или на автомобиль определенной модели из общего потока, придумайте какую-либо тему и сосредоточьтесь на ней.

Тем самым вы разовьете определенные свойства функции внимания и памяти: концентрация, избирательность, распределение, переключение, кратковременное запоминание.

Как можно больше читайте и записывайте.

После того как прочли или выучили что-то, попробуйте это записать хотя бы раз. Один раз записать — это как дважды прочесть и все организовать в своей голове.

Делайте предполагаемый для заучивания материал в доступном и удобном именно для вас формате. Если вам легче запоминать с помощью зрительной памяти, то организуйте нужный материал в графической форме.

Важна системная организация всей той информации, которую вы стараетесь запомнить. Записывайте необходимые факты и устанавливайте между ними смысловые связи, запомнив которые вы будете видеть всю картину целиком.

Читать еще: «12 максимально практических книг по маркетингу»

Помимо представленных методов по развитию и укреплению функции памяти существуют программы развития на когнитивных играх-тренажерах.

Они представляют собой научно обоснованное сочетание определенных развивающих задач, представленных в игровой форме, выстроенных в логической последовательности с учетом нейропсихологических закономерностей, повышения уровня сложности и индивидуальных особенностей пользователей.

Примеры заданий с онлайн-сервиса «Викиум»

Вывод

В нашей жизни постоянно что-то происходит, мы часто спешим и должны все успеть, при этом ничего не забыть.

В подобных условиях у нас возникают трудности в сосредоточении своего внимания и процессах запоминания, но еще большие трудности возникают в процессах обучения эффективным способам запоминания.

Поэтому рекомендуем вам воспользоваться предложенными способами и советами, как развить память.  

Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для «Нетологии»? Читайте наши условия публикации.

Популярные (+необычные) методики развития памяти

Формирование и развитие памяти. Память и способы ее развития

Справедливо считается, что изучение иностранных языков тренирует и тем самым улучшает память. Парадоксально, что для изучения иностранных языков требуется, помимо прочего… правильно, хорошая память! Но что делать, если новые слова и конструкции в голове умещаются плохо? Как развить память?

Существует несколько популярных методик развития памяти. Оговоримся, что:

  1. они не универсальны: одни развивают запоминание (т.е. способность быстро записывать в памяти новые сведения), другие – хранение (т.е. способность эти сведения долго удерживать), третьи – воспроизведение (т.е. способность максимально быстро найти и воспользоваться нужными сведениями);
  2. методики взаимно дополняют друг друга, так как центр развития памяти в головном мозге один, просто выполняет разные функции: «прокачивая» одну способность, вы стимулируете развитие всего участка;
  3. они индивидуальны: нельзя с уверенностью определить, какой способ лучше всего поможет именно вам, поэтому экспериментируйте, отслеживайте результаты.

Популярные методики улучшения памяти

Таблицы Шульте

Немецкий психотерапевт придумал эти таблицы для психодиагностики и исследования свойств внимания, но с тех пор их используют для развития зрительной памяти. Эта память хорошо поддается тренировке, ведь большинство людей – визуалы.

Таблицы различного размера (можно начинать с варианта 2х2) произвольно заполнены числами или буквами – без какой-либо логической последовательности. Для тренировки памяти нужно пять минут внимательно смотреть на таблицу, затем закрывать ее и пытаться воспроизвести содержимое ячеек.

Метод Айвазовского

Согласно биографам, художник использовал этот метод, чтобы лучше сосредоточиться на деталях и точнее их отразить в картинах. Необходимо выбрать любой пейзаж или интерьер, 5 минут внимательно на него смотреть, затем закрыть глаза и попытаться мысленно воспроизвести этот пейзаж или интерьер в мельчайших деталях.

Для использования метода необязательно выбираться на природу или ходить в гости: можно запоминать людей – как они выглядят, во что одеты, какие у них особые приметы. Кстати, вашим знакомым будет лестно, если вы запомните какие-то связанные с ними детали. Главное, предупредите перед процедурой «рассматривания», что просто тренируете память, а не глазеете.

Мнемонические техники

Это тренировки механизмов запоминания с использованием образов и ассоциаций. Вы просите близких записать некоторое количество слов, никак не связанных друг с другом (подобные упражнения-подборки есть и в интернете) – затем в течение 1 минуты изучаете и запоминаете список

Для осознанного ассоциирования старайтесь использовать яркие, необычные, сочные ассоциации. Этот метод лучше работает с тренировкой запоминания слов (с цифрами сложнее).

