Деятельностный подход годовой отчет в подготовительной группе. Взаимодействие педагогов и детей

Отчет работы педагога-дошкольника – анализируем достижения и ошибки

Деятельностный подход годовой отчет в подготовительной группе. Взаимодействие педагогов и детей

Здравствуйте, мои любимые читатели! Сухих Татьяна спешит поделиться с вами новой порцией информации, конечно, на педагогическую тему. Расскажу вам, что собой представляет годовой отчет работы воспитателя ДОУ. Возможно, мои молодые коллеги испытывают трудности с составлением отчетности, как я в свое время. Для них моя статья – в первую очередь.

Примерный шаблон годового отчета педагога-дошкольника

Понятно, что обязательно нужно указать, кто составил, из какого дошкольного учреждения, за какой период времени.

Для начала предлагаю нечто вроде шаблона-подсказки для воспитателя, чтобы проще было составлять отчет:

  • Информационно-статистический раздел;
  • Педагогическая деятельность;
  • Достижения всех участников воспитательно-образовательного процесса;
  • Работа с родителями;
  • Планы на будущий учебный год;
  • Выводы;
  • Список научной и методической литературы.

Хочу заметить, что объем итоговой документации зависит от требований руководства конкретного садика. Пересматривая многочисленные примеры подобных документов, я видела и краткие, по стандарту, а также очень длинные отчеты с подробным описанием каждой опции. Думаю, если вы готовитесь к аттестации и должны представить комиссии кучу бумаг, то чем объемней они будут, тем лучше.

Вы уже знаете, что визитка или портфолио воспитателя вмещает разные документы, в том числе и отчетность. Учитывая, что бумаг много приходится составлять, то стоит разработать для себя шаблоны на каждый вид документа и потом просто заполнять их, вписывая актуальную информацию.

Ниже я подробно напишу, что именно нужно указывать в каждом разделе, а пока общие рекомендации. Что касается стиля изложения, то также ориентируйтесь на стандарты вашего детского сада.

Сугубо деловой стиль составления документов сегодня не слишком тепло приветствуется со стороны комиссий и проверок разного уровня.

Модно, если можно так сказать, разбавлять текст словами с выраженной экспрессивной окраской.

Это слова, которые выражают силу чувств и переживаний. Например, вместо стандартных: воспитанники и дети, можно употреблять ребята, малыши, детки. Также слова, выражающие оценку, будут нелишними: огромное значение, чудесные отношения, прекрасные ребята, неоценимый опыт и т.п.

Поскольку годовой отчет – это своеобразная творческая самопрезентация достижений, то сделать ее интересной, читабельной, можно и нужно.

Но не советую впадать в другую крайность – слишком упрощать текст, мы же образованные люди, владеющие соответствующей терминологией, поэтому не стоит использовать разговорные выражения.

Есть, кстати, программы, с помощью которых можно проверить текст на ошибки, в том числе и стилистические.

О чем писать в информационно-статистическом разделе отчета?

Теперь приступим к составлению отчета за год. Первый раздел содержит сведения о количестве детей, которые посещали группу на протяжении года: сколько всего, сколько мальчиков и девочек отдельно, средний возраст малышей.

Если вы – воспитатель младшей группы, то нужно написать о степени адаптации ребят к условиям ДОУ. Например, по специальному тесту можно определить коэффициент адаптации и расписать, сколько деток имеют низкий показатель адаптации, средний и высокий.

Можно охарактеризовать коллектив в целом: группа состоит, например, из доброжелательных деток, которые хорошо ладят друг с другом, с воспитателями. Если есть проблемный малыш, тоже по вашему желанию можно описать причину плохой адаптации в коллективе, и что на конец года проблема решена положительно.

Нужно обязательно включить фразу, что все детки развивались соответственно возрасту и наблюдается положительная динамика к дальнейшим успехам. Обычно в старшей и подготовительной группе ребята посещают дополнительные кружки, секции, то об этом лучше написать, поскольку данный факт свидетельствует о всестороннем развитии детей не без вашего участия.

