Что нужно делать с 4 месячным ребенком. Что надо знать родителям о четырёхмесячном ребёнке

Содержание

Чем заниматься с 4 месячным ребенком для его развития в домашних условиях

Что нужно делать с 4 месячным ребенком. Что надо знать родителям о четырёхмесячном ребёнке

Родителей часто интересует, как развивать ребенка в 4 месяца. Ведь в этом возрасте он уже меньше спит и больше интересуется тем, что происходит вокруг. Он охотно идет на контакт с близкими, тянется к различным предметам. Для ребенка в четыре месяца есть масса игр и занятий, которые не только скажутся на его навыках, но и сблизят с родителями.

Младенец в 4 месяца

Особенности развития четырехмесячного ребенка

Ребенок в 4 месяца начинает осознанно относиться к миру и всему, что его окружает. Он уже узнает близких и радуется, когда они подходят к нему, улыбаются и, тем более, берут на руки. Если малыш не видел, например, дедушку больше недели, то он, скорее всего, забудет его. При новой встрече будет внимательно на него смотреть, изучая и слегка опасаясь.

К 4 месяцам у детей фокусируется зрение. Новорожденные хорошо видят на расстоянии около 30 сантиметров. Все остальное расплывается перед их глазами.

Повзрослевшие младенцы способны различать лица людей и предметы, отдаленные от них на 2 метра. Поэтому они все изучают, рассматривают. Ведь почти все в их окружении им незнакомо.

Они пытаются познать мир, не только запоминая предметы, но и трогая их и даже пробуя на вкус.

Что малыш должен уметь

Обычно четырехмесячный ребенок обладает следующими навыками:

  • Хорошо держит голову, лежа на животе;
  • Перекладывает игрушки из одной руки в другую;
  • Пытается ползать, причем делает это сознательно. У детей, только появившихся на свет, есть рефлекс, благодаря которому они отталкиваются от опоры. Если их ножки упрутся, например, в руку мамы, то они поползут. Со временем этот рефлекс угасает, что является нормой развития крохи. Самостоятельное ползанье – результат мотивации, обычно это желание добраться до игрушки, лежащей в стороне;
  • Переворачивается с правого бока на левый, со спины на живот;
  • Рассматривает цветные картинки;
  • Сжимает и разжимает игрушки. Если раньше он делал это рефлекторно, когда в его ладони оказывалась вещь, предложенная родителями, в 4 месяца он сам выбирает, что хочет взять, потрогать;
  • Различает интонацию голоса. Так он пугается, если мама на него накричит или расплывется в улыбке, когда она начнет разговаривать ласково;
  • Произносит звуки. Крохе удается не просто агукать, а уже говорить слоги «ма», «па», «ба»;
  • Смеется. Для этого можно пощекотать малыша или поговорить с ним смешным голосом, наклонившись к его лицу.

Младенец смеется

Не стоит переживать, если младенец не овладел всеми навыками. Нужно помнить, что не все дети развиваются одинаково. Одни малыши, например, в 4 месяца уже произносят слоги, а другие – только осваивают буквы. Они говорят звуки, похожие на «в», «ф», «с», «б», «м».

Обратите внимание! Главное, чтобы к 4 месяцам угасли врожденные рефлексы, обычно их отсутствие проверяет невролог.

Какие способности можно развить

Развивающие игры для малышей одного года

В 4 месяца малыш уже готов взаимодействовать с миром, людьми и предметами. Нужно ему в этом помочь. Играя с ребенком, можно обучить его основным навыкам, которые в будущем ему обязательно пригодятся.

Физические

Существуют комплексы упражнений, предназначенные для грудничков. Гимнастика помогает:

  • Установить эмоциональную связь между малышом и родителями;
  • Отразится на физических способностях крохи, может стимулировать ребенка перевернуться или поползти.

Малыш сможет взять то, что ему захочется, благодаря этому откроются новые возможности. Уже добравшись до игрушки, он потрогает ее, укусит, сравнит с другой. В результате он поймет, что бывают разные формы, текстуры, одни вещи мягкие, другие твердые, третьи колючие.

В этом возрасте у младенцев еще может сохраняться тонус в руках и ногах, чтобы снизить его, рекомендуют курсы массажа. Есть несложные упражнения, которая мама сможет сама делать в домашних условиях.