Заучивание стихов наизусть

Привычный еще со школы метод по-прежнему широко распространен. Он тренирует как слуховую, так и зрительную память. Если же стихотворение вам нравится, то задействуется эмоциональная память.

Начинать нужно понемногу (детские стихи, школьная классика), но не бойтесь и крупных форм, вплоть до поэм. Вариант для продвинутых – учить наизусть прозу (начать можно с цитат). Это сложнее, чем со стихами, потому что не помогает ритм.

Онлайн-игры и приложения для смартфона

В интернете большое количество заданий и игр на тренировку различных видов и механизмов памяти. Многие из них затягивают не на шутку, и скучный или сложный процесс превращается в полезное развлечение.

Популярны и удобны приложения для смартфонов: для iOS – «Elevate – Brain Training», «Eidetic – Spaced Repetition», «IQ boost», «Circles Memory Game» и др.

; для Android – «Lumosity – тренировка мозга», «Elevate – Brain Training», «Memory – игра на память» и др.

Необычные методики улучшения памяти

Если способы, перечисленные выше, для вас или ваших учеников слишком скучны, непривлекательны или неэффективны (вы попробовали, но не помогло), – присмотритесь к другим, менее очевидным вариантам.

Научный способ

Ученые Нортумбрийского университета (Великобритания) выяснили в результате исследования, что, вдыхая запах розмарина, люди гораздо быстрее запоминают новую информацию. Да и объемы усвоения увеличиваются на 75%.

Интересно, что об этом свойстве розмарина догадывались еще в средние века: о нем говорит Офелия в «Гамлете» Шекспира.

Используйте аромамасла или посадите в доме розмарин – и ваши тренировки памяти станут гораздо живее.

Произнесение слов наоборот

Эта непростая задача стимулирует воспроизведение – то есть быстрое получение нужных сведений из памяти. Чем выше скорость произнесения слова, тем лучше. Вариант для начинающих – произносить алфавит (русский, английский) наоборот.

Игры со словами

Этот способ тоже тренирует воспроизведение. Играйте (желательно – на скорость) в «Города», «Наборщик» (другое название – «Слово из слов»), решайте анаграммы, кроссворды, ребусы, сканворды. Придумывайте за минуту 10-100 слов на каждую букву алфавита (усложненный вариант – тематические подборки).

Устный счет

Решение в уме арифметических задач тоже стимулирует воспроизведение. Да и ваш личный бюджет скажет вам спасибо за разумные и осознанные покупки.

Медитация

Поклонники медитации давно говорят о том, что благодаря ей снижается кровяное давление, испаряется плохое настроение и даже депрессия. Как оказалось – заодно укрепляется кратковременная память. Это выяснили ученые университетов Калифорнии и Огайо (США).

Объяснение простое: медитация тренирует способность концентрироваться на одной мысли и не обращать внимание на раздражители. Собственно, это и нужно для качественного запоминания. Для заметного улучшения памяти достаточно медитировать 8 минут в день.

Обратная перемотка

Прокручивайте перед сном в уме все события прошедшего дня. Вспоминайте важные и несущественные детали, интересные диалоги. Бонусы метода – развитие осознанности, появление чувства благодарности за каждый прожитый день, профилактика бессонницы. Кроме того, визуализируя свой день, вы стимулируете воображение.

Составление интеллект-карт

Тони Бьюзен в книге «Супермышление» приводит многочисленные исследования, согласно которым mind-mapping (составление интеллект-карт), задействует радиантное мышление, присущее нашему мозгу, и тем самым помогает лучше понять, усвоить новую информацию, а также стимулирует более качественное запоминание.

Чтение вслух

Сотрудники Университета Ватерлоо (Канада) обнаружили, что чтение вслух помогает не просто лучше запоминать сведения, но и дольше их там удерживать. Поэтому обязательно сочетайте тренировки зрительной памяти с тренировками слуховой – а заодно моторной и эмоциональной. И конечно, читайте вслух!

Превращение (временное!) в левшу

Ученые Университета Толедо (США) доказали в 2001 году, что у левшей память лучше чем у правшей, предположив, что участок мозга, отвечающий за память, находится в правом полушарии – которое лучше развито у левшей. В результате исследователи посоветовали развивать левую руку (если вы правша!): мыть посуду или подметать левой рукой, пользоваться мышью левой рукой – и тем самым стимулировать память.