В принципе, этими данными характеристика группы ограничивается. Молодые воспитатели часто увлекаются в первом разделе отчета и описывают личность каждого ребенка. Опять же, это – дело «вкуса» руководства дошкольного учреждения. Есть любители сухой статистики, а другие требуют больше текста.

Как более-менее опытный воспитатель даю совет: не стоит с молодых лет пытаться вводить в учреждении новые правила или резко нарушать привычный всем уклад. Если вы решитесь из добрых побуждений накатать огромный и подробный отчет, а он так понравится руководству, что оно на вашем примере заставит весь коллектив теперь сочинять подобные опусы, поверьте, недоброжелателей у вас прибавится.

Критерии вашего профессионализма определяются не по отчетам, а по реальной деятельности, которая происходит у всех на глазах. И самый «золотой» отчет не перекроет ваше неумение заинтересовать детей или сработаться с родителями воспитанников…

Раздел 2 – педагогическая деятельность

Первая же фраза этого раздела – что деятельность группы осуществляется в соответствии с годовым планом работы ДОУ на отчетный период. Рабочая программа воспитателя группы построена на обеспечении всестороннего, возрастного и непрерывного развития каждого воспитанника, что соответствует требованиям образовательной дошкольной программы России.

Затем перечисляем задачи, поставленные перед вашей группой:

  • Создание оптимальных условий для развития каждого ребенка в группе;
  • Обеспечение эмоционального благополучия в группе для всех воспитанников;
  • Применение современных здоровьесберегающих методик развития и обучения;
  • Максимальное применение всех доступных методик с целью повышения результативности воспитательно-образовательного процесса;
  • Обеспечение благоприятной обстановки для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка;
  • Применение и представление в работе опыта авторитетных современных педагогов-методистов в сфере развития креативного мышления у детей;
  • Постоянная работа по укреплению связей между всеми участниками воспитательно-образовательного процесса во благо детей;
  • Организация НОД на принципах уважения к личности ребенка, исключения любого давления на него, единого подхода к развитию детей со стороны всех участников воспитательного процесса.

Здесь можно запастись шаблонами и ежегодно писать практически одно и то же, поскольку задачи у воспитателей, в принципе, не меняются.

Не лишней в этом разделе будет прописанная личная концепция воспитателя. Хотя личная концепция деятельности педагога созвучна с общими задачами, которые стоят перед ДОУ, но для весомости отчета можно отдельно указать свои принципы работы, например:

  • Постоянное самосовершенствование в направлении обеспечения гармоничного развития воспитанников на общечеловеческих ценностях, на принципах взаимного уважения, любви и поддержки творческих стремлений;
  • Использование игры как важнейшего метода обучения детей дошкольного возраста, постоянный поиск интересных и созвучных нашему времени способов организации игры;
  • Соблюдение принципа толерантности к представителям разных культурно-религиозных общин, построение образовательно-воспитательной деятельности, применяя дифференцированный подход.

Если у вас есть инновация или педагогическая находка – не забудьте описать ее суть. Например, что для решения поставленной задачи по развитию детей вы применили нестандартную методику, которая дала хорошие результаты.

Раздел «Достижения всех участников воспитательно-образовательного процесса»

В этом разделе сначала нужно написать, что на протяжении года строго выполнялись и соблюдались требования санитарно-гигиенических норм, внутренний распорядок, согласно планам проводились медицинские и психологические обследования детей и т.д. Обязательно укажите на положительную динамику по всем показателям.

