Что такое труд для детей дошкольного возраста. Трудовая деятельность, ее особенности в дошкольном возрасте

Содержание

Как организовать труд ребенка в дошкольном возрасте?

Что такое труд для детей дошкольного возраста. Трудовая деятельность, ее особенности в дошкольном возрасте

В дошкольном воспитании одним из главных считается организация и приучение к трудовой деятельности и научение многим ее способам, доступным для детей в группах такого возраста. В народе давно бытует выражение, что труд превратил обычное животное (обезьяну) в высокоразвитое разумное существо (человека). И, как бы утрированно не звучали данные слова, но часть правды в них есть.

В процессе организации трудовой деятельности, организованной и целесообразной, ребенок получает необходимые знаний и умения, но даже не в этом основная польза. Через совершаемые телом необходимые действия, развивается и мозг, а точнее даже, – основные психические функции: мышление, восприятие, воля. Именно поэтому трудовое воспитание дошкольников – очень важное и серьезное направление.

С какого возраста начинается трудовая деятельность?

Итак, поскольку эта статья посвящена исключительно дошкольному возрасту, важно сразу его определить. Завершающий этап вполне очевиден: это период от 6,5 до 7 лет, когда ребенок идет в школу.

Условно в психологии верхней планкой принято считать 7 лет, но у кого-то переход в школьную пору (младший школьник) наступает чуть раньше, у кого-то чуть позже.

Тут все зависит от чисто формального момента: поступления в первый класс и начала учебы.

Гораздо сложнее определить нижнюю границу. Когда деятельность ребенка уже можно назвать трудовой, и начать учить его совершать осознанные действия, не опасаясь, что он причинит себе вред? В психологии считается, что этот возраст наступает с 3 лет. Тут тоже следует понимать, что это лишь формально: у разных детей – по-разному.

Кто-то уже и в 2,5 готов, а у кого-то и в 3,5 только-только начнет получаться.

И все же, около 3 лет ребенок переходит от предметно-манипулятивной деятельности (когда он трогал и ощупывал предметы, не всегда понимая их реальное предназначение) к сюжетно-ролевым играм.

У него появляется социальный интерес, он начинает учиться выстраивать отношения и связи. Вот тогда целесообразно начать полноценное трудовое воспитание, а формы могут быть совершенно разными.

Чем трудовая деятельность маленьких детей отличается от взрослого труда?

Итак, вопрос возраста мы решили, теперь необходимо рассмотреть, что именно можно и следует считать трудом ребенка. Естественно, он имеет существенные расхождения с аналогичной деятельностью взрослого человека.  И главное из них заключается в том, что детский труд – во многом деятельность добровольная, имеющая занимательные формы и не слишком растянутая во времени.

Более того, она не имеет практически никакого общественного значения. То есть, все, сделанное ребенком и представленное как результат его труда ценно исключительно только для него одного и его сверстников. Правда, еще родители и другие родственники могут восхититься и похвалить. В этом и заключаются основные особенности трудовой деятельности дошкольников.

К ним можно добавить еще и то, что для достижения цели, труд должен быть организован и контролируем со стороны взрослых, четко объяснен и показан на примере. Дети довольно маленькие, и они еще сами не смогут достичь нужного результата.

Поэтому все делается только с руководством наставников, с четкой организацией, имеет актуальное для малыша содержание. Иными словами, понятно ему и интересно.

Что именно можно считать трудом ребенка?

И все же, что именно следует понимать под описываемым нами понятием?  Трудом называют любую целенаправленную деятельность человека, осознанную и смысловую. Она необходима для того, чтобы видоизменить или приспособить под себя окружающие предметы и тем самым удовлетворить потребности.

Проще говоря, мы трудимся, чтобы облегчить собственную жизнь и создать что-то новое и нужное. Сюда же, кстати, относится и художественный труд, ведь в его результате создается некое материальное произведение, направленное на удовлетворение исконно человеческой потребности в красоте окружающего его предметного мира.

Абсолютно любая трудовая деятельность имеет свои компоненты, определенные формы и содержание. И даже в разных возрастных группах эти характеристики не меняются.

Характеристики дошкольной детской трудовой деятельности

Что ж, начнем с того, что любой детский труд нуждается в четкой организации со стороны взрослого человека. Кроме того, для него необходимо актуальное и доступное понимаю малыша содержание, при этом формы могут быть самыми разными. Главное, чтобы было интересно, доступно для имеющихся возрастных групп и приносило удовлетворение (радость, восхищение) конечным результатом.

Сам по себе труд ребенка ценен тем, что несет огромное воспитательное значение. Для этого он и нужен, в первую очередь.

Потом уже – для развития мелкой моторики, формирования основных психических функций, укрепления опорно-двигательного аппарата и т.д.

Нередко он проходит исключительно в форме игры, и лишь уже ближе к школьному возрасту начинает выделяться в самостоятельную деятельность. Хотя, все еще достаточно условную.

