Деятельностный подход годовой отчет в подготовительной группе. Взаимодействие педагогов и детей
Отчет работы педагога-дошкольника – анализируем достижения и ошибки
Здравствуйте, мои любимые читатели! Сухих Татьяна спешит поделиться с вами новой порцией информации, конечно, на педагогическую тему. Расскажу вам, что собой представляет годовой отчет работы воспитателя ДОУ. Возможно, мои молодые коллеги испытывают трудности с составлением отчетности, как я в свое время. Для них моя статья – в первую очередь.
Примерный шаблон годового отчета педагога-дошкольника
Понятно, что обязательно нужно указать, кто составил, из какого дошкольного учреждения, за какой период времени.
Для начала предлагаю нечто вроде шаблона-подсказки для воспитателя, чтобы проще было составлять отчет:
- Информационно-статистический раздел;
- Педагогическая деятельность;
- Достижения всех участников воспитательно-образовательного процесса;
- Работа с родителями;
- Планы на будущий учебный год;
- Выводы;
- Список научной и методической литературы.
Хочу заметить, что объем итоговой документации зависит от требований руководства конкретного садика. Пересматривая многочисленные примеры подобных документов, я видела и краткие, по стандарту, а также очень длинные отчеты с подробным описанием каждой опции. Думаю, если вы готовитесь к аттестации и должны представить комиссии кучу бумаг, то чем объемней они будут, тем лучше.
Вы уже знаете, что визитка или портфолио воспитателя вмещает разные документы, в том числе и отчетность. Учитывая, что бумаг много приходится составлять, то стоит разработать для себя шаблоны на каждый вид документа и потом просто заполнять их, вписывая актуальную информацию.
Ниже я подробно напишу, что именно нужно указывать в каждом разделе, а пока общие рекомендации. Что касается стиля изложения, то также ориентируйтесь на стандарты вашего детского сада.
Сугубо деловой стиль составления документов сегодня не слишком тепло приветствуется со стороны комиссий и проверок разного уровня.Модно, если можно так сказать, разбавлять текст словами с выраженной экспрессивной окраской.
Это слова, которые выражают силу чувств и переживаний. Например, вместо стандартных: воспитанники и дети, можно употреблять ребята, малыши, детки. Также слова, выражающие оценку, будут нелишними: огромное значение, чудесные отношения, прекрасные ребята, неоценимый опыт и т.п.
Поскольку годовой отчет – это своеобразная творческая самопрезентация достижений, то сделать ее интересной, читабельной, можно и нужно.
Но не советую впадать в другую крайность – слишком упрощать текст, мы же образованные люди, владеющие соответствующей терминологией, поэтому не стоит использовать разговорные выражения.
Есть, кстати, программы, с помощью которых можно проверить текст на ошибки, в том числе и стилистические.
О чем писать в информационно-статистическом разделе отчета?
Теперь приступим к составлению отчета за год. Первый раздел содержит сведения о количестве детей, которые посещали группу на протяжении года: сколько всего, сколько мальчиков и девочек отдельно, средний возраст малышей.
Если вы – воспитатель младшей группы, то нужно написать о степени адаптации ребят к условиям ДОУ. Например, по специальному тесту можно определить коэффициент адаптации и расписать, сколько деток имеют низкий показатель адаптации, средний и высокий.
Можно охарактеризовать коллектив в целом: группа состоит, например, из доброжелательных деток, которые хорошо ладят друг с другом, с воспитателями. Если есть проблемный малыш, тоже по вашему желанию можно описать причину плохой адаптации в коллективе, и что на конец года проблема решена положительно.Нужно обязательно включить фразу, что все детки развивались соответственно возрасту и наблюдается положительная динамика к дальнейшим успехам. Обычно в старшей и подготовительной группе ребята посещают дополнительные кружки, секции, то об этом лучше написать, поскольку данный факт свидетельствует о всестороннем развитии детей не без вашего участия.