Занятия спортом

Исследователи из Института Здоровья в Ванкувере (Канада) выяснили, что силовые тренировки (аэробные – в меньшей степени), положительно сказываются на состоянии кратковременной памяти.Если вы во время бега или занятий на тренажерах еще и стихи наизусть читаете или считаете в уме – вообще прекрасно!

Бытовой способ

Чтобы развивать память, необходимо прилагать осознанные усилия, но совсем не обязательно они будут «учебными». Вы можете:

  • перебирать в уме список покупок перед походом по магазинам;
  • пересказывать близким (или бумаге) содержание книги или фильма;
  • запоминать имена в новом коллективе (на вечеринке, новой работе или субботнике в детском саду);
  • запоминать бренды и тренды, чтобы блеснуть «модной эрудицией» перед подругами;
  • изучать свой город – ходить разными маршрутами, запоминать остановки, торговые центры, дорогу к домам друзей;
  • расширять профессиональную базу знания, регулярно запоминая новые термины, навыки, техники, способы, а затем применяя их в работе в работе.

Важная подсказка! Доверяйте своей памяти – избавляйтесь от списков. Механизм «передачи» бумаге различных сведений часто используется для эффективного тайм-менеджмента: тем самым вы «разгружаете» голову и лучше справляетесь с повседневными задачами. Но память при постоянном использовании списков атрофируется, и вы вскоре действительно мало что сможете ей доверить.

***

Многие из описанных методик развития памяти не раз опровергались или подвергались сомнению. Однако люди всего мира по-прежнему ими пользуются – и довольны результатами.

Елена Тимофеева

Развитие памяти: уроки запоминания

Формирование и развитие памяти. Память и способы ее развития

Развитие памяти

Память – это способность, обладающая индивидуальными для каждого человека характеристиками. Но существуют закономерности памяти, универсальные для всех людей. И именно об этих закономерностях пойдет речь в данном онлайн тренинге.

Память – это навык, который является жизненно необходимым для каждого человека. Без нее мы бы никогда не были самими собой, не умели бы разговаривать и вообще не смогли бы мыслить. Но память является не только незаменимым навыком, но и важным элементом нашего образования и интеллекта.

Развитие памяти, внимания и мышления часто представляет собой смежные задачи. От того, как развита наша память, напрямую зависят многие наши ментальные характеристики. Например, без памяти не обойдется процесс овладения навыками скорочтения, ораторского мастерства и устного счета.

В данном курсе-самоучителе представлены онлайн-уроки, направленные на развитие памяти и способности целенаправленного запоминания материала.

Среди дополнительных материалов в этом разделе сайта вы сможете найти развивающие игры и упражнения, скачать бесплатные книги и учебники, найти подходящие занятия, школы, курсы и тренинги – все то, что поможет улучшить вашу технику запоминания информации.

Что такое память и запоминание

Память – это одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная для сохранения, накапливания и воспроизведения информации (Википедия). Таким образом, под памятью понимается система, состоящая из нескольких элементов:

Запоминание – это процесс памяти, посредством которого происходит восприятие новой информации и запись этой информации в общую систему мышления и ассоциативных связей.

Ключевой функцией запоминания является создание смысловых связей, как результата работы нашего мышления и интеллекта над содержанием запоминаемого материала.

Запоминание – это очень важный процесс памяти, развитию которого будет уделено ключевое внимание в данном тренинге. Однако этот процесс не является единственным.

Хранение – это процесс системного накапливания информации в памяти, включающий переработку и усвоение этой информации. Без хранения информации в памяти невозможно обучение человека, кроме того, именно от этого процесса напрямую зависят такие важнейшие способности, как мышление и речь.

Воспроизведение – это процесс репрезентации и узнавания хранимой в памяти информации, которая также называется воспоминаниями. Воспроизведение бывает непроизвольным и произвольным. В нашем курсе будет уделено особое внимание произвольному (специальному, осознанному) воспроизведению.

Забывание также является процессом памяти, а точнее проблемой ее развития. Потеря возможности воспроизводить выученную информацию может быть частичной (воспроизведение не полностью или с искажением) или полной (невозможность воспроизведения и узнавания). Подробнее о решении проблемы забывания вы узнаете в четвертом уроке данного тренинга.