Любая трудовая деятельность имеет собственные компоненты: целеполагание, планирование, мотивы, навыки и умения, готовность трудиться совместно, самоконтроль, самооценка, основы культуры труда.

Рассмотрим каждый из них отдельно

  • Целеполагание. Это ответ на вопрос: для чего я тружусь? С какой целью? Что мне принесет организация этой деятельности в конечном итоге? В разных группах ответ будет разным, но в любом случае дети должны его прекрасно осознавать.
  • Планирование. Составление плана действий, которые обязательно приведут к нужному результату.
  • Структуризация деятельности, ее четкая организация, понимание, как достичь цели.
  • Мотивы. Это то, на основе чего я занимаюсь данной деятельности.
  • Как правило, для дошкольников преобладают игровые и мотивы личной заинтересованности.
  • Навыки и умения. То, что ребенок получит или усовершенствует в результате конкретного труда.
  • Готовность трудиться совместно. Это психологический показатель, определяющий степень сплоченности данной группы и степень социализации каждого отдельного ее участника.
  • Самоконтроль и самооценка. Важные качества отдельной личности. Организация собственной работы в рамках общественной деятельности, умение довести ее до конца и верно оценить.
  • Основы культуры труда. Это умение работать правильно, уважительно по отношению друг к другу и соблюдая все правила как личной, так и общей безопасности.

Собственно, такие компоненты можно найти в любой трудовой деятельности, в том числе и взрослой, но у детей они должны быть четко сформулированы и понятны как им самим, так и их наставникам и воспитателям.

Разнообразные виды труда дошкольников

Так как трудовая деятельность детей в дошкольном возрасте должна иметь понятное содержание, четкую организацию и интерес для каждого малыша, она должна иметь и разнообразные виды. Так оно и есть на самом деле.

Прежде всего, все начинается с самообслуживания. Это очень важный вид трудовой деятельности, ведь он учит ребенка обходиться без помощи взрослого, самостоятельно содержать себя в чистоте и комфорте, уметь одеваться, выполнять гигиенические процедуры и в элементарных бытовых вопросах минимально зависеть от старших. Сначала нуждается в организации, но потом доводится до автоматизма.

  1. Хозяйственно-бытовой труд – это деятельность, приучающая к порядку, как в помещении, так и вне его. В процессе ребенок учится пользоваться различными бытовыми предметами и приспособлениями, получает полное представление о них и учится некоторые изготавливать сам. Имеет понятное содержание, во всех группах обязателен.
  2. Труд в природе направлен на приведение в порядок площадки, окружающих уличных и лесных территорий. Носит еще и оздоровительный характер, приучает к бережному отношению ко всему окружающему. Нуждается в тщательной организации и продумывании каждого этапа со стороны взрослых, чтобы был безопасным и продуктивным.
  3. Ручной (или художественный) труд – это создание произведений искусства, того или иного рода. Вызывает огромный эмоциональный отклик, радует детей, позволяет им самовыразиться. Важный этап в формировании уверенной и творческой личности.
[note]Каждый вид труда – это работа на достижение определенного результата. В процессе его ребенок познает мир с новой точки зрения, знакомится с жизнью взрослых, усваивает не только разнообразные навыки, но и свойства материалов, их возможности и различные способы работы с ними, обработки и т.д. Это является очень важными моментами для успешной социализации.[/note]

Таким образом, трудовое воспитание дошкольников – это важнейший аспект в их гармоничном развитии и формировании цельной личности. Со стороны взрослых требуется четкая организация и объяснение ребенку смысла его труда, остальное же малыш усвоит сам. Ведь, как известно, без практики теория не значит ничего.

Особенности трудовой деятельности дошкольника (стр. 1 из 3)

Что такое труд для детей дошкольного возраста. Трудовая деятельность, ее особенности в дошкольном возрасте

Введение 3

1.Особенности трудовой деятельности в дошкольном возрасте. 4

2.Формы организации труда детей. 6

3. Руководство трудом детей. 8

4. Значение коллективной формы труда для формирования личности ребёнка. 11

5. Ознакомление детей дошкольного возраста с трудом взрослых (конспект занятия).4

Заключение 16

Литература4

Введение

В наше время в общественном сознании уже обозначился обобщённый образ человека, отвечающего требованиям двадцать первого века.

Это физически здоровый, образованный творческий человек, способный к целеосмысленному общественному труду, строительству собственной жизни, сферы обитания и общения, сообразно с основопологающими моральными принципами.

Поэтому проблема воспитания самостоятельности в детском саду на современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и значимость.

Первые проявления самостоятельности в детской деятельности усматриваются еще в дошкольном возрасте. Каждый здоровый ребенок стремится в пределах своих еще небольших возможностей к некоторой независимости от взрослых в повседневной практической жизни.