Массаж и гимнастика с ребенком

Творческие

Приобщить малыша к творчеству можно, показывая ему различные иллюстрации, яркие картинки. Лучше, чтобы они отражали действительность, солнце было желтым, а облака белыми.

Дети в 4 месяца воспринимают музыку, с удовольствием слушают. У них появляется любимая мелодия. Если они ее услышат, то радуются, пытаются пританцовывать, шевелят ручками и ножками. Можно знакомить ребенка с новыми композициями, включать не только детские песни и сказки, но и классическую музыку.

Психологические

Четырехмесячный малыш реагирует на эмоции окружающих. Он отличает, когда с ним говорят сердито, а в каком случае дружелюбно. Так он замечает, что мама не всегда радостно улыбается, а может разозлиться или расстроиться.

Обратите внимание! Не стоит скрывать все свои эмоции, малыш должен знать, что родители – люди, реагирующие на происходящее, и у них меняется настроение.

Социальные

Обычно дети с недоверием относятся к незнакомцам, некоторых даже пугаются и начинают плакать. Но не стоит держать малыша взаперти, показывая ему только близких родственников. Он должен знать, что на его семье мир не заканчивается.

То, что младенец произносит звуки, – основа его будущей речи. Уже сейчас он пытается рассказать о своих эмоциях или что-то спросить у родителей. Поэтому так важно озвучивать все, что ребенок видит и комментировать свои действия. При этом слова нужно произносить медленно и четко.

Малыш не должен находиться в тишине, чем больше с ним разговаривать, тем быстрее он перейдет к осознанной и понятной речи.

Другие

В 4 месяца можно развивать слух ребенка. В это время он уже активно интересуется музыкальными игрушками. Можно соорудить шумящие приспособления самостоятельно. Подойдут любые баночки, заполненные, например, разными крупами.

Обратите внимание! Малыш уже способен устанавливать причинно-следственные связи, если он нажмет на кнопку, появится звук. Поэтому игрушки с множеством клавиш будут для него полезными.

Как развивать четырехмесячного ребенка

Как развивать ребенка в 2 месяца

Ребенка в 4 месяца можно развивать, как это сделать в домашних условиях, чтобы был толк, зависит от настроя родителей. Главное, чтобы во время процесса игры или занятий удовольствие получили и малыш, и мама. Нужно проявлять фантазию, чтобы разнообразить досуг младенца. Родители, вовлеченные в процесс, радуются каждому успеху малыша, как собственному.

Радость во время игры

Общие рекомендации

Не стоит заниматься с младенцем, если он не в настроении, голоден или устал. Если планируются довольно активные игры, то лучше перенести их на первую половину дня, а перед сном проводить время спокойно.

Как только ребенок начнет отвлекаться, хмуриться, отворачиваться, он устал. Занятие нужно прекратить или сделать паузу. С крохой достаточно упражняться несколько минут в день, но, если он вовлечен в процесс, ему нравится, что видно по его эмоциям, то можно продлить занятие. Так можно занимать его все время, пока он бодрствует, следя за самочувствием и настроением.

Обратите внимание! С 4 месячным малышом во время игры нужно постоянно общаться. Желательно произносить все, что происходит, снабжая подробностями. Например, говорить о цвете игрушки, о том, какая она на ощупь.

Виды занятий

Занятия направлены на развитие определенных навыков. В 4 месяца детям требуются общение, контакт со взрослыми. Поэтому разговор – один из видов занятий.

Можно не только рассказывать малышу о том, что происходит дома или на улице, но и читать ему короткие сказки, стихи, потешки.

Они могут сопровождать другие игры, например, пока кроха занят изучением тактильных мешочков или новых кубиков.

Комаровский замечает, что для развития младенца не стоит приобретать новомодные яркие игрушки. Ребенок не понимает их ценности. Он готов перебирать камни, крышки от бутылок, играть со стаканчиками. Все это развивает моторику и создает разнообразие для тактильных ощущений.

В этом возрасте у маленького мальчика или девочки уже появляются музыкальные игрушки. Ребенок увлечен погремушками и другими предметами, издающими разные звуки. Он понимает, что, если трясти или нажимать, слышится шорох или музыка. Возможно, малыш еще не умеет сам пользоваться кнопками, но скоро он этому научится.

Во время занятий у ребенка развиваются координация, моторика, зрение, слух, речь, память, внимание. Именно над совершенствованием этих навыков нужно работать, чтобы малышу было проще приспособиться к окружающему миру.