Главное при составлении отчета – презентация достижений. Опять же, есть два пути: писать общими фразами или подробненько и конкретно. Легче справиться с этим разделом, если сделать подпункты достижений своих воспитанников:

  • Физические достижения: описываем те умения и навыки, которые должны освоить дети конкретного возраста. Официальный сайт минобрнауки содержит требования к физическим показателям деток разных возрастных категорий. Это умение прыгать, бегать, преодолевать препятствия на ходу и бегу, бросание мяча и т.п. Все, чем вы занимались на физкультуре, можно здесь указать.
  • Познавательно-речевые: также в соответствии с возрастом, например, дети умеют называть основные цвета, задавать и отвечать на вопросы, способны поддержать беседу, удерживать интерес на занятии. Способны делиться впечатлениями с друзьями и взрослыми. Можно сказать о трудностях отдельных воспитанников.

Здесь ориентируемся на занятие по развитию речи. Задачи, которые вы ставили перед детьми на этих занятиях как раз подходят для данного раздела. Кстати, видео и фото мероприятий тоже можно приложить, если вам разрешается оформлять годовой отчет в электронном виде.

  • Социально-личностные успехи: все дети могут находить общий язык с взрослыми и сверстниками, могут находить компромисс во время сюжетно-ролевых игр, способны разрешать конфликты с помощью взрослых или самостоятельно. Обучились выражать эмоции согласно выбранной роли в игре, могут отстоять свое видение на сюжет игры. Умеют усложнять правила и сюжет.

Для этого пункта подсказки ищем в задачах и целях сюжетно-ролевых игр соответственно возрастным группам.

  • Художественно-эстетические достижения: дети знают названия и способы применения разных материалов в творчестве, умеют вырезать из бумаги, строить из конструктора, рисовать красками. Как вы поняли, перечень достижений зависит от возрастной группы. Также дети должны проявлять признаки художественного вкуса, чувствительности ко всему красивому и интерес к искусству.

Продолжаем хвастать достижениями…

Эта «номинация» получается самой объемной, кроме достижений детей нужно описать собственный рост как профессионала. Для этого пригодится тема вашего самообразования.

Вы описываете, чего добились, занимаясь своей темой, и как это сказалось на успехах ребят. Можно просто переписать отчет по самообразованию и добавить об участии в конкурсах, прохождении курсов повышения квалификации.

Если есть грамоты и сертификаты, не грех похвастать.

В этом разделе нужно также кратко описать проведенные мероприятия с детками и итоги разных детских соревнований, конкурсов.

Кстати, о конкурсах. Очень полезно и удобно – интернет-конкурс. Есть хорошие сайты, официальные, которые предлагают участие в профессиональных состязаниях воспитателей и затем выдают сертификаты или грамоты. Там же и детские есть конкурсы, не нужно никуда ездить, все материалы подаются в электронном виде.

Для ленивых есть вообще облегченный вариант – заплатил и получил сертификат, диплом и хоть кубок в придачу. Но это как совесть позволит…

Либо можно замахнуться на крупный шанс – побороться за звание лучшего воспитателя года. Сайт Всероссийского конкурса содержит перечень требований для участников. Да и я недавно знакомила вас с этим масштабным мероприятием.

Раздел «Работа с родителями»

В этом разделе мы характеризуем родительский состав группы в целом, что они принимают активное участие в жизни детсада, помогают воспитателям, активно посещают мероприятия.

Вообще существует несколько форм работы с мамами-папами:

  • Обмен информацией: общие и индивидуальные консультации, собрания, беседы, общение посредством сайта ДОУ, через электронную почту;
  • Образовательная деятельность: создание памяток для родителей, стендов, мастер-классы и методические консультации;
  • Совместная деятельность: привлечение к подготовке и проведению мероприятий в рамках ДОУ (утренники, экскурсии, проекты).

Если почитать профстандарт педагога, то там черным по белому написано, что работа с родителями – одна из важнейших задач воспитателя и учителя. Поэтому в годовой отчет обязательно включаем этот пункт. Перечисляем все мероприятия, которые провели с участием родителей. Не зазорно указать проблему с какой-то мамашей и прописать пути ее разрешения.