Фундамент самостоятельности закладывается на границе раннего и дошкольного возраста, дальнейшее развитие самостоятельности как личностного качества в период дошкольного детства связано с развитием основных видов деятельности: игры, бытового труда, конструирования, художественной и учебной деятельности. Каждый вид детской деятельности оказывает своеобразное влияние на развитие активности и инициативы, поиск адекватных способов самовыражения в деятельности, освоение способов самоконтроля, на воспитание волевого аспекта самостоятельности и т.д.

В практике дошкольного воспитания проблеме самостоятельности дошкольника в бытовом труде уделено особое место.

Самостоятельность воспитывается при выполнении детьми обязанностей по обслуживанию себя и близких людей; уровень самостоятельности связан с освоением социального опыта трудовой деятельности, возможностью проявления ребенком в труде субъектной позиции.

Самостоятельность детей разворачивается от самостоятельности репродуктивного характера к самостоятельности с элементами творчества, при неуклонном повышении роли детского сознания, самоконтроля и самооценки в осуществлении деятельности.

1. Особенности трудовой деятельности в дошкольном возрасте

задача трудового воспитания дошкольников – формирование правильного отно­шения к труду. Она может быть успешно решена только на основе учета особенностей этой деятельности в сравнении с игрой, занятиями, на основе учета возрастных особенностей ребенка.

Формируя у детей трудолюбие, необходимо учить их ставить цели, нахо­дить пути для ее достижения, получать результат, соответствующий цели.

Цель перед ребенком вначале ставится педагогом. В воспитании детей младшего дошкольного возраста педагог обычно сталкивается с характерными для этого возраста процессуальными действиями, в отдельных случаях они мо­гут иметь место и у детей 4-5 лет.

Стремление ребенка сделать что- то самостоятельно и является важным фактором в становлении его личности.

Цель, поставленная перед ребенком педагогом, должна быть рассчитана на возможность ее осуществления. Поэтому, формируя целенаправленную дея­тельность детей, следует избегать непосильной для них работы.

В труде маленьких детей должны иметь место и более отдаленные цели. Не следует идти по пути привлечения к труду только тех детей, которые уже уме­ют работать, необходимо вовлекать в труд и тех детей, которые еще не умеют работать, их надо научить тому, что они еще не умеют делать.

В формировании целенаправленной деятельности в развитии умения и же­лания трудиться важное значение имеют мотивы,обуславливающие трудовую активность детей, их стремление достичь высокого результата работы.

В трудовой деятельности ребенка большое значение имеет его собственная творческая активность: обдумывание предстоящей деятельности, подбор необ­ходимых материалов, инструментов, преодоление известных трудности при достижении намеченного результата.

Предварительное планирование работы чаще всего осуществляется педа­гогом. При этом следует иметь в виду, что оно не должно занимать времени больше, чем сам трудовой процесс.

Элементарное планирование могут выполнять и дети 5 – 7 лет. Умение планировать работу наиболее успешно формируется в трудовом процессе. На занятиях план чаще всего предлагается педагогом, так как здесь основной зада­чей является научить ребенка тому, чего он еще не умеет делать.

Для того, чтобы научить ребенка планировать свою деятельность, надо дать ему пример. Важно упражнять ребенка в предварительном обдумывании своей деятельности. Детям предлагают вопросы: «Подумай, как ты будешь де­лать, с чего ты начнешь? Каким инструментом сначала будешь работать? Сколько материала тебе понадобится?».

Детей следует ставить в условия необходимости предварительно обду­мать процесс деятельности.

Определенное воздействие на детей оказывает подведение результатов по окончании работы. «Посмотрите, дети, как мы чисто вымыли игрушки, ра­ботали все вместе, дружно, быстро все сделали», – говорит воспитатель.

Способность правильно оценивать результат труда, сравнивать свои достижения с достижениями других развивается у детей в ходе накопления опыта сравнения и анализа результатов деятельности.

Воспитывая у детей интерес к труду, очень важно помнить о том, что добиваться от детей результата высокого качества следует постепенно, сообразно силам и формирующимся у них навыкам.

2.Формы организации труда детей

Труд детей дошкольного возраста в детском саду организуется в трех основных формах: в форме поручения, дежурств, коллективной трудовой деятельности.

Поручения – это задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные возможности, наличие опыта, а также воспитательные задачи.

Поручения могут быть кратковременными или длительными, индивидуальными или общими, простыми (содержащими в себе одно не сложное конкретное действие) или более сложными, включающими в себя целую цепь последовательных действий.

Выполнения трудовых поручений способствуют формированию у детей интереса к труду, чувства ответственности за порученное дело. Ребенок должен сосредоточить внимание, проявить волевое усилие, чтобы довести дело до конца и сообщить воспитателю о выполнении поручения.

В младших группах поручения индивидуальны, конкретны и просты, содержат в себе одно – два действия (разложить ложки на столе, принести лейку, снять с куклы платья для стирки и т.д.). Такие элементарные задания включают детей в деятельность, направленную на пользу коллектива, в условиях, когда они еще не могут организовать труд по собственному побуждению.