Развивающие игры с ребенком

Как развивать ребенка в 3 месяца

Для 4 месячного малыша подойдут игры на развитие памяти и внимания:

  • Взять несколько игрушек ребенка и показать ему. Дать время, чтобы он запомнил их. Затем спрятать и снова выставить перед малышом, но уже в другом порядке. На следующем шаге добавить новый предмет. При этом нужно следить за реакцией ребенка, что он радуется при виде знакомой игрушки и удивляется, когда появляется другая;
  • Взять любой предмет, показать крохе, хорошо, если он его заинтересует, и малыш захочет его потрогать. Потом спрятать за бортиком кровати или коробкой. Малыш должен заинтересоваться, куда исчезла игрушка. Сделать так, чтобы она появилась в другом месте, и повторить все заново. Ребенок начнет понимать, как перемещается предмет, и будет ждать его появления в правильном месте.

Еще одна полезная для 4 месячного ребенка игра потребует использования колокольчиков. Хорошо, если они отличаются по звучанию. Если они одинаковые, расстраиваться не нужно, игра от этого хуже не станет. Над кроваткой младенца нужно натянуть веревку, к ней привязать колокольчики.

Уже к бубенцам присоединить ленточки разных цветов и фактур. Показать малышу, что, если за них дернуть, появится звук. Ребенок будет пытаться ухватить ускользающую ленту, что положительно скажется на развитии моторики, кроме того, это полезно для координации.

Дергая за веревочки, малыш начнет понимать, что именно это приводит к появлению звука.

Можно включать в игры с 4 месячным ребенком зеркало. Например, подносить к нему ребенка, потом отходить подальше, чтобы малыш понимал, что изображение меняется. Он научится отличать себя от мамы, которая держит его на руках, увидит в отражении игрушки и другие предметы, находящиеся в комнате.

Малыш перед зеркалом

Развивающие занятия с четырехмесячным малышом

Для занятий с 4 месячным ребенком важна направленность на развитие мелкой и крупной моторики. Среди них самыми простыми, но очень полезными являются следующие:

  • Предложить малышу шарики и мячи разного размера и отличающиеся материалами, из которых они сделаны. Так они могут быть пластмассовыми, тканевыми, шершавыми, колючими. Главное, чтобы были безопасны, без торчащих деталей, способных поцарапать кроху, и без повреждений. Не лишним будет дать ребенку кубики, также отличающиеся друг от друга. При этом нужно следить, чтобы малыш брал предметы целиком. Его пальцы должны обхватывать предложенные ему игрушки полностью, насколько это возможно;
  • В мешочки из ткани положить рис, горох, геркулес, фасоль, вату. Важно, чтобы на ощупь они отличались, малыш чувствовал разницу. Можно положить в них все, что найдется под рукой, подойдут бусины, пайетки, бисер. Важно следить, чтобы мешочек не раскрылся и содержимое не высыпалось. Мелкие детали заинтересуют младенца, и он обязательно захочет попробовать их на вкус. Также мешочки сами могут быть сшиты из разных фактурных тканей.

Мешочки

Развивать память и внимание крохи можно, показывая ему различные изображения. В этом возрасте он уже фокусирует зрение, понимает, что находится вблизи, что далеко. Для таких малышей отличный вариант – карточки с овощами, фруктами или животными. При этом, показывая картинку, нужно называть, что на ней изображено. Заняться этим можно в любое время не только дома, но и на улице.

Обратите внимание! Пока у ребенка преобладает кратковременная память, поэтому, если занятие отложить хотя бы на неделю, он вряд ли вспомнит картинки. Когда же родители занимаются ежедневно, малыш запоминает изображения и радостно улыбается, когда видит знакомое.

Чтобы развить речь, нужно постоянно общаться с ребенком, четко и понятно произносить слова, проговаривая звуки. Полезно при этом менять интонацию и громкость. В таком случае малыш заинтересуется и начнет прислушиваться к речи. Также обычно дети внимательно наблюдают за движениями губ. Если произносить слова протяжно, помня об артикуляции, скорее всего, ребенок захочет повторить.

Он попробует также двигать губами, что служит хорошей предпосылкой для появления речи. Можно говорить гласные без звука, просто шевеля губами. Это тоже привлечет внимание крохи, ведь губы двигаются как обычно, но ничего неслышно. Развитый артикуляционный аппарат облегчит освоение звуков, слогов и приблизит момент, когда малыш заговорит.