В конце каждого раздела желательно делать небольшой вывод, типа, благодаря проделанной работе, значительно повысилась активность родителей, что отразилось на общей атмосфере в группе или что-то подобное.

Раздел: «Планы на будущий учебный год»

В этом разделе нужно написать, что, мол, планирую продолжать работать в обозначенных направлениях. То есть, перечислить опять же задачи из 2 раздела, но в другой интерпретации, например:

  • Продолжать целенаправленную работу по всем направлениям воспитательно-образовательной сферы;
  • Углубление и совершенствование работы с родителями;
  • Искать новые способы совершенствования предметно-развивающей среды в группе;
  • Повышать собственный уровень профессионализма путем самообразования, участия в образовательных программах, курсах.

Выводы

Этот раздел можно писать, опять же, отталкиваясь от задач, поставленных во втором разделе. Например, у меня первыми стоят задачи: создание оптимальных условий для развития каждого ребенка в группе, обеспечение эмоционального благополучия в группе для всех воспитанников.

Значит, пишем примерно так: в течение учебного года деятельность, направленную на создание оптимальных условий для развития каждого воспитанника в группе в целом можно считать успешной. Мне удалось обеспечить эмоционально благополучный климат в группе и дальше по списку задач.

Постарайтесь отметить моменты недоработки, положим, с родителями и напишите, что в будущем учебном году вы планируете усилить деятельность в этом направлении.

Также добавьте, что построение дальнейшей воспитательно-образовательной работы в группе вы будете планировать с учетом ошибок и опыта минувшего года.

А что касается последнего пункта отчета – список литературы, то он необязателен, но если хотите, укажите Примерную программу дошкольного образования под редакцией Н.Е. Вераксы и других.

Надеюсь, я все разжевала по вопросу годового отчета воспитателя, но если есть вопросы, с готовностью отвечу в меру своей компетенции, выражаясь бюрократическим языком.

Если материалы вам понравились и показались полезными, возможно, стоит поделиться ими с коллегами по соцсетям? Это можно легко сделать, кликнув мышкой по иконкам известных вам соцпорталов. Также приглашаю оформить быструю подписку на новости.

C уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

Кстати, рекомендую прочитать:

Подтверждение должности – зачем мы проходим аттестацию?

Портал педагога |

Деятельностный подход годовой отчет в подготовительной группе. Взаимодействие педагогов и детей

Бурлакова Ольга Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ “Детский сад № 13”
Населённый пункт: г. Иваново Ивановская область
Наименование материала: ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Тема: “Деятельностный подход в организации образовательного процесса в старшей группе ДОУ”
09.03.2017
Раздел: дошкольное образование

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В

ОРГАНИЗАЦИИ

ОРГАНИЗАЦИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В

СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДОУ

СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДОУ

ВЫПОЛНИЛА ВОСПИТАТЕЛЬ

ПЕРВОЙ КВ. КАТЕГОРИИ

БУРЛАКОВА ОЛЬГА

АЛЕКСАНДРОВНА

Процесс учения – это процесс деятельности

ученика, направленный на становление его

сознания и его личности в целом том, что

новые знания не даются в готовом виде. Вот

что такое “деятельностный подход” в

образовании!» (А.А.Леонтьев).

Основная особенность деятельностного метода

заключается в деятельности обучающихся. Дети

«открывают» их сами в процессе самостоятельной

исследовательской деятельности. Педагог лишь

направляет эту деятельность и подводит итог, давая

точную формулировку установленных алгоритмов

действия. Таким образом полученные знания

приобретают личностную значимость и становятся

интересными не с внешней стороны, а по сути

.

История вопроса

Концепцию «учения через деятельность» впервые

предложил американский учёный

Д. Дьюи.

Им были определены основные принципы

деятельностного подхода в обучении:

– учёт интересов детей;

– учение через обучение мысли и действию;

– познание и знание как следствие преодоления

трудностей;

– свободная творческая работа и сотрудничество.

.