Особенности памяти человека

Все мы обладаем разной способностью запоминать. Кому-то это дается проще, кому-то сложнее. Кроме того, разные вещи запоминаются нами по-разному.

Например, один человек может хорошо запоминать имена людей и черты их лица, но плохо помнить, куда положил какую-то вещь в доме. А другой – наоборот, прекрасно помнит, где что лежит, но не помнит, как зовут его соседа.

Одни предпочитают использовать слуховую и музыкальную память, другие – зрительную, а кто-то лучше запоминает тактильные ощущения.

Память – это способность, обладающая индивидуальными для каждого человека характеристиками. Но существуют закономерности памяти, универсальные для всех людей. И именно об этих закономерностях памяти и методах ее развития, а также о техниках и приемах запоминания и пойдет речь в данном онлайн тренинге.

Одним из первых специалистов, кто обратил внимание на проблемы развития памяти человека, был психолог Карл Эмиль Сишор. Он утверждал, что средний человек использует не более 10% своей памяти. Одним из доказательств этого является гипермнезия.

Гипермнезия – это патология человека, связанная с повышенной способностью к запоминанию. Люди, имеющие эту патологию, могут помнить дословно и в подробнейших деталях многие вещи.

Но особенность заключается в том, что запоминание происходит вне зависимости от желания человека.

Оцените, насколько хорошо вы запоминаете информацию в нашей игре Hostess: знакомьтесь с людьми и сажайте их за свои любимые места, чтобы получить максимальный балл. Вы можете использовать ее и для тренировки.

Игра загружается…

Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.

Методика развития памяти и запоминания

В уроках данного раздела вы сможете найти полезные приемы, правила и техники, направленные на повышение уровня развития памяти и способности целенаправленного запоминания (запоминания нужной вам информации). Методика обучения способам запоминания, используемая на данном сайте, очень проста. Она заключается в системном развитии навыков запоминания по четырем основным направлениям:

Урок 1. Внимание и впечатление. Запоминается лучше то, что нам интересно, на чем мы сконцентрированы. Эти условия запоминания можно тренировать и создавать специально в необходимый момент. Подробнее об этом читайте в первом уроке.

Урок 2. Ассоциации. Ассоциации помогают создать в вашей голове связь между тем, что вы хотите запомнить, и тем, что уже прочно там закрепилось. Правильное использование ассоциаций, о котором написано во втором уроке, поможет вам запоминать больше информации за меньшее время.

Урок 3. Структурирование. Структурирование материала является важнейшим фактором целенаправленного запоминания. Об умении правильно делить информацию, создавать тематические блоки на основе логики и ассоциативного мышления будет сказано в третьем уроке.

Урок 4. Повторение. Память человека является процессом динамическим, со временем что-то забывается. В четвертом уроке будут даны методики повторения, помогающие наилучшему запоминанию информации.

А также для развития способности к запоминанию информации полезно использовать мнемотехники и специальные приемы и упражнения тренировки памяти:

Урок 5. Мнемотехники. Существует ряд особенностей запоминания определенной информации. Это связано с тем, что иногда есть удобные ассоциации, использование которых в определенных случаях дает сильный эффект для запоминания. Такие способы и рекомендации называются мнемотехниками. Читайте об этом подробнее в пятом уроке.

Урок 6. Тренировка памяти. Несмотря на то что понимание законов человеческой памяти может улучшить запоминание нужной информации, без специальных упражнений сложно достичь высоких результатов. В данном уроке будет рассказано, как можно эффективно тренировать краткосрочную и долгосрочную память.

В результате прохождения уроков, при условии следования всем рекомендациям, а также при правильном выполнении заданий и упражнений, вы овладеете специальным навыком целенаправленного запоминания большого количества любой информации. А выполнив предложенные упражнения, вы сможете существенно повысить возможности вашей памяти.

Игры и упражнения

Также в рамках данного тренинга вы найдете полезные игры и головоломки, которые помогут вам развивать вашу память. Ведь, как уже было сказано выше, хорошо запоминается то, что нам интересно. А что может лучше пробудить в нас интерес, разжечь в нас азарт, чем игры и состязания?

Среди этих игр:

Полезные материалы

Кроме того, в данном разделе будет представлена и другая необходимая информация для совершенствования вашей техники запоминания.

Желаем вам успехов в развитии памяти!