К году многие дети уже владеют определенным запасом слов.

При выполнении упражнений на развитие речи нужно помнить о простых правилах:

  • Произносить буквы и слоги протяжно, наблюдая за реакцией младенца. Возможно, какими-то он не заинтересуется, другие, наоборот, понравятся, и малыш засмеется;
  • Каждый раз повторять уже знакомые звуки, а уже потом добавлять новые;
  • Делать паузы, чтобы дать ребенку переварить полученную информацию и при желании отреагировать звуками.

На четвертом-пятом месяце малыши становятся более активными и общительными. Родители пытаются обеспечить ребенка самым лучшим, скупая всевозможные развивающие игрушки. Больше всего в этом возрасте малышу нужно общение. В процессе его чаще всего появляются новые игры, которые нравятся ребенку и скрашивают его времяпрепровождение с родителями.

Ребёнок 4 месяца развитие и уход

Что нужно делать с 4 месячным ребенком. Что надо знать родителям о четырёхмесячном ребёнке

на Bebeshka.info » Молодая мама

24.11.16 09:00 /

Развитие ребенка в 4 месяца – что умеет малыш в этом ворасте?

Что нужно делать с 4 месячным ребенком. Что надо знать родителям о четырёхмесячном ребёнке

Четырехмесячный малыш уже прошел период адаптации к окружающей среде. У него наступает переломный момент, когда все системы организма начинают интенсивно развиваться. Движения малыша становятся все увереннее, проявляется индивидуальность, появляются собственные привычки. Малыш начинает активно познавать мир вокруг него.

Смотрите, подробный календарь развития ребенка с рождения до 3 лет по месяцам

Физиологические показатели 4-х месячного ребенка

К этому возрасту кроха должен иметь следующие показатели:

МАЛЬЧИКИДЕВОЧКИ
Рост, см61,7-6659,8-64,3
Вес, кг6,2-7,95,6-7,3
Окружность головы, см39,0-43,538,5-43,0

За месяц малыши должны прибавить в весе до 700 грамм, и подрасти на 2-2,5 см. К 4 месяцам малыш проявляет все большую активность, становится подвижным и уже демонстрирует свои навыки.

Физиологические показатели крохи на пятом месяце жизни активно развиваются:

Зрение
  • Ребенок различает как предметы, так и их цвет, может долго рассматривать заинтересовавшую его игрушку.
  • У малыша появляются задатки зрительной памяти.
  • Он переводит взгляд с одного предмета на другой, к началу 5 месяца различает плоские и объемные предметы.
Слух
  • Слуховой аппарат практически полностью сформирован. При появлении звука малыш поворачивает головку в его сторону.
  • Ребенок вслушивается в обращенную к нему речь, различает интонации.
  • Малыши по-разному реагируют на ритмичные и медленные мелодии. В первом случае они оживляются, а под колыбельную песенку успокаиваются и затихают.
  • На резкие звуки малыш реагирует широким распахиванием глаз.
Первые звуки
  • К 4 месяцам малыш начинает активно гулить и агукать.
  • Он издает некоторые звуки, к примеру «ма», «ба», «па», которые нетерпеливые родители воспринимают за речь ребенка.
  • Малыш уже умеет смеяться и звонко вскрикивать.
Время бодрствования и сна
  • Время бодрствования крохи увеличивается.
  • Он незаметно переходит на 3-х разовый дневной сон, все остальное время посвящая познанию окружающего мира.
  • В 4 месяца ребенок должен спокойно спать всю ночь, в крайнем случае, прерывая его на 1-2 кормления.

Нормально развивающийся малыш в 4 месяца обладает достаточным количеством навыков:

  1. Делает попытки повернуться на бочок, спинку и обратно.
  2. При кормлении сам поддерживает ручками мамину грудь.
  3. Лежа на животе, приподнимается на руках и хорошо держит голову.
  4. Понимает, что для того чтобы извлечь звук из погремушки, ее нужно потрясти.
  5. Удерживает предметы в руке до 30 секунд.
  6. Может садиться, когда его слегка тянут за руки.

Нервно-психологическое развитие малыша в четыре месяца

К 4 месяцам у малыша начинается стадия «оживления». Малыш активно пытается устанавливать контакты с окружающим миром, он радуется общению с взрослыми и стремится к нему.