В принципе, этими данными характеристика группы ограничивается. Молодые воспитатели часто увлекаются в первом разделе отчета и описывают личность каждого ребенка. Опять же, это – дело «вкуса» руководства дошкольного учреждения. Есть любители сухой статистики, а другие требуют больше текста.
Как более-менее опытный воспитатель даю совет: не стоит с молодых лет пытаться вводить в учреждении новые правила или резко нарушать привычный всем уклад. Если вы решитесь из добрых побуждений накатать огромный и подробный отчет, а он так понравится руководству, что оно на вашем примере заставит весь коллектив теперь сочинять подобные опусы, поверьте, недоброжелателей у вас прибавится.
Критерии вашего профессионализма определяются не по отчетам, а по реальной деятельности, которая происходит у всех на глазах. И самый «золотой» отчет не перекроет ваше неумение заинтересовать детей или сработаться с родителями воспитанников…
Раздел 2 – педагогическая деятельность
Первая же фраза этого раздела – что деятельность группы осуществляется в соответствии с годовым планом работы ДОУ на отчетный период. Рабочая программа воспитателя группы построена на обеспечении всестороннего, возрастного и непрерывного развития каждого воспитанника, что соответствует требованиям образовательной дошкольной программы России.
Затем перечисляем задачи, поставленные перед вашей группой:
- Создание оптимальных условий для развития каждого ребенка в группе;
- Обеспечение эмоционального благополучия в группе для всех воспитанников;
- Применение современных здоровьесберегающих методик развития и обучения;
- Максимальное применение всех доступных методик с целью повышения результативности воспитательно-образовательного процесса;
- Обеспечение благоприятной обстановки для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка;
- Применение и представление в работе опыта авторитетных современных педагогов-методистов в сфере развития креативного мышления у детей;
- Постоянная работа по укреплению связей между всеми участниками воспитательно-образовательного процесса во благо детей;
- Организация НОД на принципах уважения к личности ребенка, исключения любого давления на него, единого подхода к развитию детей со стороны всех участников воспитательного процесса.
Здесь можно запастись шаблонами и ежегодно писать практически одно и то же, поскольку задачи у воспитателей, в принципе, не меняются.
Не лишней в этом разделе будет прописанная личная концепция воспитателя. Хотя личная концепция деятельности педагога созвучна с общими задачами, которые стоят перед ДОУ, но для весомости отчета можно отдельно указать свои принципы работы, например:
- Постоянное самосовершенствование в направлении обеспечения гармоничного развития воспитанников на общечеловеческих ценностях, на принципах взаимного уважения, любви и поддержки творческих стремлений;
- Использование игры как важнейшего метода обучения детей дошкольного возраста, постоянный поиск интересных и созвучных нашему времени способов организации игры;
- Соблюдение принципа толерантности к представителям разных культурно-религиозных общин, построение образовательно-воспитательной деятельности, применяя дифференцированный подход.
Если у вас есть инновация или педагогическая находка – не забудьте описать ее суть. Например, что для решения поставленной задачи по развитию детей вы применили нестандартную методику, которая дала хорошие результаты.
Раздел «Достижения всех участников воспитательно-образовательного процесса»
В этом разделе сначала нужно написать, что на протяжении года строго выполнялись и соблюдались требования санитарно-гигиенических норм, внутренний распорядок, согласно планам проводились медицинские и психологические обследования детей и т.д. Обязательно укажите на положительную динамику по всем показателям.
Главное при составлении отчета – презентация достижений. Опять же, есть два пути: писать общими фразами или подробненько и конкретно. Легче справиться с этим разделом, если сделать подпункты достижений своих воспитанников:
- Физические достижения: описываем те умения и навыки, которые должны освоить дети конкретного возраста. Официальный сайт минобрнауки содержит требования к физическим показателям деток разных возрастных категорий. Это умение прыгать, бегать, преодолевать препятствия на ходу и бегу, бросание мяча и т.п. Все, чем вы занимались на физкультуре, можно здесь указать.