Евгений БуяновДмитрий Гераськин

1Мнемотехники

Память: её сущность, виды и способы развития

Формирование и развитие памяти. Память и способы ее развития

Любой человек на протяжении всей своей жизни получает информацию извне, то есть из окружающей среды, а также анализирует и использует её, пытаясь приспособиться к условиям внешнего мира.

Также каждый из нас прекрасно знает, что человек — существо социальное, поэтому для нормального развития ему необходимо быть среди людей. Мы общаемся, влюбляемся, обмениваемся опытом, творим.

Это и есть настоящая жизнь.

Жизнь в обществе – это постоянное взаимодействие её представителей.

То, как мы проявляем себя в этом взаимодействии, определяет нашу жизнь, отношение к нам других людей, занимаемую нами социальную нишу, наше довольство или недовольство тем, что мы имеем на сегодняшний день.

Но от чего зависит наше «проявление себя»? От нескольких факторов, в том числе – и от психических функций нашего мозга, достойное место среди которых занимает память.

Память – это способность человека воспроизвести в своей голове определённый момент, произошедший в далёком или недавнем прошлом. Некоторые люди способны вспомнить мельчайшие детали событий, возникших много лет назад. Другие же не в состоянии вспомнить события двухдневной давности. Однако и первая категория людей, и вторая находятся в рамках физиологических норм.

Люди, которые обладают хорошей памятью, идут по жизни более уверенно и легко, в отличие от личностей, испытывающих затруднения с запоминанием и воспроизведением событий прошлого. Именно по этой причине каждому из нас следует активно развивать собственную память с помощью различных методик, ежедневное и систематическое применение которых даёт отличный результат.

Виды памяти

Перед тем, как приступить к рассмотрению различных способов по развитию памяти, давайте вспомним, что существует несколько её разновидностей:

— Зрительная; — Слуховая; — Память на образы; — Двигательная; — Память на запахи (обоняние); — Тактильная;

— Память на вкусы, воспринимаемые рецепторами языка.

В зависимости от значимости события, силе впечатления и прочих факторов информация сохраняется в памяти на долгий или короткий срок, в связи с чем различают долгосрочную и краткосрочную память. Некоторые ситуации мы забываем через пару минут после их восприятия, другие же помним всю жизнь.

На качество запоминания человеком конкретных событий оказывают влияние следующие факторы: образ жизни; лекарственные средства, употребляемые человеком; специальные методы и рекомендации по улучшению памяти.

Обратите внимание на свой образ жизни

Для ухудшения процесса запоминания и воспроизведения, необходимо, чтобы в мозговых структурах человека не формировались дополнительные нейронные связи и атрофировались те, которые уже были сформированы ранее.

Всего этого можно достичь, если каждый из нас будет делать следующее: вести замкнутый образ жизни, сведя общение с окружающими людьми к минимуму, не читать литературу, не слушать классическую музыку, принимать никотин, алкоголь, наркотики, игнорировать пребывания на свежем воздухе и занятие спортом, хотя они отлично насыщают мозг кислородом.

Ну а для того чтобы образ жизни способствовал развитию памяти (или хотя бы не препятствовал данному процессу), необходимо делать обратное, каким бы банальным это не казалось.

Иногда достаточно всего лишь заняться спортом (бег или ходьба), чтобы качество памяти улучшилось в разы. Об этом следует помнить.

То же самое можно с уверенностью сказать и про спиртное, которое тормозит процессы запоминания, и, напротив, про натуральные соки, которые улучшают функционирование мозговой деятельности людей.

Лекарственные средства для улучшения памяти

Учёными неоднократно было доказано, что различные напитки (чай или кофе) улучшают нашу память, правда, эффект от них кратковременный. Кроме того, фармацевтическая промышленность сегодня предлагает человеку целую группу лекарственных средств, направленных на улучшение памяти.

По естественным причинам в данной статье я их указывать не буду, но нам следует иметь в виду – постоянно применять средства для улучшения памяти не рекомендуется, ведь они могут вызвать эффект привыкания, то есть после отмены лекарственного средства всё вернется «на круги своя».

Советы для улучшения памяти

Чтобы улучшить память, не стоит сразу предпринимать какие-либо сложные действия. Для начала начните с изменения своего рациона питания: включите в него больше натуральных продуктов и уменьшите потребление животного жира.