В этом возрасте у малыша активно развивается мозг и нервная система:

  • У ребенка появляется более эмоциональная реакция на любые события.
  • Малыш уверенно отличает близких ему людей от посторонних, в первую очередь, выделяя маму.
  • Кроха активно общается с окружающими посредством звуков и жестов, особенно радуясь, когда видит маленьких детей.
  • Хотя ребенок еще не проявляет бурную радость при звуках его имени, однако уже реагирует на него, поворачивая головку в сторону говорящего.
  • Четырехмесячный малыш уже проявляет такие чувства, как удивление, любопытство, огорчение или досаду, хотя эти эмоции пока что мимолетны.
  • Малыш умеет некоторое время развлекать себя самостоятельно, занимаясь с игрушками.
  • В 4 месяца у ребенка активно развиваются тактильные ощущения. Это проявляется в том, что все предметы, находящиеся рядом с крохой, он тащит в рот, таким способом изучая окружающий мир. Следите, чтобы игрушки малыша были чистыми.

Мнения специалистов о том, в каком возрасте нужно вводить прикорм, расходятся.

Одни из них советуют начинать докармливать малыша с 4 месяцев, другие говорят, что при достаточном количестве молока у кормящей женщины, лучше начинать прикорм с 6 месяцев.

Поскольку не все мамы кормят детишек грудью, рассмотрим какие продукты, кроме молочных смесей, можно давать с 4 месяцев. Если малыш нормально набирает вес, то лучше использовать в качестве первого дополнительного питания овощные или фруктовые соки и пюре.

Редко кто из современных мам готовит прикорм самостоятельно – выжимает сок или перетирает овощи. Огромный ассортимент питания для маленьких деток на прилавках значительно облегчает жизнь. Для первого прикорма выбирают однокомпонентные составы из цветной капусты, кабачков, тыквы, моркови или яблок.

Если малыш недостаточно набирает вес или у мамы не хватает молока, прикорм начинают с кашки. При этом используют не молочную смесь, которую выпускают как заменитель грудного молока, а именно кашу (овсяную, гречневую или рисовую).

Прикорм вводят, начиная с половины чайной ложки, постепенно увеличивая объем.

Физическое развитие ребенка в 4 месяца – на что способен малыш?

К 4-м месяцам у малыша возрастает потребность в различных движениях. Он усиленно дрыгает ногами и ручками, старается повернуться на бочок, животик и обратно, пытается ползать.

Помочь крохе стать ловким и более крепким можно с помощью несложных занятий:

Учимся самостоятельно переворачиватьсяМалыша кладут спиной на ровную плоскость и показывают ему какой-либо яркий предмет, при этом перемещая его вправо, чтобы ребенок потянулся за ним. Пытаясь дотянуться за яркой игрушкой, он повернется на бочок.Вновь заинтересуйте малыша, чтобы он повернулся на животик. Помогите крохе, если у него не сразу все получается.  Дайте ему подержать желаемую игрушку, затем проделайте поворот в правую сторону.
КачелиЛежащего на спине ребенка берут за ручки и слегка потягивают на себя, чтобы малыш немного приподнял туловище. Аккуратно верните кроху на место. Такое упражнение способствует укреплению мышц живота и помогает ребенку увидеть, что находится вокруг.
Тянемся за игрушкойРебенок должен научиться брать игрушки из разных положений – лежа на спине, животике или на боку. Для этого их кладут на небольшом отдалении, чтобы побудить малыша дотянуться до понравившихся ему вещей. Такие действия укрепляют ручки, спину и мышцы живота, помогают быстрее освоить навыки ползания.
Отрабатываем захватывающие движенияВ первое время, когда ребенок делает попытку схватить игрушку, он совершает много лишних движений, так как с первого раза взять ее не получается. Чтобы помочь малышу освоить захват и удержание в руке различных предметов, проделывают несложное упражнение.В руку малыша вкладывают удобные для захвата предметы. После того, как кроха научится крепко держать их в руках, у него аккуратно забирают игрушку и дают снова.После того, как ребенок начнет уверенно доставать и держать развешенные над кроваткой предметы, их немного отодвигают от малыша, вынуждая его дотягиваться до них.
Сжимаем и разжимаем игрушкиДля тренировки пальчиков и кистей рук, покажите малышу, как можно сжать резиновую игрушку. Звук, который она издает, заинтересует кроху, и он с удовольствием повторит действие взрослых.