- Познавательно-речевые: также в соответствии с возрастом, например, дети умеют называть основные цвета, задавать и отвечать на вопросы, способны поддержать беседу, удерживать интерес на занятии. Способны делиться впечатлениями с друзьями и взрослыми. Можно сказать о трудностях отдельных воспитанников.
Здесь ориентируемся на занятие по развитию речи. Задачи, которые вы ставили перед детьми на этих занятиях как раз подходят для данного раздела. Кстати, видео и фото мероприятий тоже можно приложить, если вам разрешается оформлять годовой отчет в электронном виде.
- Социально-личностные успехи: все дети могут находить общий язык с взрослыми и сверстниками, могут находить компромисс во время сюжетно-ролевых игр, способны разрешать конфликты с помощью взрослых или самостоятельно. Обучились выражать эмоции согласно выбранной роли в игре, могут отстоять свое видение на сюжет игры. Умеют усложнять правила и сюжет.
Для этого пункта подсказки ищем в задачах и целях сюжетно-ролевых игр соответственно возрастным группам.
- Художественно-эстетические достижения: дети знают названия и способы применения разных материалов в творчестве, умеют вырезать из бумаги, строить из конструктора, рисовать красками. Как вы поняли, перечень достижений зависит от возрастной группы. Также дети должны проявлять признаки художественного вкуса, чувствительности ко всему красивому и интерес к искусству.
Продолжаем хвастать достижениями…
Эта «номинация» получается самой объемной, кроме достижений детей нужно описать собственный рост как профессионала. Для этого пригодится тема вашего самообразования.
Вы описываете, чего добились, занимаясь своей темой, и как это сказалось на успехах ребят. Можно просто переписать отчет по самообразованию и добавить об участии в конкурсах, прохождении курсов повышения квалификации.
Если есть грамоты и сертификаты, не грех похвастать.
В этом разделе нужно также кратко описать проведенные мероприятия с детками и итоги разных детских соревнований, конкурсов.
Кстати, о конкурсах. Очень полезно и удобно – интернет-конкурс. Есть хорошие сайты, официальные, которые предлагают участие в профессиональных состязаниях воспитателей и затем выдают сертификаты или грамоты. Там же и детские есть конкурсы, не нужно никуда ездить, все материалы подаются в электронном виде.
Для ленивых есть вообще облегченный вариант – заплатил и получил сертификат, диплом и хоть кубок в придачу. Но это как совесть позволит…
Либо можно замахнуться на крупный шанс – побороться за звание лучшего воспитателя года. Сайт Всероссийского конкурса содержит перечень требований для участников. Да и я недавно знакомила вас с этим масштабным мероприятием.
Раздел «Работа с родителями»
В этом разделе мы характеризуем родительский состав группы в целом, что они принимают активное участие в жизни детсада, помогают воспитателям, активно посещают мероприятия.
Вообще существует несколько форм работы с мамами-папами:
- Обмен информацией: общие и индивидуальные консультации, собрания, беседы, общение посредством сайта ДОУ, через электронную почту;
- Образовательная деятельность: создание памяток для родителей, стендов, мастер-классы и методические консультации;
- Совместная деятельность: привлечение к подготовке и проведению мероприятий в рамках ДОУ (утренники, экскурсии, проекты).
Если почитать профстандарт педагога, то там черным по белому написано, что работа с родителями – одна из важнейших задач воспитателя и учителя. Поэтому в годовой отчет обязательно включаем этот пункт. Перечисляем все мероприятия, которые провели с участием родителей. Не зазорно указать проблему с какой-то мамашей и прописать пути ее разрешения.
В конце каждого раздела желательно делать небольшой вывод, типа, благодаря проделанной работе, значительно повысилась активность родителей, что отразилось на общей атмосфере в группе или что-то подобное.