В средней группе воспитатель поручает детям самостоятельно постирать кукольное белье, вымыть игрушки, подмести дорожки, сгрести песок в кучу. Эти задания боле сложны, ибо содержат в себе не только несколько действий, но и элементы самоорганизации (подготовить место для работы, определить последовательность ее и т.п.).

В старшей группе индивидуальные поручения организуются в тех видах труда, в которых у детей недостаточно развиты умения, или тогда, когда их обучают новым умениям. Индивидуальные поручения даются также детям, нуждающимся в дополнительном обучении или особо тщательном контроле (когда ребенок невнимателен, часто отвлекается) т.е. при необходимости индивидуализировать методы воздействия.

В подготовительной к школе группе при выполнении общих поручений дети должны проявлять необходимые навыки самоорганизации, и поэтому воспитатель более требователен к ним, переходит от разъяснения к контролю, напоминанию.

Дежурства – форма организации труда детей, предполагающая обязательное, выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива. Дети поочередно включаются в разные виды дежурств, что обеспечивает систематичность их участие в труде.

Назначение и смена дежурных происходит ежедневно. Дежурства имеют большое воспитательное значение. Они ставят ребенка в условия обязательного выполнения определенных дел, нужных для коллектива.

Это позволяет воспитывать у детей ответственность перед коллективом, заботливость, а также понимание необходимости своей работы для всех.

В младшей группе в процессе выполнения поручений дети приобрели навыки, необходимые для накрывания на стол, стали более самостоятельными при выполнении работы. Это позволяет в средней группе в начале года ввести дежурства по столовой.

Ежедневно за каждым столом работает один дежурный. Во второй половине года вводятся дежурства по подготовке к занятиям. В старших группах вводится дежурства по уголку природы.

Дежурные ежедневно сменяются, каждый из детей систематически участвует во всех видах дежурств.

Наиболее сложной формой организации труда детей является коллективный труд. Он широко используется в старшей и подготовительной группах детского сада, когда навыки становятся более устойчивыми, а результаты труда имеют практическую и общественную значимость. Дети уже имеют достаточный опыт участия в разных видах дежурств, в выполнении разнообразных поручений.

Возросшие возможности позволяют педагогу решать более сложные задачи трудового воспитания: он приучает детей договариваться о предстоящей работе, работать в нужном темпе, выполнять задание в определенный срок.

В старшей группе воспитатель использует такую форму объединения детей, как общий труд, когда дети получают общее для всех задание и, когда в конце работы подводится общий итог.

О трудовой деятельности детей дошкольного возраста

Что такое труд для детей дошкольного возраста. Трудовая деятельность, ее особенности в дошкольном возрасте

Трудовая деятельность дошкольников не подразумевает конкретных достижений, но она имеет важнейшее значение для психического и личностного развития. В труде ребенок учится планировать и контролировать свои действия, развивает самостоятельность и волевые качества. Трудовая деятельность также способствует формированию произвольности процессов и поведения.

Особенности трудовой деятельности дошкольников

Взрослым важно не упустить момент, когда дети хотят трудиться и участвовать в выполнении бытовых дел. Это желание пробуждается в дошкольном возрасте. Грамотной поддержкой взрослые смогут укрепить интерес к труду, в то время как отстранением ребенка от дел постепенно отобьют у него желание физически трудиться.

Почему мамы, папы, бабушки частенько предпочитают запретить участие ребенка в каком-либо деле, чем поддержать? Причиной является либо повышенная тревожность за ребенка – как бы не ушибся, как бы не навредил себе, пытаясь манипулировать шваброй, дотянуться до крана и пр. Либо у взрослых вызывают недовольство неумелые действия ребенка, после которых предстоит еще больше стирки и уборки.

Но с этими моментами придется смириться, если взрослые понимают собственную ответственность за привитие трудолюбия своему маленькому помощнику.

Характерной особенностью трудовой деятельности дошкольника является то, что малыш ориентирован не на качественный результат, а на непосредственный процесс. В дошкольном возрасте актуализируется потребность – принимать участие в настоящей жизни и быть причастным к миру взрослых людей. Реализовать эту потребность можно, включаясь в конкретные дела.

Данная потребность только частично реализуется в игровой деятельности. Дети часто моделируют взрослую жизнь в сюжетных играх. Но они понимают, что это «понарошку». А юным личностям хочется настоящего участия в реальных делах, которые они ежедневно наблюдают дома или в детском саду.

В труде ребенок получает возможность самостоятельно выполнять те действия, за которыми ранее он только наблюдал. Прикладывая усилия, ребенок считает, что он, как и взрослый, приносит пользу. Поэтому трудовая деятельность так притягательна в дошкольном возрасте.

Мотивы, побуждающие детей к труду

Мотивация к приложению трудовых усилий меняется с взрослением дошкольника. Мотив – структурный компонент любой деятельности. Наряду с операциями он формирует трудовой процесс с ранних лет. Другие компоненты трудовой деятельности дошкольников появляются позднее.