Как правильно развивать восприятия четырехмесячного месячного малыша

Малыш в 4-х месячном возрасте ведет себя как настоящий первооткрыватель. Его стремление к познанию нового не имеет границ. Задача родителей поддерживать эту тягу и всячески помогать малышу. Для развития восприятия можно использовать множество упражнений.

Вот только несколько из них:

Знакомимся с разными звукамиПокажите малышу звуки, которые издает колокольчик, барабан, металлофон или бубен. Познакомьте ребенка с новой игрушкой, затем покажите, какой звук он издает, и дайте малышу потрогать и поближе познакомиться с источником звука.Что получит: Повторяя процедуру несколько раз, вы закрепите знания ребенка о звучании предмета. Со временем малыш научится соотносить названия вещей с их образом и звучанием.
Изучаем свойства предметовВозьмите несколько предметов из разных материалов – дерева, пластмассы, металла и резины. Все вещи должны быть небольшого размера и удобно помещаться в детской ручке. Предложите крохе по очереди потрогать игрушки.Что получит: Овладевая ощупывающими действиями, малыш лучше познает мир, у него развиваются тактильные ощущения и мелкая моторика.
Познаем свое телоВ 4-х месячном возрасте малыш интересуется своим телом, с удовольствием разглядывая свои руки и ноги. Возьмите кроху за руку и дотроньтесь пальчиками до его носика. Объясните, как он называется, покажите, где находится нос у вас, дайте малышу его потрогать. Те же действия повторите с другими частями тела. Пусть кроха потрогает свое ушко, ручку или ножку.Что получит: Тактильные действия в совокупности со словами помогает малышу обеспечивать целостность восприятия, объединяя зрительные, тактильные и слуховые ощущения.
Развиваем ой репертуарМалыш с каждым днем произносит все больше различных звуков. Ему нравится лепетать, прислушиваясь к своему голосу. Для развития ого восприятия и освоения разных звуков чаще говорите с малышом, называйте его по имени, рассказывайте сказки или пойте песенки.Дайте малышу игрушечного мишку, собачку или кошку, объясните, что мишка рычит, собачка лает и т.д.Что получит: Малыш соединит воедино зрительные и слуховые ощущения и научится соотносить предмет с его названием.

Неопытные молодые родители полагают, что в возрасте 4 месяцев кроха мало что понимает, и основное внимание уделяют кормлению и гигиене.

На самом деле, чем больше взрослые общаются с маленьким человечком, тем лучше это скажется на его умственном и эмоциональном развитии. Общайтесь с малышом как можно больше, удовлетворяя его тягу к познанию мира. Поделитесь с друзьями:

Что должен уметь ребенок в 4 месяца: 9 основных навыков, 3 рефлекса, 10 норм психоэмоционального развития

Что нужно делать с 4 месячным ребенком. Что надо знать родителям о четырёхмесячном ребёнке

Последнее обновление статьи: 27.03.2018 г.

Каждый месяц – это эпоха, особенно для детей до 1 года. Развитие и рост младенца в этот период времени идут семимильными шагами. Четырёхмесячный малыш по сравнению с новорождённым владеет огромным количеством умений и навыков. Каждый день младенец радует родителей чем-то новым.

В 4 месяца ребёнок уже перерос младенческие колики и может всё своё внимание и энергию направить на познание мира и общение.

Причем последнее становится всё более важным и значимым в жизни маленького человечка.

Ребёнку в этом возрасте, наряду с пищей, сном и уходом, необходимо взаимодействовать с другими людьми.

В первую очередь, с мамой. Младенец в четыре месяца уже чётко выделяет её из числа остальных близких.

Физическое развитие

Так как ребёнок ещё не особо двигается и растрачивает энергию, прибавка в весе всё ещё значительная, хоть и меньше, чем в предыдущие месяцы. С момента рождения малыш набирает около трёх кило. Рост увеличивается на 2 — 3 сантиметра за месяц.

Для более точного определения веса и роста, характерного для гармоничного развития, у педиатров существуют специальные «центильные» таблицы.

  • малыш обязательно должен уверенно держать голову и крутить шеей, смотря по сторонам;
  • приподнимается на предплечьях, удерживая верхнюю часть тела;
  • определяет источник звука, поворачивая к нему голову;
  • в 4 месяца ребёнок должен переворачиваться со спины на бок и дальше на живот. Учится переворачиваться с живота на спинку;
  • захватывает погремушку и удерживает её;
  • при потягивании за ручки пытается садиться.