Раздел: «Планы на будущий учебный год»
В этом разделе нужно написать, что, мол, планирую продолжать работать в обозначенных направлениях. То есть, перечислить опять же задачи из 2 раздела, но в другой интерпретации, например:
- Продолжать целенаправленную работу по всем направлениям воспитательно-образовательной сферы;
- Углубление и совершенствование работы с родителями;
- Искать новые способы совершенствования предметно-развивающей среды в группе;
- Повышать собственный уровень профессионализма путем самообразования, участия в образовательных программах, курсах.
Выводы
Этот раздел можно писать, опять же, отталкиваясь от задач, поставленных во втором разделе. Например, у меня первыми стоят задачи: создание оптимальных условий для развития каждого ребенка в группе, обеспечение эмоционального благополучия в группе для всех воспитанников.
Значит, пишем примерно так: в течение учебного года деятельность, направленную на создание оптимальных условий для развития каждого воспитанника в группе в целом можно считать успешной. Мне удалось обеспечить эмоционально благополучный климат в группе и дальше по списку задач.
Постарайтесь отметить моменты недоработки, положим, с родителями и напишите, что в будущем учебном году вы планируете усилить деятельность в этом направлении.
Также добавьте, что построение дальнейшей воспитательно-образовательной работы в группе вы будете планировать с учетом ошибок и опыта минувшего года.А что касается последнего пункта отчета – список литературы, то он необязателен, но если хотите, укажите Примерную программу дошкольного образования под редакцией Н.Е. Вераксы и других.
Надеюсь, я все разжевала по вопросу годового отчета воспитателя, но если есть вопросы, с готовностью отвечу в меру своей компетенции, выражаясь бюрократическим языком.
Если материалы вам понравились и показались полезными, возможно, стоит поделиться ими с коллегами по соцсетям? Это можно легко сделать, кликнув мышкой по иконкам известных вам соцпорталов. Также приглашаю оформить быструю подписку на новости.
C уважением, Татьяна Сухих! До завтра!
Кстати, рекомендую прочитать:
Подтверждение должности – зачем мы проходим аттестацию?
Портал педагога |
Бурлакова Ольга Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ “Детский сад № 13”
Населённый пункт: г. Иваново Ивановская область
Наименование материала: ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Тема: “Деятельностный подход в организации образовательного процесса в старшей группе ДОУ”
09.03.2017
Раздел: дошкольное образование
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В
ОРГАНИЗАЦИИ
ОРГАНИЗАЦИИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В
СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДОУ
СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДОУ
ВЫПОЛНИЛА ВОСПИТАТЕЛЬ
ПЕРВОЙ КВ. КАТЕГОРИИ
БУРЛАКОВА ОЛЬГА
АЛЕКСАНДРОВНА
Процесс учения – это процесс деятельности
ученика, направленный на становление его
сознания и его личности в целом том, что
новые знания не даются в готовом виде. Вот
что такое “деятельностный подход” в
образовании!» (А.А.Леонтьев).
Основная особенность деятельностного метода
заключается в деятельности обучающихся. Дети
«открывают» их сами в процессе самостоятельной
исследовательской деятельности. Педагог лишь
направляет эту деятельность и подводит итог, давая
точную формулировку установленных алгоритмов
действия. Таким образом полученные знания
приобретают личностную значимость и становятся
интересными не с внешней стороны, а по сути
.
История вопроса
Концепцию «учения через деятельность» впервые
предложил американский учёный
Д. Дьюи.
Им были определены основные принципы
деятельностного подхода в обучении:
– учёт интересов детей;
– учение через обучение мысли и действию;
– познание и знание как следствие преодоления
трудностей;
– свободная творческая работа и сотрудничество.
.