Количество употребляемого сахара должно соответствовать дневной норме, так что чай или кофе пейте с сахаром, но в умеренном количестве — буквально 1-2 ложечки (для больных сахарным диабетом существуют свои нормы и рекомендации).

Этого будет вполне достаточно для восполнения дневного рациона по потреблению глюкозы.

Также обратите внимание на свое физическое состояние: больше ходите (лучше на свежем воздухе), посещайте фитнес-центр или тренажерный зал, катайтесь на велосипеде, лыжах и коньках.

В общем, делайте всё, что угодно, главное — увеличьте нагрузку на свой организм: больше двигайтесь, не ложитесь спать слишком поздно (но если Вы всё же привыкли поздно ложиться спать – дайте организму отдохнуть, поспите хотя бы часов 7-8).

Это приведёт к увеличению поступления кислорода в головной мозг, что улучшит процессы запоминания.

А теперь приступаем к тренировке памяти

✔ Старайтесь запоминать слова на время. Например, открыли книгу, читаете 1 минуту, а после этого на листе бумаги выписываете слова, которые запомнили. Данное упражнение лучше выполнять каждый день. Через год Вы себя не узнаете — в лучшем понимании этого слова.

✔ Слова и события лучше запоминаются группами и ассоциациями. Например, Вы находитесь в деревне. Увидели собаку на крыльце.

В обычной жизни этот эпизод мог бы забыться, но если Вы привяжите собаку на крыльце рядом с яблоней и озером, находящимся в нескольких сотнях метров, да ещё обратите внимание на то, что собака грустит – то данная информация лучше запомнится, так как Вы запоминаете уже не один факт наличия собаки на крыльце, а целую логическую цепочку: есть деревня, там озеро, крыльцо, яблоня, да и собака ещё, которая умеет грустить. Запоминайте цепочки и ассоциации.

✔ Числа – прекрасный способ для тренировки памяти. Можно запоминать номера автомобилей, мобильные телефоны Ваших друзей, пароли к аккаунтам в интернете, стараться производить быстрые математические вычисления в уме. Со временем, после выполнения таких действий, результаты Вас сильно удивят.

✔ Старайтесь запоминать в совокупности разную информацию. Например, Вы услышали громкий крик на улице. При этом Вы вздрогнули, а проходящий пешеход оступился и испачкал в луже ботинки.

Это и есть группа, которая включает в себя как звуковую, визуальную так и двигательную память, которые сконцентрированы вокруг одного события. В такие моменты в головном мозге формируются нейронные цепочки и связи.

Через некоторое время они будут запоминаться сами собой, и воспроизводить их будет все проще.

Не старайтесь запомнить всё. Не зацикливайтесь на тренировке одного вида памяти. Да и методики лучше чередовать. Например, сначала запоминаете цифры, после переключились на слова и имена. В дальнейшем пробуете запомнить и воспроизвести образ или лица.

Ещё не нужно зубрить что-то, лучше уделять для усвоения материала немного времени, но заниматься этим методично, в идеале – каждый день. Тогда эффект превзойдет все Ваши ожидания. Заученный же материал забывается очень легко. Главное — не выучить, главное понять, ощутить, прочувствовать (в зависимости от того, каким образом происходит процесс восприятия).

✔ Для развития памяти подходит ещё один способ: находить отличия в одном и том же объекте спустя какое-то время. Например, Вы понаблюдали за соседской дачей, запомнили расположение предметов во дворе. Загляните туда завтра.

Что изменилось? Потренируйтесь на протяжении одной-двух недель. В итоге у Вас сложится целая линия изменений соседского двора во времени.

А учитывая, что различных предметов во дворе соседа очень много, и сосед, так или иначе, ежедневно что-то перекладывает, переставляет, то Вы получаете интересный и довольно-таки простой «тренажер» для памяти.

✔ Отдельно можно упомянуть изучение иностранных языков — причем как в классическом варианте (заучивание слова, его произношения и перевода), так и через ассоциативные картинки.

Заключение

Конечно, отличная память – ещё не гарантия успешной жизни. Нужно развивать свою наблюдательность, учиться анализировать информацию, делать выводы. Но всё же отличная память – это, однозначно, положительный фактор развития личности. Человек должен учиться каждый день, делать шаги для улучшения своих когнитивных функций, совершенствоваться, двигаясь вперед.

Благодарю всех за внимание!

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.