Четвёртый месяц жизни – очень раннее время для целенаправленных присаживаний. Позвоночник малыша ещё не окреп для таких нагрузок.

Эти навыки лучше осваивать после 5 месяца при условии, что ребёнок сам пытается сесть. Особенно важно это для девочки. Ранее присаживание может спровоцировать неправильное формирование расположения матки.

В будущем это грозит проблемами с зачатием и родами. У мальчика всё не так строго;

  • всё тянет в рот. Таким образом младенец познает мир. Задача родителей – максимально обезопасить пространство вокруг малыша;
  • учится хлопать в ладоши;
  • при кормлении придерживает руками материнскую грудь или бутылочку со смесью.

Следите, чтобы возле ребёнка не оказалось мелких предметов или вещей, от которых можно легко отломать или откусить кусочек. Хоть зубов ещё и нет, дёсны у младенца достаточно крепкие, чтобы откусить кусок чего-нибудь мягкого или хрупкого.

Новорождённый ребёнок владеет определенными рефлексами, которые существуют до определенного возраста. Называются они транзиторными. Начиная с трёх месяцев, рефлексы начинают угасать.

Для каждого существует свой срок. У 3-месячного ребёнка уже не должно быть поискового, защитного, хоботкового и рефлекса Бабкина.

В 4 месяца угасают следующие рефлексы:

  • хватательный рефлекс. Если вложить в ручки младенца пальцы взрослого человека, малыш крепко их обхватит. Четырёхмесячный ребёнок уже осознает движения рук. Его захваты целенаправленны и контролируются самим малышом;
  • рефлекс ползанья. Если ребёнка выложить на живот и плотно прижать руки к подошвам его стоп, младенец будет рефлекторно отталкиваться. Этот рефлекс – основа навыка ползанья. При его стимулировании малыш немного раньше начнет развивать навык ползанья;
  • рефлекс Моро. Ребёнок вскидывает руки и делает обнимающие движения при резком звуке, ярком свете, или при воздействии каких-либо внутренних раздражителей. Именно из-за него, вскидывая ручки, просыпаются новорождённые, вынуждая даже самых ярых противников пеленания укутывать крох на ночь в пеленки.

Рефлексы не только угасают, но и появляются. Они называются установочными. К 4 месяцам формируется верхний рефлекс Ландау. Выражен он в том, что младенец, находясь на животе, приподнимает верхнюю часть туловища и удерживается в таком положении, опираясь на руки.

  1. Легко вызывается «комплекс оживления». При виде родителей или других знакомых людей малыш в 4 месяца улыбается, радуется, активно двигает ручками и ножками, гулит.
  2. Узнаёт маму, выделяет её среди остальных.
  3. Улыбается своему отражению.
  4. Лепечет. Временами можно услышать не только отдельные звуки, но и слога «ма», «па», «ба». Это еще неосознанное звукоподражание, прародитель будущей активной речи.
  5. Выражает различные эмоции. Это уже не только радость и грусть. Прибавляется гнев, обида, страх.
  6. Поведение тоже становится более дифференцированным. Если малышу нравится игра, он радуется. При её прекращении начинает плакать. Среди игрушек выделяет любимые, с которыми готов заниматься постоянно.
  7. Легко определяет источник звука, поворачивая к нему голову. Ребёнок начинает воспринимать музыку. Хорошо реагирует на ритмичную или мелодичную песню.
  8. Сосредотачивается, прислушивается при звуке своего имени.
  9. Начинает ощущать своё тело в пространстве, знакомится с ним. Забавно смотреть за малышом, который пристально рассматривает свои ладошки или щупает ноги. Таковы дети – познание через игру.
  10. Зрение у младенца практически на уровне взрослого. Малыш уже может различать несколько цветов – красный, желтый и синий.

Не надо утомлять ребёнка многоцветными игрушками. Большое число цветов и оттенков напрягают орган зрения и создают повышенную нагрузку на нервную систему.

При грудном вскармливании в питании ребёнка всё остается по-прежнему. Прикладываний к груди становится меньше, вырисовывается режим кормления.

Лактационный криз третьего месяца позади, грудное молоко вырабатывается строго по графику кормления. Ощущения в виде покалывания и распирания при прибытии молока уже не так беспокоят кормящую маму.

Если мама кормит младенца исключительно грудью, никаких прикормов в этом возрасте не вводится. Допаивать водой можно при лихорадке, рвоте и поносе у ребёнка и в условиях жары.