Деятельностный подход,
разработанный в трудах
Л.С.Выготского,
А.Н.Леонтьева,
Д.Б.Эльконина,
П.Я.Гальперина,
В.В.Давыдова признает,
что развитие личности в
системе образования
обеспечивается, прежде
всего, формированием
универсальных учебных
действий, выступающих
основой
образовательного и
воспитательного
процесса.
Л.С Выгодский
А.Н.Леонтьев
Д.Б. Эльконин
П.Я. Гальперин
В.В. Давыдов
.
Понятие деятельностного
подхода.
Деятельностный подход – это организация и
управление педагогом деятельностью ребенка при
решении им специально организованных учебных
задач разной сложности и проблематики. Эти задачи
развивают не только предметную, коммуникативную и
другие виды компетентностей ребенка, но и его самого
как личность. (Л.Г. Петерсон)
Деятельностный подход – это способ освоения
образовательной среды без психических и физических
перегрузок детей, при котором каждый ребёнок может
самореализоваться, почувствовать радость творчества.
.
Задачи деятельностного
подхода:
-Создать условия для того, чтобы сделать процесс
приобретения знаний ребёнком мотивированным;
– учить ребёнка самостоятельно ставить перед собой
цель и находить пути, в том числе средства, её
достижения;
–
помогать ребёнку сформировать у себя умение
контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.
Основная идея деятельностного подхода в
воспитании связана не с самой деятельностью как
таковой, а с деятельностью, как средством
становления и развития ребенка.
.
Принципы деятельностного
подхода:
-принцип субъектности воспитания;
-принцип учета ведущих видов деятельности и
законов их смены;
–Принцип учёта сензитивных периодов развития;
– принцип преодоления зоны ближайшего развития
и организация в ней совместной деятельности
детей и взрослых;
–
принцип обогащения, усиления, углубления
детского развития;
–
принцип проектирования, конструирования и
создание ситуации воспитывающей деятельности
(деятельность должна быть социально значимой и
общественно полезной);
– принцип обязательной результативности каждого
вида деятельности;
.
– Принцип высокой мотивированности любых
видов деятельности;
–
Принцип обязательной рефлексии всякой
деятельности;
–
принцип нравственного обогащения
используемых в качестве средства видов
деятельности;
– принцип сотрудничества при организации и
управлении различными видами деятельности;
– принцип активности ребёнка в
образовательном процессе.
.
Структура образовательной
деятельности на основании
деятельностного подхода.
– Создание проблемной ситуации
– Целевая установка
– Мотивирование к деятельности
– Проектирование решений проблемной ситуации
– Анализ результатов деятельности
– Подведение итогов
.
Схема развития любого
вида деятельности у
детей
-Самостоятельная деятельность.
– Затруднение.
– Совместная деятельность со взрослыми
(вместе, а потом рядом) и со сверстниками.
– Совместная деятельность со сверстниками.
– Самодеятельность.
.
РЕАЛИЗАЦИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО
ПОДХОДА С ДЕТЬМИ
СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА.
.
Виды деятельности
дошкольника по ФГОС:
1.
Игровая деятельность (ведущая);
2.
Коммуникативная
3.
Познавательно-исследовательская
деятельность;
4.
Восприятие худ. литературы и фольклора;
5.
Самообслуживание и элементарный бытовой
труд;
6.
Конструирование;
7.
Изобразительная деятельность;
8.
Музыкальная деятельность;
9.
Двигательная деятельность.
.
Игровая деятельность.
Игровая деятельность
является ведущей.
Она включает в себя
сюжетно- ролевые игры, игры
с правилами и другие виды
игр.
Для игр старших
дошкольников характерны
многообразие тематики и
сюжетов; бытовая, трудовая,
общественная, на темы
литературных произведений.
Игры старших дошкольников
приобретают характер
совместной, коллективной
деятельности.
.
Коммуникативная
деятельность.
Включает в себя общение и
взаимодействие со взрослыми и
сверстниками.