Деятельностный подход,

разработанный в трудах

Л.С.Выготского,

А.Н.Леонтьева,

Д.Б.Эльконина,

П.Я.Гальперина,

В.В.Давыдова признает,

что развитие личности в

системе образования

обеспечивается, прежде

всего, формированием

универсальных учебных

действий, выступающих

основой

образовательного и

воспитательного

процесса.

Л.С Выгодский

А.Н.Леонтьев

Д.Б. Эльконин

П.Я. Гальперин

В.В. Давыдов

.

Понятие деятельностного

подхода.

Деятельностный подход – это организация и

управление педагогом деятельностью ребенка при

решении им специально организованных учебных

задач разной сложности и проблематики. Эти задачи

развивают не только предметную, коммуникативную и

другие виды компетентностей ребенка, но и его самого

как личность. (Л.Г. Петерсон)

Деятельностный подход – это способ освоения

образовательной среды без психических и физических

перегрузок детей, при котором каждый ребёнок может

самореализоваться, почувствовать радость творчества.

.

Задачи деятельностного

подхода:

-Создать условия для того, чтобы сделать процесс

приобретения знаний ребёнком мотивированным;

– учить ребёнка самостоятельно ставить перед собой

цель и находить пути, в том числе средства, её

достижения;

помогать ребёнку сформировать у себя умение

контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.

Основная идея деятельностного подхода в

воспитании связана не с самой деятельностью как

таковой, а с деятельностью, как средством

становления и развития ребенка.

.

Принципы деятельностного

подхода:

-принцип субъектности воспитания;

-принцип учета ведущих видов деятельности и

законов их смены;

Принцип учёта сензитивных периодов развития;

принцип преодоления зоны ближайшего развития

и организация в ней совместной деятельности

детей и взрослых;

принцип обогащения, усиления, углубления

детского развития;

принцип проектирования, конструирования и

создание ситуации воспитывающей деятельности

(деятельность должна быть социально значимой и

общественно полезной);

принцип обязательной результативности каждого

вида деятельности;

.

– Принцип высокой мотивированности любых

видов деятельности;

Принцип обязательной рефлексии всякой

деятельности;

принцип нравственного обогащения

используемых в качестве средства видов

деятельности;

принцип сотрудничества при организации и

управлении различными видами деятельности;

принцип активности ребёнка в

образовательном процессе.

.

Структура образовательной

деятельности на основании

деятельностного подхода.

– Создание проблемной ситуации

– Целевая установка

– Мотивирование к деятельности

– Проектирование решений проблемной ситуации

– Анализ результатов деятельности

– Подведение итогов

.

Схема развития любого

вида деятельности у

детей

-Самостоятельная деятельность.

– Затруднение.

– Совместная деятельность со взрослыми

(вместе, а потом рядом) и со сверстниками.

– Совместная деятельность со сверстниками.

– Самодеятельность.

.

РЕАЛИЗАЦИЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО

ПОДХОДА С ДЕТЬМИ

СТАРШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА.

.

Виды деятельности

дошкольника по ФГОС:

1.

Игровая деятельность (ведущая);

2.

Коммуникативная

3.

Познавательно-исследовательская

деятельность;

4.

Восприятие худ. литературы и фольклора;

5.

Самообслуживание и элементарный бытовой

труд;

6.

Конструирование;

7.

Изобразительная деятельность;

8.

Музыкальная деятельность;

9.

Двигательная деятельность.

.

Игровая деятельность.

Игровая деятельность

является ведущей.

Она включает в себя

сюжетно- ролевые игры, игры

с правилами и другие виды

игр.

Для игр старших

дошкольников характерны

многообразие тематики и

сюжетов; бытовая, трудовая,

общественная, на темы

литературных произведений.

Игры старших дошкольников

приобретают характер

совместной, коллективной

деятельности.

.

Коммуникативная

деятельность.

Включает в себя общение и

взаимодействие со взрослыми и

сверстниками.