Трех-четырехлетние малыши движимы мотивом интереса к самому процессу. Ведь так интересно помешать половником в кастрюле или подвигать щеткой пылесоса.

В среднем дошкольном возрасте к выполнению посильной работы детей подталкивают мотивы поощрения и порицания.

Например, ребенок с удовольствием протирает столовые приборы, потому что мама хвалит, какой он замечательный помощник.

Точно так же дошкольник прытко наводит порядок в своих игрушках, потому что после уборки папа пообещал вместе почитать книжку. Или ребенок самостоятельно берется складывать разбросанные детали конструктора, чтобы мама не ругала.

Высшей ступенью в дошкольном возрасте являются общественные мотивы труда. Руководствуясь названными мотивами, дети переходят от выполнения увлекательных действий или дел, за которые они ожидают похвалы, к действиям, которые важны другим людям.

Смастерить поделку в подарок маме, помочь бабушке полить грядку, надеть ботинки и завязать шнурки младшей сестренке – примеры дел, которые старшие дошкольники выполняют, стремясь проявить заботу о близких. В подобных случаях не рассматриваться вопрос, интересен ли непосредственный процесс. Ребенок осознает ценность своего трудового участия с пользой для других.

Организация трудовой деятельности дошкольников

Трудовые действия на протяжении дошкольного детства усложняются, преодолевая путь от освоения навыков самообслуживания до выполнения обязанностей по дому и ухода за растениями и домашними животными.

В 3-4 года даже самостоятельно почистить зубы или одеться на прогулку является трудом. С развитием ручной умелости ребенка навыки самообслуживания автоматизируются и переходят из категории «работа» в обыденные действия. Трудовая деятельность дошкольника наполняется иными процессами с освоением орудий труда и достижением результатов.

Своеобразие трудовой деятельности младших дошкольников

Понятно, что 3-летний малыш настойчиво будет требовать допустить его до теста на кухне, чтобы «помогать» лепить пирожки. Но его интерес иссякнет в ответ на предложение навести порядок в игровом уголке своей комнаты.

причина в отсутствии новизны, а следовательно, увлекательности процесса. К ней добавляются и другие, не менее важные причины. Малыш может просто не понимать, как наводить этот самый порядок…

В младшем дошкольном возрасте для приобщения ребенка к посильному для него труду важно давать конкретные и понятные инструкции. «Сложи кубики в коробку, поставь коробку на полку»,  «Складывай в ящик носочки» — услышав подобные руководства, малыш поймет, чего от него хотят в данный момент, а также постепенно сформирует последовательность наведения порядка.

Четкая инструкция – обязательный элемент формирования трудовых навыков дошкольника.

Только усвоив правила, позволяющие организовать свою работу, дошкольник сможет в дальнейшем самостоятельно инициировать и довести до конца повседневные трудовые дела.

Труд в старшем дошкольном возрасте

Старшие дошкольники приобщаются к труду не ради участия. Хотя бывают и такие случаи, когда 6-7-летними детьми управляет исключительно любопытство: «Как ты это крутишь? Дай и я попробую». «Я тоже хочу копать» — ребенок берется за лопату, но через несколько попыток теряет желание заниматься делом, довольно тяжелым физически.

Однако в большинстве случаев в занятиях дошкольников прослеживаются все компоненты трудовой деятельности: мотив, цель, собственно действия, контроль и оценка. То есть, ребенок видит цель для приложения своих усилий, выбирает средства, как он может получить результат, выполняет действия и интересуется итогом своего труда.

Например, 5-летняя Маша сообщает, что она хочет подмести комнату, «чтобы было чисто». Худо-бедно поупражнявшись с веником, она собирает мусор в совочек и тут же спрашивает, хорошо ли она подмела. Хотя девочка рассчитывает исключительно на похвалу за свои старания, ее интересует достижение цели.

Освоение компонентов трудовой деятельности благоприятствует развитию личностных качеств дошкольника. Прослеживается прямое влияние на формирование следующих качеств:

  • трудолюбие
  • ответственность
  • самостоятельность
  • настойчивость
  • критичность

Старшие дошкольники более объективно оценивают свою работу. Они замечают, в отличие от младших детей, грубые недочеты и стараются их исправить. Но им важно, как оценивает качество их трудовых действий взрослый, поэтому обращаются с соответствующими вопросами.

Благодаря развитию речи дети в старшем дошкольном возрасте хорошо воспринимают словесные инструкции, как выполнить определенное дело. Взрослые помогут ребенку, если вместе обсудят последовательность шагов, которые приведут к нужному результату.

Социализация ребенка дошкольного возраста в трудовой деятельности

Труд – эффективное условие для социализации ребенка. Дошкольник смотрит, как другие дети выполняют некие трудовые действия, и ему также хочется приобщиться к такому занятию. При выполнении дела неизменно завязывается общение. Дети любят делиться советами в стиле: «Ты не так делаешь! Смотри, как я!».