К старшему возрасту ведущим
средством общения становится слово. В
процессе деятельности по развитию
речи, у детей развивается словарь,
грамматическая сторона
речи, связная речь
(монолог), фонетика.
Ребенок старшего
дошкольного возраста
способен сознательно
управлять своим
коммуникативным
поведением.
.
Познавательно-
исследовательская
деятельность.
В основе познавательно-
исследовательской деятельности
лежат жажда познания,
стремление к открытиям,
любознательность и потребность
в умственных впечатлениях.
В старшем возрасте
познавательно-
исследовательская деятельность
вычленяется в особую
деятельность ребёнка со своими
познавательными мотивами,
осознанным намерением понять,
как устроены вещи, узнать
новое о мире.
.
Восприятие художественной
литературы и фольклора.
В этот вид деятельности входит:
чтение (слушание), обсуждение
(рассуждение), рассказывание
(пересказывание), разучивание,
ситуативный разговор.
Дети старшего возраста способны
более глубоко осмысливать
содержание литературного
произведения и осознавать
некоторые особенности
художественной формы,
выражающей содержание. Они
могут различать жанры
литературных произведений и
некоторые специфические
особенности каждого жанра.
.
Самообслуживание и
элементарный бытовой
труд
В этот вид деятельности входит:
самообслуживание, хозяйственно-
бытовой труд, труд в природе, ручной
труд.
В старшей группе формируется
осознанное отношение и интерес к
трудовой деятельности, умение
достигать результата.
.
Конструирование.
Сюда входит конструирование из бумаги, строительных
материалов, бросового материала, природного материала,
аппликация, художественный труд.
В старшем возрасте конструктивная деятельность может
осуществляться на основе схемы, по замыслу и по
условиям. Дети способны выделить основные части
предполагаемой постройки. Появляется конструирование в
ходе совместной деятельности.
.
Изобразительная
деятельность
В этот вид деятельности входит: рисование,
лепка, аппликация.
В возрасте 5-6 лет у детей возникает тяга
к предметному рисованию. Ребёнок
старается создать свой образ, выражая
своё отношение к тому, что он
изображает.
Дети более осознанно выделяют
эстетические качества предметов.
Тематика работ
приобретает
сказочный,
фантастический
характер.
.
Музыкальная деятельность
В этом виде деятельности у
ребёнка развивается
восприятие и понимания
смысла музыкальных
произведений, музыкально-
ритмические движения,
умение играть на детских
музыкальных инструментах.
К 5-6 годам у детей расширяется
приобретённый опыт, развиваются
слуховые ощущения, происходит
более активное включение в
различные виды музыкальной
деятельности. Возникает
оценочное отношение к
музыкальным произведениям.
.
Двигательная деятельность.
К двигательной деятельности
относится овладение детьми
основными движениями. Сюда
входит гимнастика, строевые и
танцевальные упражнения, летние
и зимние виды спорта,
физкультура. Игры (подвижные, с
элементами спорта), катание на
самокате, санках, велосипеде и др.
.
Золотые правила
деятельностного подхода.
1. Подари ребенку радость творчества, осознание
авторского голоса;
2. Веди ребенка от собственного опыта к
общественному;
3. Будь не «НАД», а «РЯДОМ»;
4. Радуйся вопросу, но отвечать не спеши;
5. Учи анализировать каждый этап работы;
6. Критикуя, стимулируй активность ребенка.
.
Вывод
Деятельностный подход имеет большое значение в
организации образовательного процесса и развитии
личности ребёнка.
Посредником между деятельностью и субъектом
деятельности (ребенком) призвана стать личность
педагога. Осваивая новые сферы деятельности,
требующие произвольного контроля поведения,
дети учатся владеть своими эмоциями и по этому
уже во время обучения необходимо в меру
возрастных особенностей вовлекать детей в
разнообразные виды деятельности, организовывать
полноценную в социальном отношении
жизнедеятельность детей.
.
Спасибо за внимание!