К старшему возрасту ведущим

средством общения становится слово. В

процессе деятельности по развитию

речи, у детей развивается словарь,

грамматическая сторона

речи, связная речь

(монолог), фонетика.

Ребенок старшего

дошкольного возраста

способен сознательно

управлять своим

коммуникативным

поведением.

.

Познавательно-

исследовательская

деятельность.

В основе познавательно-

исследовательской деятельности

лежат жажда познания,

стремление к открытиям,

любознательность и потребность

в умственных впечатлениях.

В старшем возрасте

познавательно-

исследовательская деятельность

вычленяется в особую

деятельность ребёнка со своими

познавательными мотивами,

осознанным намерением понять,

как устроены вещи, узнать

новое о мире.

.

Восприятие художественной

литературы и фольклора.

В этот вид деятельности входит:

чтение (слушание), обсуждение

(рассуждение), рассказывание

(пересказывание), разучивание,

ситуативный разговор.

Дети старшего возраста способны

более глубоко осмысливать

содержание литературного

произведения и осознавать

некоторые особенности

художественной формы,

выражающей содержание. Они

могут различать жанры

литературных произведений и

некоторые специфические

особенности каждого жанра.

.

Самообслуживание и

элементарный бытовой

труд

В этот вид деятельности входит:

самообслуживание, хозяйственно-

бытовой труд, труд в природе, ручной

труд.

В старшей группе формируется

осознанное отношение и интерес к

трудовой деятельности, умение

достигать результата.

.

Конструирование.

Сюда входит конструирование из бумаги, строительных

материалов, бросового материала, природного материала,

аппликация, художественный труд.

В старшем возрасте конструктивная деятельность может

осуществляться на основе схемы, по замыслу и по

условиям. Дети способны выделить основные части

предполагаемой постройки. Появляется конструирование в

ходе совместной деятельности.

.

Изобразительная

деятельность

В этот вид деятельности входит: рисование,

лепка, аппликация.

В возрасте 5-6 лет у детей возникает тяга

к предметному рисованию. Ребёнок

старается создать свой образ, выражая

своё отношение к тому, что он

изображает.

Дети более осознанно выделяют

эстетические качества предметов.

Тематика работ

приобретает

сказочный,

фантастический

характер.

.

Музыкальная деятельность

В этом виде деятельности у

ребёнка развивается

восприятие и понимания

смысла музыкальных

произведений, музыкально-

ритмические движения,

умение играть на детских

музыкальных инструментах.

К 5-6 годам у детей расширяется

приобретённый опыт, развиваются

слуховые ощущения, происходит

более активное включение в

различные виды музыкальной

деятельности. Возникает

оценочное отношение к

музыкальным произведениям.

.

Двигательная деятельность.

К двигательной деятельности

относится овладение детьми

основными движениями. Сюда

входит гимнастика, строевые и

танцевальные упражнения, летние

и зимние виды спорта,

физкультура. Игры (подвижные, с

элементами спорта), катание на

самокате, санках, велосипеде и др.

.

Золотые правила

деятельностного подхода.

1. Подари ребенку радость творчества, осознание

авторского голоса;

2. Веди ребенка от собственного опыта к

общественному;

3. Будь не «НАД», а «РЯДОМ»;

4. Радуйся вопросу, но отвечать не спеши;

5. Учи анализировать каждый этап работы;

6. Критикуя, стимулируй активность ребенка.

.

Вывод

Деятельностный подход имеет большое значение в

организации образовательного процесса и развитии

личности ребёнка.

Посредником между деятельностью и субъектом

деятельности (ребенком) призвана стать личность

педагога. Осваивая новые сферы деятельности,

требующие произвольного контроля поведения,

дети учатся владеть своими эмоциями и по этому

уже во время обучения необходимо в меру

возрастных особенностей вовлекать детей в

разнообразные виды деятельности, организовывать

полноценную в социальном отношении

жизнедеятельность детей.

.

Спасибо за внимание!

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.