Можно наблюдать, как дошкольники меняются орудиями труда, испытывая, чем лучше (или хуже) инструмент у партнера по занятию. Выполняя общее дело, они учатся договариваться, распределяют обязанности, придумывают правила, контролируют их выполнение.

Еще в коллективном труде обнаруживаются прекрасные возможности для формирования умений контролировать и оценивать собственную работу и деятельность других. Ребенок наблюдает, как взрослый оценивает работу других детей, и воспринимает оценивающие высказывания как ориентир для своих действий.

Трудовая вовлеченность дошкольника далеко не главная среди видов деятельности, которыми  занимаются дети до школы. Но труд играет важнейшую роль в воспитании ребенка, в зарождении потребности трудиться. Без своевременного формирования трудовых навыков и осознания общественных мотивов труда, взрослеющий ребенок вряд ли станет в будущем трудолюбивым и ответственным человеком.

Как привить ребенку трудолюбие? Средства, методы и задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста

Что такое труд для детей дошкольного возраста. Трудовая деятельность, ее особенности в дошкольном возрасте

Для полноценного развития ребёнка очень важно уделять внимание трудовому воспитанию детей с самых ранних лет, когда малыши открыты ко всему новому, учатся доброте, любви и уважению. В период детского сада и школы воспитатели и учителя помогают детям приобрести трудовые навыки, но трудовое воспитание начинается в семье, и именно родители играют огромную роль в формировании трудолюбия. 

Многие малыши сами проявляют интерес к труду, с большой охотой выполняют поручения старших. Таким образом, у детей развивается чувство долга, любовь к труду, воспитывается характер, а трудовые навыки приобретаются быстро.

Правильное трудовое воспитание дошкольников в семье-залог благополучной жизни в дальнейшем

Задачи и цели трудового воспитания дошкольников

Трудовое воспитание детей начинается с дошкольного возраста, когда малыши копируют взрослых, с большим желанием подражают им. Главное, не упустить этот момент, поощрять любое стремление ребёнка, а также заинтересовывать его для дальнейшей деятельности. Главной целью трудового воспитания дошкольника является формирование трепетного отношения к труду, а также понимание о взрослом труде.

Основные задачи трудового воспитания:

  1. Показать ребёнку, насколько важна трудовая деятельность в жизни, сформировать правильное представление о труде взрослых
  2. Обучить необходимым навыкам для трудовой деятельности
  3. Сформировать бережное отношение к труду
  4. Задачи, которые помогают воспитать такие качества, как ответственность, трудолюбие, заботливость

Значение труда для развития личности

Многие мамы и папы недооценивают детский труд, объясняя это тем, что их ребёнок ещё успеет наработаться в более старшем возрасте. Однако, как уже известно, трудовые навыки начинают формироваться именно с ранних лет. 

Трудовая деятельность способствует развитию выносливости, терпения, ответственности, силы воли, а также развивается самостоятельность у ребенка и стремление добиваться определённых целей и задач. 

Дошкольник начинает осознавать, что труд помимо радости, может доставлять ещё и не мало хлоп, связанных со сложной, утомительной и скучной работой.

Помогая родителям в бытовых вопросах (помыть пол, посуду), ребёнок учится понимать, что если такую работу сделать не очень качественно и аккуратно, то навряд ли это кому-то понравится. Выполняя поручения взрослых, малыш показывает любовь к близким людям.

Если попросить ребёнка починить игрушку, это вовсе не означает, что нужно прибегать к каким-то конкретным механическим действиям. Такая работа формирует развитие инициативности, памяти, фантазии, малыш стремиться отыскать способ решения проблемы. Также, работая с маленьким деталями, у ребёнка развивается мелкая моторика, что в свою очередь очень полезно для речи и интеллекта.

Формы и виды трудового воспитания

Трудовое воспитание дошкольников в семье помогает в физическом и нравственном развитии. Осваивая трудовые навыки, дети начинают становится уверенней. Труд развивает чувство дисциплины.

Разновидности трудовой деятельности зависят от поставленных целей и задач труда. Наблюдая за взрослыми, малыши учатся труду и определенным способностям. 

Виды трудового воспитания

Самообслуживание

Такой навык необходимо формировать у ребёнка с раннего возраста.

Но из-за особенностей маленького организма, малышам ещё не в силах совершать различные действия: пальчики не слушаются, не запоминается последовательность действий, неспособность управлять собственной волей.

В этот период взрослым необходимо набраться терпения и спокойствия, быть благосклонным к малышу. Только так можно добиться от ребёнка положительной реакции для выполнения таких действий, как чистить самостоятельно зубы, одеваться, заправлять кровать, убирать игрушки.

Для того, чтобы малыш быстро освоил навыки самообслуживания, нужно:

  • Постоянно совершать эти действия
  • Следить за выполнением трудовых процессов
  • Учить малыша аккуратности, чистоте, опрятности 

По мере взросления добавлять новые обязанности по самообслуживанию. Например, для школьника младших классов — совместно подготовить школьную одежду к завтрашнему дню, затем позволить ребёнку делать это самостоятельно, контролируя процесс.