При искусственном вскармливании допускается введение в рацион разбавленных соков. Пищеварительная система искусственника уже вполне готова к их перевариванию.

Обязательно ознакомьтесь с подробной и содержательной статьёй детского доктора, которая отвечает на распространённый родительский вопрос, когда грудничку можно давать сок.

Почему не стоит торопиться с прикармливанием соками? Введение соков может спровоцировать срыгивания из-за закисления внутренней среды желудка.

После сладких соков малыш может отказаться пробовать невкусные, на его взгляд, овощи или каши.

По рекомендациям ВОЗ прикорм необходимо вводить не раньше 4 и не позже 6 месяцев. Точный срок определяется индивидуально по признакам готовности:

  • интерес младенца к взрослой еде;
  • ребёнок хорошо держит голову, сидит уверенно или с опорой;
  • при попадании еды (не молока или смеси) в рот не выталкивает её;
  • удвоение веса с момента рождения;
  • малыш удерживает ложку и стремится положить ее в рот;
  • появление первых зубов.

Сон и режим дня

Спит ребёнок большую часть суток – около 15 часов. Из них ночной сон занимает 10. Оставшееся время распределяется между тремя дневными.

В большинстве случаев, всю ночь напролёт малыш не спит. Несколько раз он просыпается для подкрепления молоком или смесью.

Развивающие занятия

Сегодня это словосочетание растиражировано, модно, актуально.

Но все самые простые игры, общение, объяснения и тактильный контакт – всё это можно назвать развивающим.

  • массаж и гимнастика. Можно использовать по раздельности или вместе. Массаж полезно делать после пробуждения и перед купанием. Гимнастика заключается в пассивных движениях (сгибаниях, разгибаниях) конечностей малыша, переворотах и стимулирования ползанья путем нажатия своими пальцами на пятки ребёнка. С этим процессом неплохо ещё сочетается фитбол. Комплекс занятий с ним несложен, а информацию легко найти в интернете;
  • максимальный тактильный контакт. Младенцу он жизненно необходим. Носите ребёнка на руках, в слинге, кормите грудью, делайте лёгкий поглаживающий массаж;
  • игрушки. Игрушечный парк для ребёнка 4 месяца значительно шире, чем, например, у месячного ребёнка. К погремушкам прибавляются прорезыватели, ведь малышу очень хочется всё тянуть в рот и грызть зудящими дёснами. Младенцу интересно будет пробовать на ощупь различные по текстуре тканевые мешочки, наполненные гречкой, манкой, горохом, и небольшие мячики. Развивающий коврик становится целым кладезем ощущений. Тут и цвета, различные по тактильные ощущениям ткани, висящие над головой игрушки, которые надо обязательно захватить, зеркальце, в которое очень интересно смотреться и узнавать самого себя;
  • речевое общение. Дети – великие подражатели. Чем чаще они будут слышать звуки речи, тем проще им будет ею овладеть;
  • стишки-прибаутки, потешки. Знакомые всем с детства «Сорока-ворона», «Коза рогатая», «Ладушки» и другие. Ребёнку нравится и ритмичное звучание, сопровождающееся действием – купанием, пальчиковой гимнастикой, одеванием, щекоткой, поглаживанием;
  • «Ку-ку». На первый взгляд простая игра для увеселения младенца. На самом деле через игровое действо до ребёнка доносится то, что родитель, когда покидает поле его зрения, потом обязательно возвращается. На этой базе у малыша формируется доверие к миру.

Когда стоит беспокоиться?

Есть определенный обязательный перечень того, что умеет ребёнок в 4 месяца. Родителям это надо знать. Но если ребёнку 4 месяца и у него есть хоть один признак из нижеперечисленных, первое, что необходимо сделать — срочно обратиться к доктору:

  • малыш не держит голову;
  • лёжа на животе, не приподнимается на предплечьях;
  • ребебёнок не переворачивается;
  • не реагирует на звуки, не ищет взглядом их источник;
  • малыш не демонстрирует «комплекс оживления» при виде матери;
  • не держит погремушку и даже не пробует пытаться её ухватить;
  • демонстрирует рефлексы, которые к этому возрасту должны угаснуть.

Внимательно следите за развитием малыша, но не сравнивайте его с ровесниками. Каждый кроха развивается в своем индивидуальном темпе.

Оценка статьи:

(11 4,27 из 5)
Загрузка…

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.