Хозяйственно-бытовой труд

Детям дошкольного возраста нужно приобретать навыки хозяйственного труда. Малышу можно поручить такие простые задания, как протирание пыли, стола, уборка игрушек. В детском саду действуют подобные методы трудовой деятельности: во время дежурства малыши накрывают на стол, ухаживают за растениями, вытирают полочки.

За каждые действия ребёнка необходимо хвалить, поощрять, даже если результат выполненной работы не совсем удовлетворительный. Взрослые контролируют все действия и при необходимости поправляют ребёнка, тем самым показывают, как правильно выполнять ту или иную работу.

Ругать малышей запрещено, только так можно достичь цели трудового воспитания.

Труд в природе 

Развитие трудовых способностей в природе — это отличный способ познать все великолепие и красоту окружающей среды, развивать такой навык, как наблюдательность и учиться оттачивать свои действия. Задача такого вида воспитания — развить выносливость, волевые качества. 

Детям можно поручить кормление птиц, рыб, уход за цветами. Если в группе есть живой уголок, то малыши могут ухаживать за животными. Дома детям можно поручать такие же обязанности. Ещё один интересный способ — выращивание зелени на подоконнике (лук, укроп, петрушка). Малышам с охотой будут наблюдать за ростом таких растений и ухаживать за ними.

Ручной труд

Ручной труд подразумевает работу руками. Дети дошкольного возраста выполняют поделки, используя различные материалы. Ручной труд способствует развитию таких качеств, как терпение, усидчивость, эстетический вкус. Здесь, как и в любом другом виде трудовой деятельности, малышу важно получать похвалу со стороны взрослых, чтобы поддерживать интерес к данной деятельности.

Формы трудового воспитания

Выделяют три основные формы трудового воспитания:

  1. Поручения. Это индивидуальные задания, которые поручают ребёнку родители или воспитатели в детском саду. Здесь учитываются особенности малыша, его опыт. Выполняя задания, ребёнок развивает чувство ответственности. 
  2. Дежурства. Такая форма трудовой деятельности направлена на то, чтобы ребёнок выполнял задания по обслуживанию коллектива (например, накрыть на стол). Это учит малыша заботе о других, быть ответственным перед коллективом.
  3. Коллективный труд. Такая форма труда более присуща для деток постарше: взрослые дают общее задание, которое необходимо выполнить за определенный период времени. Дети учатся работать в коллективе, договариваться.

Методы и средства трудового воспитания

С ранних лет дети познают окружающий мир, цель родителей — оказать в этом помощь, обучая несложным самостоятельным действиям. 

Трудовое воспитание детей раннего возраста осуществляется с помощью средств:

  • Собственная деятельность. С помощью такого средства малыши учатся и приобретают определённые навыки, достигают цели и получают результаты. Также у них развивается трудолюбие, дисциплина. 
  • Ознакомление с трудом взрослых. Такое средство помогает ребёнку узнать о трудовой деятельности других людей, об общественной значимости, формирует правильное отношение к труду.
  • Художественные средства. Сюда относятся различные виды искусства: музыка, живопись и т.д. Безусловно, нельзя обучиться труду, слушая сказку или музыкальные произведения. Однако, это помогает заинтересовать ребёнка. В большинстве рассказов и сказках главные герои всегда трудолюбивы, помогают нуждающимся, и в итоге получают любовь, признание. Малыш может испытать такие эмоции, благодаря которым ему захочется быть похожим на того, кто выполняет трудовую деятельность и не боится труда.

К основным методам трудового воспитания детей дошкольного возраста относятся:

  • Метод эмоционального настроения: использование музыкальных произведений, обсуждение трудовой деятельности и результатов
  • Словесный метод: обсуждения, рассуждения о ходе труда, способах его выполнения, оценка
  • Метод наглядности: показываются и демонстрируются нюансы трудовой деятельности
  • Практические задания — труд, который выполняется непосредственно самим ребёнком

Особенности трудового воспитания в семье

  • Родители должны показывать достойный пример. Если мама и папа постоянно спорят, кто сегодня пойдёт выносить мусор или моет посуду, то и малыша будет сложно приучить к трудолюбию
  • Трудовое воспитание должно начинается с ранних лет. Обычно, детям не нравится убирать за собой игрушки. В этом случае, делайте это вместе.

    У всех игрушек должно быть своё место: книги на полке, мягкие игрушки в корзине

  • Если малыш хочет самостоятельно что-то сделать, не препятствуйте. Даже если ребёнок плохо помыл тарелку или слишком медленно одевается. Наберитесь терпением, а также поручите крохе определенные простые обязанности
  • Хвалите ребёнка за любое сделанное дело.

    Малышам очень важно понимать, что они молодцы. Восхищение родителей-лучшая награда

  • Не нужно заставлять ребёнка заниматься трудовой деятельностью. Лучший вариант — совместная трудовая работа.

    Превратите обыкновенную уборку в игру, соревнование

  • Доверьте малышу регулярные обязанности, согласно его возрасту: кормление домашних животных, уход за цветами. Так ребёнок будет понимать, что его труд очень важен в семье
  • Малышу необходимо понимать результат своих действий.

    Объясняйте ему, для чего он выполняет тот или иной труд: если не кормить рыбок, то они погибнут, а цветы без воды завянут

  • Какие-то поручения могут быть не понятны ребёнку, поэтому взрослым нужно показать малышу, как именно выполнять работу. Вероятно, потребуется некоторое время, чтобы ребёнок понял.

    Запасайтесь терпением и повторяйте столько раз, сколько потребуется

  • Контролируйте малыша. Если ребёнок выполнил работу не качественно, а родители потом за него доделывают или переделывают, то в дальнейшем малыш будет отлынивать от выполнения поручений, зная, что за него и так все сделают

Воспитание трудолюбия у детей раннего возраста

Для достижения успехов в жизни человек должен быть трудолюбивым. Природа не заложила в нас такое качество, поэтому любовь к труду необходимо развивать. Основной задачей трудового воспитания дошкольников — научить трудолюбию, быть ответственным за выполняемое задание. 

Трудовое воспитание детей младшего дошкольного возраста начинается с самообслуживания, либо выполняя несложные поручения родителей в быту. Дети более старшего возраста выполняют учебный труд и общественный. Чем раньше родители начнут приобщать малышей к домашнему труду, тем легче им будет справляться со своими трудовыми обязанностями дальше.

У каждого малыша, как и у любого человека, есть свои определенные интересы к какой-то деятельности. И если не обращать внимание на такой интерес и стремление крохи, не заниматься дальнейшем развитием, то эта заинтересованность может и вовсе исчезнуть.

Маме и папе важно поддерживать ребёнка, а также добавлять что-то новое, что будет помогать развитию трудолюбия.

Совмещайте приятное с полезным в форме игры, и малышу трудовая деятельность будет даваться легко, он будет заинтересован в помощи не только себе, но и окружающим. 

Малыши очень любят подражать взрослым, этот момент важно не упустить. Позволяйте крохе помогать вам в простых семейных делах: убрать игрушки на место, протереть стол, помыть за собой чашку и так далее. Позволяйте ребёнку быть самостоятельным, особенно, если он сам этого хочет.

Не забывайте про отдых, он необходим маленькому человеку. В промежутках между трудовой деятельностью позволяйте ребёнку заниматься тем, что ему нравится.

Трудовое воспитание девочек

Девочек необходимо привлекать к домашнему труду: учить убираться по дому, стирать, готовить простые блюда, накрывать на стол.

Такая деятельность должна быть ненавязчивой и правильно организованной, чтобы у малышки все больше и больше возникало желание помогать маме. Дочке нужно понимать, что в её помощи нуждаются.

По мере взросления, нужно добавлять и более сложные задачи: рукоделие, забота о младших.

Работая вместе, у мамы и дочки возникает взаимопонимание. В будущем это все положительным образом скажется на заботе о пожилых родителях.

Трудовое воспитание мальчиков

Лучшим примером для сына является его отец. Если папа целыми днями сидит на диване и не помогает своей жене, то, скорей всего, мальчик не вырастит трудолюбивым. 

В зависимости от возраста малыша, папа может поручать различные трудовые действия: помогать во время ремонта каких-либо предметов, подавая инструменты, оказывать помощь в работе на огороде или гараже. Общее дело способствует сближению, улучшению отношений. Ремонт какой-либо несложной бытовой техники можно превратить в интересное занятие, стимулируя больший интерес ребёнка.

Советы родителям

  • Старайтесь избегать таких понятий, как женские и мужские обязанности. Ничего зазорного нет в том, если мужчина помыл полы или приготовил ужин. Любая трудовая деятельность достойна уважения
  • Не нужно чересчур нагружать ребёнка работой. Труд должен быть в пределах разумного для конкретного возраста и индивидуальных особенностей.

    Все же игры для малышей — это главное занятие

  • С раннего возраста необходимо установить в семье определенные правила, что можно, а что нельзя. От этого будет зависеть будущая семейная атмосфера в жизни детей: отсутствие дисциплины, либо порядок
  • Для того, чтобы ребёнок не вырос потребителем, обязательно необходимо трудовое воспитание.

    Если не приучать малыша трудиться с другими, то он никогда не научится делать что-то для окружающих

  • Не применяйте трудовую деятельность в качестве наказания, иначе у малыша сложится отрицательное мнение о труде. Наказывать необходимо, лишая какой-то радости: просмотр телевизора, сладостей, денег на карманные расходы и т.д.

  • Учите ребёнка бережно и уважительно относится к любому труду. Разговаривайте с малышом о своей работе, о работе друзей и знакомых
Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.